5 сентября в Москве состоялся концерт-презентация I Всероссийского музыкального конкурса. Его участниками стали несколько будущих конкурсантов и Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии: именно с этим коллективом предстоит выступать музыкантам, которым в свое время посчастливится пройти в финальный конкурсный тур.
Концерт был организован на открытой площадке перед памятником Чайковскому у Московской консерватории, от чего его идея – послужить своего рода фанфарами в начале большого состязания – здорово выиграла. Музыка перемешивалась с солнечными лучами, с молекулами особенного московского воздуха, умножая ощущение праздника: москвичи, как это бывает каждое первое воскресенье сентября, отмечали День города. Публика собралась многочисленная и очень доброжелательная. Что ж, конкурс, в добрый путь!
Официальный старт I Всероссийского музыкального конкурса назначен на 15 сентября. Начиная с этого дня, в течение более двух месяцев - по 25 ноября - он пройдет во всех восьми федеральных округах России: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Северо-Кавказском.
Учрежденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 года Всероссийский музыкальный конкурс предполагает четырехлетний цикл состязаний и охватывает основные специальности классического и народного исполнительского искусства. В 2010 году он проводится по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. В 2011-м состоятся конкурсы дирижеров, камерных музыкантов и арфистов. В 2012-м в состязание вступят исполнители на духовых, ударных инструментах и органе, в 2013 году – на народных инструментах. Далее последует повторение четырехлетнего цикла. Особый регламент Всероссийского конкурса заключается в том, что его первый и второй туры будут проходить в федеральных округах, а финальный третий этап – только в Москве.
Итак, в течение осени единое жюри прослушает участников в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Якутске, Владивостоке, Нальчике и Ростове-на-Дону. Жюри начальных туров возглавят Андрей Диев (фортепиано), Алексей Кошванец (скрипка), Кирилл Родин (виолончель) и Юрий Григорьев (сольное пение). Председателями жюри финала станут Николай Петров (фортепиано), Сергей Стадлер (скрипка), Мария Чайковская (виолончель) и Лариса Гергиева (сольное пение).
…Для одаренных молодых музыкантов, живущих в отдаленных регионах и в большинстве случаев не имеющих возможности приехать «померяться силами» в Москву, проведение конкурсных прослушиваний на местах – это уникальный шанс заявить о себе как местной публике, так и взыскательному высокопрофессиональному жюри. Конкурсанты могут участвовать в отборочных турах по своему выбору – либо в том регионе, где они живут, либо там, где они учатся (если это разные географические точки).
Всероссийский музыкальный конкурс - правопреемник знаменитого культурного явления советской эпохи: Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, в котором участвовали не только юные дарования, но нередко и зрелые музыканты. Имена лауреатов легендарного Всесоюзного конкурса широко и, можно сказать, хрестоматийно известны. Это Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович, Вера Дулова и Святослав Кнушевицкий, Яков Флиер, Виктор Мержанов и многие другие. О преемственной связи двух конкурсов прямо сказал министр культуры А.Авдеев: «Мы решили восстановить уже в новых условиях всероссийский конкурс по типу того, который существовал в советское время».
У нового конкурса есть и новая задача - объединить все престижные внутренние российские конкурсы: в 90-е годы их было 12, а сейчас цифра увеличилась до 80. Поясняя эту мысль, директор Департамента государственной поддержки искусства народного творчества и международных связей Министерства культуры РФ А.Шалашов отметил: «Всероссийский конкурс – средство против девальвации конкурсной системы, против размывания критериев. Это способ установления единой высокой планки».
Первый конкурс поручено провести Российской государственной концертной компании «Содружество» (бывший «Союзконцерт»). Генеральный директор компании Малышев Андрей Владимирович представил свое понимание идеологии Всероссийского музыкального конкурса:
- Идея большого, я бы сказал глобального, музыкального конкурса витает уже давно - давно не хватает такого конкурса, который сделал бы отбор лучших исполнителей по всей нашей огромной стране и по всем специальностям.
На сегодня у нас действуют десятки музыкальных конкурсов разной направленности, что, в общем-то, приводит к измельчанию самой идеи состязания и снижению значения лауреатского звания, которое оно присуждает. На многих конкурсах победа, в принципе, ничего не решает: у музыканта не становится больше концертов, он не приобретает желаемую широкую известность. И вот в Министерстве культуры России созрела идея: в формате современного всероссийского конкурса воссоздать конкурс, существовавший некогда в масштабе СССР - со всеми преимуществами его победителей.
Полагаю, в результате может случиться так, что некоторые незначительные конкурсы перестанут проводиться и останутся лишь конкурсы сильнейшие. В таком сокращении нет ничего страшного: на мой взгляд, определенное количество из 80 ныне действующих конкурсов, в общем-то, не нужно. Речь, конечно, не идет о том, что государство в лице Министерства культуры РФ закроет 60 из них. Но в перспективе поддерживать государство будет, прежде всего, Всероссийский конкурс. Если же муниципальные или региональные власти все же захотят проводить свои собственные, местные конкурсы, то никто их запрещать не собирается: создавайте имидж, развивайте статус.
В учреждении и вот уже скором первом проведении Всероссийского конкурса я вижу только плюсы, хотя предполагаю и множество сложностей. Не стоит забывать, что столь всеобъемлющее состязание – это еще и мониторинг: что происходит в регионах, много ли студентов обучается, сколько из них истинно талантливых, как работает профессура музыкальных вузов – все это предстоит выяснить самым подробным образом. Уже сейчас, имея 500 заявок на конкурс, мы, в общем, представляем картину. Например, от одного очень крупного региона мало заявок - всего 4 скрипача и 4 виолончелиста. О чем это говорит?..
Меньше всего хотелось бы, конечно, чтобы проведение отборочных туров конкурса внесло нервозность в работу директоров соответствующих музыкальных учебных заведений. Но тут надо помнить, что речь – не о проверке, а именно о мониторинге. Он проводится для того, чтобы понять, где есть проблемы и, следовательно, кому государство должно помочь. Где-то, предположим, не хватает преподавателей-скрипачей, а где-то нет хорошего рояля – значит, будем помогать! Цель мониторинга – выявить сложности и постараться решить их, предоставив помощь от государства. Стало быть, и в этом смысле Всероссийский музыкальный конкурс тоже нужен и безусловно полезен.
Поделиться: