Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.02.2013
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР И ЕГО ВЗРОСЛЫЕ СОЗДАТЕЛИ

1 февраля в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся благотворительный концерт, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве. Его главным участником стал Волгоградский детский симфонический оркестр.

Детский симфонический оркестр все еще редкость для нас. И в том, что он существует в Волгограде, объединяя юных жителей не только города, но и области, большая заслуга Волгоградской филармонии. Об этом рассказала главный координатор оркестра – заслуженная артистка РФ М.В. Колмакова.

– Марина Валерьевна, каким образом тема «детский симфонический оркестр» возникла в Волгоградской филармонии?

– Предыстория такова. В преддверии Дня Победы в 2011 году из Комитета по культуре Волгоградской области (ныне это министерство культуры) в филармонию поступил запрос о возможности участия в праздничном концерте некоего гипотетического симфонического оркестра, в котором бы играли исключительно учащиеся школ искусств и музыкальных школ города и области. Администрация филармонии вышла на школы, хотя, признаться, идея показалась утопической. Однако заинтересовавшихся предложением оказалось достаточно, чтобы приступить к репетициям, и мы выбрали одно произведение – «Песню о далекой Родине» М.Таривердиева, аранжировку которого сделал волгоградский композитор Павел Морозов. Понимали, что на некоторых инструментах дети еще просто не могут играть – далеко не все симфонические оркестровые специальности представлены в учебных планах, к примеру, нет классов альтов, контрабасов, гобоев и фаготов, тромбонов, – и эти инструменты приходилось заменять: мы, в частности, ввели третьи скрипки вместо альтов. В основном были представлены струнные инструменты, а духовые и ударные – возможным на тот момент образом. Всего около 100 человек. Дирижером с самого начала стал наш молодой маэстро Юрий Ильинов. Первое выступление состоялось на сцене Центрального концертного зала филармонии 9 мая 2011 года. Сделали все очень честно – на сцене рядом с ребятами не было взрослых иллюстраторов, никакой «подзвучки», и дети играли с большим удовольствием. Мы поблагодарили ребят, педагогов и думали, что расстаемся. Но в филармонии стали раздаваться звонки из школ с вопросом, «нет ли возможности поработать еще раз». Мы предложили желающим выступить в июне в гала-концерте нашей «фирменной» юношеской программы «Цветы музыки». И как ни странно, дети отложили путевки в лагеря отдыха, – на концерт пришел полный состав. После этого стало ясно, что идея оркестра не навязана «сверху», а привлекательна для многих юных музыкантов и их учителей. Поэтому осенью, в самом начале нового сезона, Волгоградская филармония разработала Положение о Детском симфоническом оркестре. В октябре провели конкурс, набрали состав – четыре полные группы симфонического оркестра, составленные из школьников от 9 до 17 лет. В течение первого сезона мы выступили в нескольких программах филармонии, участвовали в IV Международном новогоднем фестивале искусств «Con brio», а 1 мая 2012 года нам посчастливилось открыть концерт Пасхального фестиваля Валерия Гергиева! Валерий Абисалович с большой симпатией нас послушал, распорядился, чтобы после выступления всех ребят пропустили в зал, а нескольких духовиков посадил на сцену, чтобы они почувствовали себя внутри оркестра Мариинского театра. Ребятишки после этого стали совершенно по-новому относиться к делу.

– Расскажите подробнее о ноу-хау Волгоградской филармонии – «Цветы музыки».

– Директор филармонии Виктор Николаевич Кияшко правильно говорит: если бы не было детской творческой программы «Цветы музыки», не было бы и детского симфонического оркестра, потому что почва для него создавалась целых 15 лет. Программа поддержки юных музыкантов Волгограда и Волгоградской области, которую в 1996 году учредил Волгоградский академический симфонический оркестр – это комплекс различных форм творческой работы. Она имеет несколько ступеней. Первая – конкурс на право сольного выступления в сопровождении симфонического оркестра. Мы не дифференцируем места, так как в концертной работе с ними мы стараемся избегать чистой соревновательности. Важнее всего создать комфортные условия для практического проявления дарований маленьких музыкантов, а участие в концерте дает практику знакомства с большой формой исполнительства.

