Top.Mail.Ru
АРХИВ
23.10.2010
АБИТУРИЕНТ ПОЮЩИЙ

Как не ошибиться и выбрать среди абитуриентов действительно достойных и способных к профессиональному обучению? Об этом размышляет Наталия Борисовна Никулина - преподаватель Московского областного базового музыкального колледжа им. А.Н. Скрябина по специальности «Пение академическое».

Решая проблемы отбора абитуриентов при поступлении на вокальные отделения средних специальных учебных заведений и прогнозируя их успешную профессиональную деятельность, необходимо учитывать не только психофизические свойства личности, но и другие, не менее важные характеристики поступающих. Большую роль при поступлении играют не только музыкальные способности, но и мобильность мышления, умение постоянно совершенствоваться. Именно совокупность профессиональных и личностных особенностей абитуриентов помогают увидеть преподавателю их настоящий потенциал.

Проблеме конкурсного отбора наиболее способных и перспективных вокалистов, поступающих в музыкальные средние специальные учебные заведения, не уделено должного внимания, хотя вопрос этот затрагивается в исследованиях Л.Б. Дмитриева, Ю.А. Барсова, А.Н. Киселева и других вокальных педагогов. В.П. Морозов справедливо указывает, что «для профессиональной вокальной деятельности необходимо не одно какое-то ярко выраженное свойство, а комплекс этих свойств (голос, музыкальность, внешность, артистичность, эмоциональность и т.п.)», и разрабатывает экспериментально-теоретические основы объективных критериев отбора. Исследователи обращают внимание, прежде всего, на профотбор в музыкальные высшие учебные заведения, когда певец уже имеет, хотя и минимальный, но все же профессиональный опыт. Здесь возникают сложности иного порядка, чем в средних специальных учебных заведениях (возраст, дефекты внешности, наработанные вредные навыки, ошибки предшествующего этапа обучения, неверно определенный тип голоса и т.п.).

Чрезвычайная сложность при отборе на вокальные отделения в средние специальные музыкальные учебные заведения заключается в выявлении природного голоса и перспектив абитуриента, качества его пения. Основная трудность состоит не только в том, что сценическое волнение, вполне объяснимое при отсутствии опыта публичных выступлений, мешает выявить творческий потенциал юного певца. Вокальные дарования абитуриентов, как правило, не развиты: либо замаскированы приобретенными (подражательными) манерами пения, либо отражают неподготовленность к самому экзамену по специальности, обусловленной отсутствием условий для подготовки и незнанием академического репертуара. Казалось бы, подобные сложности испытывают работающие на приемных испытаниях педагоги во всех творческих училищах (театральном, художественном, хореографическом и других). И все же с вокальным образованием случай особый – здесь имеет значение возрастной характер профессии, стихийность воспитания голоса в детском возрасте, спонтанность проявления желания петь.

Главная задача при приеме в училище состоит не столько в том, чтобы оценить имеющиеся на данный момент вокальные возможности, сколько в прогнозировании перспективы их развития. Необходимо дать оценку имеющихся у молодого певца определенного комплекса потенциальных возможностей и способностей к дальнейшему профессиональному обучению, которые при правильной работе могут значительно развиться. Но именно за этой очевидной задачей и скрывается множество вопросов. Как реально определить потенциал юного дарования? Как увидеть за неумелым, подражательным, порой комическим исполнением классических произведений собственный облик будущего певца? Какие качества свидетельствуют о его творческом потенциале? По каким параметрам следует проводить отбор абитуриентов?

Желание петь, наличие голоса и слуха – необходимые, но далеко не все качества, присущие певцу. Среди наиболее существенных, определяющих певческое призвание и возможность вокального роста, назовем следующие: эмоциональная развитость, сценические данные, актерские способности, внешность, физическое здоровье. Чтобы понять, как координируются эти качества в процессе профессионального отбора, обратимся непосредственно к структуре приемных испытаний.

Итак, первый экзамен - по специальности – абитуриент сдает публично в концертном зале музыкального училища. Зал создает условия для весьма достоверного определения качества тембра, профессиональной силы звучания голоса (либо перспектив на таковую), диапазон более или менее ровно звучащих нот. Это помещение позволяет отграничить певца от слушателей и оценить его целостно.

Традиционно сложились требования к исполняемой программе: два вокальных произведения академических жанров (как правило, это русские романсы или романс и народная песня). Репертуарные сложности возникают уже на предварительной консультации. Утраченная традиция исполнения народных песен в семье, а также очевидный сегодня в стране кризис хоровых традиций чрезвычайно остро сказываются на этом этапе. Подавляющее большинство молодых людей могут исполнить только эстрадные песни и образцы всевозможной шоу-продукции, которые сегодня в изобилии звучат на телевидении. Следовательно, уже на консультации преподаватель советует избрать несложный русский романс (например, «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Метелица» А.Варламова, «Сарафанчик», «Деревенский сторож» А.Гурилева и др.), современные обработки и стилизации народных песен. Обоснованность рекомендованного репертуара очевидна, поскольку при всей его интонационной, драматургической и композиционной простоте появляется возможность выявить тембровые, регистровые особенности голоса, его диапазон, эмоциональную полноценность пения и его осмысленность.

Довольно часто абитуриент не имеет благоприятной возможности выучить и подготовить на полноценном уровне рекомендуемые произведения (не существует структуры подготовки вокалистов для поступления в училище). Поэтому данная ситуация особенно сложна для того, чтобы разглядеть, услышать, угадать талант. В то же время, преподавателю среднего специального учебного заведения нужен материал, голос, а не подготовленность. Определение настоящего дарования, выявление его отличия от имитации – сложнейший момент приемных испытаний, поскольку он основан на старой истине. Пению должен и может обучаться каждый, но не всякий может быть музыкантом-профессионалом. Для профессионала необходимы специальные способности.

Вступительное испытание по специальности – это экзамен-ознакомление комиссии с обликом певца в целом. Создается первое впечатление о голосе, слухе, внешних данных. Обращается внимание на звучность, тембральную окраску голоса, чистоту интонирования, умение выстраивать мелодическую линию, слушать аккомпанемент. Среди критериев следует отметить проявление натуры, осмысленность и музыкальность, дикцию, темперамент, уровень музыкальной грамотности абитуриента. Даже движение рук, нередко возникающее спонтанно от недостатка средств и неумения выразить себя, помогает выявить его темперамент. Учитывается также и умение представить себя – объявить репертуар исполняемых произведений. При этом следует отметить, что опасной может быть не только недооценка, но и завышенная оценка способностей. Переоценка данных абитуриента своим результатом может иметь напрасно потерянное время, разочарование в несбывшихся надеждах – все это оказывает негативное влияние на личность в целом, ее судьбу. Даже самая авторитетная приемная комиссия, ограниченная несколькими минутами восприятия каждого экзаменующегося, часто не имеет возможности в исчерпывающей мере исследовать все профессиональные данные поступающего. Поэтому, чтобы избежать ошибок и сделать правильный прогноз, комиссия допускает до следующего экзамена всех, за исключением тех очевидных случаев, когда абитуриент не только не заинтересовал, но и продемонстрировал отсутствие на данный момент вокальных способностей. Таким образом, шанс дается почти всем желающим петь.

Поделиться:

Наверх