В этот вечер на школьной сцене собрались первоклассные музыканты-профессионалы, представители московских оркестров, блистательные солисты и выдающиеся ансамблисты. Вместе с оперными певцами выступили педагоги ДМШ им. Л. ван Бетховена и даже юный бетховенец. Прозвучали сложнейшие сочинения для различных исполнительских составов с участием валторны, многие из которых редко исполняются в России. Ведущим концерта «О валторне верхней и нижней. О сонате и ансамбле» был известный музыковед Артем Варгафтик.
Идею подобных концертов несколько лет назад выдвинул заслуженный артист РФ, валторнист Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» А.К. Кузнецов, автор проекта «Андрей Кузнецов приглашает», в программе которого присутствовали сочинения для валторны в разных ансамблях. Продолжив начинание, свой первый цикл из трех концертов организовал концертмейстер валторн Государственного академического симфонического оркестра России, педагог школы Бетховена Валерий Жаворонков. Второй концерт прошел на сцене школы. Хорошо сказал об этом вечере один из слушателей и организаторов, заслуженный артист РФ, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Л.Я. Мельников: «Сегодня собрался весь свет валторнового искусства Москвы, ведущие исполнители. У нас есть свое сообщество, время от времени мы устраиваем концерты. Традиция эта только зарождается, но уже очевидно, что когда вместе собираются ведущие валторнисты, это становится настоящим подарком для всех музыкантов Москвы!»
Среди слушателей можно было встретить как учеников ДМШ, так и профессионалов-исполнителей, профессоров, в том числе заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных Л.Д. Беленова и М. Егиазарьяна – солиста, концертмейстера и дирижера Геликон-оперы. С давних пор сцена Бетховенская школы – концертная площадка, на которой выступали такие музыканты, как С. Рихтер, Т. Алиханов, Н. Петров, Н. Гутман, О. Каган, камерный оркестр «Российская камерата». Во многом это заслуга директора школы, прекрасного организатора Александра Анатольевича Палицына: «Я всячески поддержал идею Валерия, ведь у нас бывало многое, и концерт для четырех клавиров исполняли».
Сам Валерий Жаворонков рассказал: «Я люблю этот инструмент и мне захотелось, чтобы о нем узнало, как можно больше людей, чтобы программа стала интересна широкому кругу слушателей. Хотелось собрать необычные составы, их ведь великое множество! Это моя первая попытка и можно сказать, что все состоялось, благодаря нашей крепкой дружбе… Мы часто играем вместе, обсуждаем сочинения, но выбор оставался за мной. Первый из трех концертов прошел в концертном зале «Оркестрион». Там сбылась моя мечта – сыграть в камерном ансамбле с А. Рудиным, с которым мы сотрудничаем в оркестре около двадцати лет. Мы исполнили квартет Мартину для виолончели, валторны, кларнета и малого барабана. Третий концерт – «Триумф валторны» – пройдет 23 апреля в ЦМШ. Прозвучат арии с валторной-облегато, ноктюрн из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, симфония-кончертанто Моцарта. Событием станет премьерное исполнение, совместно с оркестром московской консерватории, концерта для валторны А. Янкелевича. Это сочинение было утеряно во время войны и восстановлено валторнистом С. Давыдовым, композитором В. Киктой и А. Попковым. И совсем скоро тем же составом, что и сегодня, мы будем играть произведения Брамса, Шумана и Шуберта в московской консерватории, на концерте из цикла «Музыкальная гостиная». Надеюсь, теперь это станет традицией».
В начале и в конце вечера прозвучали сочинения для натуральной валторны. Это бетховенская соната ор.17 для хаммер-клавира в сопровождении валторны и октет М. Балакирева. Остальные сочинения были предназначены для исполнения на современной вентильной валторне, усовершенствованной примерно 150 лет назад.