Помимо главного творческого приза – выступления с оркестром – наиболее яркие солисты удостаиваются творческой стипендии. Она складывается из нескольких источников, в том числе и из средств филармонии. И наконец, самые интересные солисты уже без конкурса получают приглашение участвовать в симфонических программах – детских, юношеских, а порой и вечерних. Иногда мы специально заказываем произведения, координируя с педагогами наши репертуарные интересы и методическую целесообразность. Далее: программа имеет две возрастные категории. Первая так и называется – «Цветы музыки», в ней участвуют дети до 16 лет, те, кто еще, может быть, колеблется в выборе профессионального пути и хотел бы себя проверить, его ли это дело. Для нас важно поддержать ребят в этом периоде их творческого становления. А младшая категория, «Семицветик», – для ребят до 10 лет. У них свой конкурс и свой репертуар, причем тематический, из тех произведений мелких форм и адаптаций, которые заявлены в филармонической программе детского сезона.

15 лет назад конкурс начинался с «засилья» пианистов и скрипачей, слегка «разбавленных» флейтистами. С годами нам удалось привлечь к участию исполнителей на самых разных оркестровых инструментах, вплоть до самых редких. Даже в «Семицветике», помимо тех же рояля и скрипки, играют виолончель, кларнет, саксофон, валторна, ксилофон, арфа. В больших «Цветах» была гитара с оркестром, был контрабас, арфа, тромбон. Мы стараемся пропагандировать разные инструменты, привлекать внимание к тем или иным музыкальным специальностям. В этом году, например, в программе появилась новая номинация – «Сольное академическое пение». Дети от 9 лет (наша самая младшая лауреатка – Юля Смирнова, солистка концерта 1 февраля в Москве) поют старинные арии, музыку романтического стиля: Перголези, Моцарт, Чайковский…

– Каковы, на ваш взгляд, положительные стороны создания Детского симфонического оркестра на базе филармонии?

– Директор филармонии проявил и великодушие, и дальновидность, и мудрость руководителя, ведь артисты детского оркестра это, возможно, наши будущие кадры. Благодаря поддержке Волгоградской филармонии Детский симфонический оркестр имеет много плюсов. Мы репетируем на сцене большого зала на тысячу мест, и он предоставлен нам безвозмездно со всем оборудованием: стулья, пульты, освещение, микрофоны, крупногабаритный инструментарий (контрабасы, ударные), нотный материал – это все за счет филармонии. Кроме того, инструментовки, аранжировки, адаптации нам тоже предоставляются силами филармонии. Филармония проводит для оркестрантов творческие встречи с интересными музыкантами-гастролерами, приглашает на фестивальные концерты. В прошлом году с нами очень активно работал наш композитор и органист Владимир Королевский. Одну из программ с большим энтузиазмом готовил заслуженный деятель искусств РФ, дирижер, художественный руководитель филармонии Вадим Венедиктов. Это оживление музыкальной жизни, это стимул для интереса молодежи к симфоническому оркестру.

Филармония предоставила и свои творческие кадры: у каждой группы – свой педагог-репетитор, музыкант симфонического оркестра с большим опытом, имеющий обширную педагогическую практику. Я с удовольствием называю имена этих людей, которые не щадят ни своих творческих сил, ни времени. Куратор группы скрипок – артистка группы первых скрипок Лариса Кузьминова, куратор группы духовых – валторнист с огромным опытом Петр Васирук, с группой виолончелей работает артистка оркестра «Царицынской оперы», преподаватель Ольга Седенкова, с ударными – Алексей Смирнов. Без них мы бы, конечно, не справились. Надо отдать должное и ребятам – у нас нет проблем с дисциплиной. Нам было буквально два месяца, когда художественный руководитель Академического симфонического оркестра, народный артист РФ Эдуард Серов уже доверил нам выступить во фрагменте симфонического концерта новогоднего фестиваля. А это так важно, когда дети выходят на не учебную, а на настоящую большую сцену. Их по-настоящему слушают. Они слышат настоящие аплодисменты. Нельзя не восхищаться нашими идеальными профессиональными условиями!

– Дети из областных городов тоже играют в вашем оркестре?

– Да, и мы по праву этим гордимся! Сейчас у нас играют ребята из семи городов и поселков области, причем самые отдаленные находятся в 300 км от областного центра. Меня поражает энтузиазм детей, их педагогов, родителей, ведь перед поездкой в Москву у нас репетиции проходили каждое воскресенье плюс 1-2 раза на неделе. Мы очень рады, что игра в большом коллективе, творческое общение настолько для них дорого. Вот смотрите: трудно не признать, что наша система воспитания инструменталистов ориентирована на сольное исполнение, а ведь 80% тех, кто становятся профессионалами, – это все-таки музыканты, играющие в коллективах. А наши оркестранты с детства получают возможность узнать, что же такое игра в коллективе. Среди них и лауреаты конкурсов, и те, кто никогда ими не станут, но в коллективе являются цементирующими звучание «голосами». И между всеми артистами прекрасные отношения, потому что все понимают, что делают общее дело. Поначалу из третьих скрипок люди просились в первые, а сейчас каждый ценит свое место, так как знает: если он будет играть плохо, пусть даже сидя вдали от дирижера, то некачественно звучать будет весь оркестр. Поэтому каждый старается, ведь все они любят свой оркестр. Замечательные юные артисты!

Несмотря на то, что оркестр делает первые шаги, мы уже стали лауреатами межрегионального фестиваля в Волгограде и международного фестиваля-конкурса в Санкт-Петербурге. После этого филармония и предложила оркестру большой проект в Москве. Причем не участие в сборном концерте, а собственную концертную программу – более чем на час.

– Как вас принимала московская публика? Дети довольны?

– Концерт прошел с подъемом, зрители реагировали очень тепло, очень трогательно.

Впечатляющим финальным аккордом программы стали всенародно любимые песни Александры Пахмутовой. Малая родина А.Пахмутовой – поселок Бекетовка (один из окраинных районов Волгограда). В период Сталинградской битвы ей исполнилось всего 13 лет, но память о тех днях она пронесла через всю жизнь, наверное, поэтому ее музыкальные интонации, проникнутые героической торжественностью и щемящей болью, никого не оставляют равнодушными. В поздравительном слове А.Пахмутова сказала: «Прекрасно, что этот концерт проходит в храме Христа Спасителя: может быть души героев слышат нас сейчас… Всем ветеранам и всем дорогим землякам хочу пожелать счастья и радости, Волгограду – оставаться таким же красивым, таким же солнечным, чтобы никогда не было войны, чтобы были прекрасны и счастливы наши дети, чтобы процветала наша Родина». Солист театра «Царицынская опера» Максим Орел в завершение концерта исполнил легендарное приношение «Поклонимся великим тем годам» на слова М.Львова в сопровождении оркестра, хора и аккомпанемента автора. Величественный припев этого сочинения всегда ассоциируется с общенародной молитвой во славу отечественного воинства, и в храме эта молитва обрела сакральный смысл: «Всем тем, которых забывать нельзя поклонимся, поклонимся, друзья!»

Мне также дорого то, что Александра Николаевна в доверительной беседе отметила культуру и грамотность составления программы, воспитание музыкального вкуса наших воспитанников. А ребята… – знаете, за время подготовки к выступлению в Москве они очень выросли как коллектив. Сам же концерт стал кульминацией больших творческих усилий, колоссальным эмоциональным всплеском. И усталость, конечно, навалилась. Но по дороге в Волгоград, дети уже донимали руководителей вопросами: когда следующая репетиция?!..

Поделиться:

Наверх