Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.01.2017
Лирическая палитра Марка Белодубровского
В Московском доме композиторов состоялся авторский вечер к 75-летию Марка Белодубровского

Юбилейная программа получилась яркой и убедительно выстроенной, отразив не только вехи творчества, но и организаторские способности композитора, на протяжении многих лет – руководителя Фестиваля искусств им. Н. Рославца и Н. Габо.

Концерт начался с «Брянских песен» для сопрано, двух скрипок и альта (исполнители – певица Е. Золотова и солисты ансамбля «ХХ век» М. Ходина, М. Маргорина и В. Гребенников): в каждой из четырех частей звучат обработки русских народных песен, собранных Белодубровским во время фольклорных экспедиций. Елена Золотова артистично передала фольклорный колорит – инструменталисты проявили изящество в аккомпанементе (диатонические гармонии в разреженной фактуре), украшенном несколькими театральными эффектами (ударами в колокола и колокольчики).

Вторым номером программы Эдита Фил мастерски исполнила пьесу для флейты соло «Аз и Я». В названии – игра слов: за рядом стоящими старославянским «аз» и его русским синонимом «я» угадывается «Азия». По замыслу композитора, такая «игра» в равной мере отражает тему двойничества, присущую многим произведениям романтического искусства, и идею раздвоенности личности. Драматургия пьесы строится на постепенном усложнении элементов языка. Вначале обыгрываются повторы простых интервалов, затем они усложняются и наконец дополняются авангардными техническими приемами звукоизвлечения.

(В целом особенность творчества Марка Белодубровского заключается в том, что его инструментальная музыка тяготеет к авангарду, а вокальные сочинения придерживаются традиции, однако и в том, и в другом случае заметно влияние народной музыки, присутствующее органично, без китчевости или искусственности.)

Следующим прозвучал Вокальный цикл на стихи Державина (романсы «Пчелка», «Кружка» и «Лебедь») – в грациозном исполнении сопрано Дарьи Крутицкой и пианиста Артема Пыся. Цикл содержит в себе стилизацию музыки XVIII века, преломленную современными элементами, когда округлые мелодии, гармоническая простота и прозрачная фактура подаются с отстраненной позиции человека XX–XXI веков.

Иное по характеру – сочинение для скрипки соло «Извлечение йода из морских водорослей», посвященное памяти Павла Флоренского (скрипка – Мария Маргорина). Здесь атональность, внедрение четвертитоновости, экспрессия и одновременно – утонченность и деликатность.

Завершил первое отделение цикл для детского хора «Светлые сны» на стихи В. Андреевой в четырех коротких частях: «Светлые сны», «Раскрытое окно», «Грозили грозини» и «Ах, в том саду». Каждая из частей обладает запоминающейся плавной мелодической ячейкой, многократно повторяющейся или слегка варьирующейся, легкой для детского запоминания, но совсем нетривиальной с точки зрения искушенного слушателя. Особенно выделяется третий номер, в котором многократное и быстрое повторение мотива достигает эффекта алеаторического письма. На контрасте с ним внедрена развернутая, даже обстоятельная мелодическая линия. Исполнение сочинения хором мальчиков Хорового училища им. А. Свешникова (дирижер – Д. Лукин) приятно поразило слаженностью.

Открывшая второе отделение «Прелюдия и хорал» для скрипки соло с подзаголовком Memento mori носит напряженный, трагический характер. Прелюдия – с ее атональной гармонией, резкой обрывистой ритмикой в эмоционально накаленном исполнении М. Маргориной звучала, как крик души. Хорал – диатонический (с элементом миксолидийской модальности), с повторяющейся аккордовой последовательностью, в процессе развития и по мере продвижения к кульминации через четерехзвучные аккорды и драматические арпеджио (во время которых диатоника хоральной последовательности чередовалась с внедренными хроматическими прелюдийными пассажами) менял изначальной спокойный характер, чтобы после спада кульминации снова прийти к спокойствию.

Романс «Брянская Мадонна», написанный композитором на собственные стихи по мотивам Д. Кампано, В. Кардарелли и А. Поцци, прозвучал в исполнении сопрано Марины Румянцевой и пианистки Татьяны Ровнер с большой выразительностью, с акцентом на философском настрое сочинения, его напряженной мелодике. Затем этот ансамбль представил Четыре стихотворения А. Пушкина. Настроения этого цикла контрастны – от бравурных фанфар до мелодических «причитаний» в миноре и специфических сонорных эффектов в партии фортепиано. Как драматургический прием особенно запомнилась краткая реминисценция фанфарного мотива между двумя романсами, наделенными сумрачными красками.

«Дебрянск» для фортепиано соло с подзаголовком «Утро-день-вечер» – колоритное сонористическое сочинение, наделенное новаторской гармонией и авангардной фактурой, но тем не менее обыгрывающее элементы народной музыки и юмористически-подражательные приемы для передачи звуков природы, в том числе животных, и быта. В названии зафиксировано первоначальное, историческое имя Брянска, откуда родом Марк Белодубровский. Блестяще изображенные им «звуковые реалии» города с большим артистизмом представил Иван Соколов: в своей неповторимой манере он усиливал заложенный в пьесе юмор – в частности, когда в кульминационный момент пьесы заиграл на дудке.

В завершение концерта – еще один хоровой цикл: «Ты гори, невидимое пламя» на стихи О. Седаковой. Трехчастное лирическое произведение представил Академический хор Брянского колледжа искусств под управлением Ирины Орловой. 

Поделиться:

Наверх