Сам Бетховен играл на натуральной валторне и хорошо понимал природу инструмента. Интересно, что его соната была сыграна на аутентичных инструментах. Клавир звучал непривычно глухо, а тембр валторны был близок тембру своего предка – лесному рогу. Исполнители – пианистка Мария Успенская, лауреат многих конкурсов, и Сергей Крюковцев – артист оркестра московской академической государственной филармонии.
Идею близости к природе продолжила песня Рихарда Штрауса «Альпийский рог», исполненная преподавателем ДМШ Бетховена Оксаной Поповой, валторнистом Виктором Тараном и педагогом ДМШ имени Л. Бетховена, пианисткой Еленой Бобневой. В песне говорилось о навязчивом голосе природы, сопровождающем героя стиха. Ярким аккордом концерта стали третья и четвертая часть сюиты для четырех валторн и тубы шведского композитора, недавно ушедшего нашего современника Кристера Даниельсона. Замечательные музыканты медной группы оркестра московской академической государственной филармонии Арсений Самсонов, Герман Бушуев, Сергей Крюковцев, Владимир Бойко и тубист Фиргат Мусин, артист государственного академического симфонического оркестра России имени В.Ф. Светланова, донесли до слушателя всю мощь звучания терпких позднеромантических гармоний 3 части, близкой сочинениям Вагнера, Сибелиуса, Нильсена, Грига и токкатный натиск 4-й части, напоминающей о музыке Шостакович, Равеля, Стравинского.
Багатель Германа Нойлинга, валторниста Берлинской оперы, раскрыла секрет названия вечера. Композитор вошел в историю валторнового искусства как автор сочинения, с 70-х годов исполняемого претендентами на место второго или четвертого валторниста в оркестре. То есть багатель предназначена для «нижней», или «низкой», второй валторны, играющей иную по тесситуре партию, чем «верхняя» или «высокая» первая валторна. Ее сыграл Алексей Сакович, артист группы валторн госоркестра и пианистка Ксения Апалько. В исполнении Ноктюрна ор.75 немецкого промышленника начала XX века Фридриха Войта принял участие юный «бетховенец», исключительно талантливый кларнетист Данила Яско, семиклассник. Вместе с Валерием Жаворонковым и пианисткой Еленой Бобневой он виртуозно исполнил эту романтически вдохновенную музыку.
Интересный диалог равноправных участников прозвучал в сложнейшей сонате для валторны и фортепиано Жанны Виньери. В отличие от бетховенской сонаты здесь превалировала валторна, но партия фортепиано не уступала ей по силе и значимости. Это типично французская музыка в стиле Дебюсси. В медленной красивейшей второй части слышались отголоски сочинений Рахманинова и Скрябина. Ее исполнил виртуозный тандем Станислава Давыдова, Заслуженного артиста РФ, артиста национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова, и пианистки Елены Кузнецовой. Наиболее известным сочинением концерта стал единственный камерный опус И. Брамса с участием валторны – трио «Памяти матери» ор. 40. Как сказал о нем А. Варгафтик, «Это бесценный подарок всем валторнистам». Фортепиано – Ксения Апалько, скрипка – артист камерного ансамбля «Солисты Москвы» Кирилл Кравцов, валторна – Валерий Жаворонков.
В финале концерта прозвучал долгожданный октет ор.3 М. Балакирева для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано. Октет давно не исполнялся в России, он числится незаконченным сочинением композитора. В нем интересно сочетается западное полифоническое искусство, блестящая листовская партия фортепиано и характерно балакиревские славянские интонации. Исполнили октет артисты госоркестра Евгений Яковлев – флейта, Алексей Конопляников – гобой, Валерий Жаворонков – валторна и артисты камерного оркестра «Солисты Москвы» Кирилл Кравцов – скрипка, Андрей Усов – альт, Алексей Толстов – виолончель, Рустем Шагимарданов – контрабас. Партия фортепиано – Ксения Апалько.
Концерт прошел «на ура». Победила музыка.
На фото В. Жаворонков
Поделиться: