Top.Mail.Ru
АРХИВ
23.10.2010
НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ И ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ

27 - 28 сентября в Москве проходила Всероссийская конференция-форум преподавателей ДШИ, организованная Министерством культуры Российской Федерации как часть программы Года учителя. Конференция собрала 400 преподавателей и руководителей школ искусств и около 140 представителей органов управления культуры из 83 субъектов федерации. Вопросы обсуждались самые животрепещущие: проект закона «Об образовании в Российской Федерации» и законодательные аспекты функционирования ДШИ, сохранение трехступенчатой системы художественного образования и, прежде всего, ее начальной ступени. Все это стало темой беседы нашего корреспондента Натальи Строкиной с заместителем директора Департамента науки и образования Министерства культуры РФ А.О. Аракеловой, кандидатом искусствоведения, заслуженным работником культуры Российской Федерации.

- Александра Олеговна, что предполагает готовящийся новый закон «Об образовании» в отношении ДШИ, насколько его проект учитывает специфическую деятельность таких школ? Наверное, это главное, что интересовало участников прошедшей конференции?

- Главным на конференции было не только обсуждение проекта закона. Широкой общественности были представлены результаты мониторинга, проведенного Министерством культуры в первом полугодии этого года. Такое исследование осуществлялось впервые и было вызвано тем, что назрела необходимость заострить проблемы, с которыми столкнулись детские школы искусств в последнее время, а точнее – за 18 лет с момента выхода закона «Об образовании» в 1992-м году. Министерству культуры надо было, в конце концов, понять, «на каком свете» находятся эти школы, чтобы выступать с предложениями по существу нового закона, который, как планирует Министерство образования, начнет действовать с 2013-го года. Тем более что утвердят его, конечно, раньше, ведь закон подразумевает подготовку целого ряда подзаконных актов.

Скажу сразу: мониторинг выявил печальную картину. По таким позициям, как материально-техническая база ДШИ – состояние учебных классов, инструментов, библиотечного фонда, наличие читальных залов в школьных библиотеках, по такой позиции, как уровень заработной платы преподавателей и концертмейстеров и повышение их квалификации, как качественный состав и средний возраст педагогических кадров и так далее, – по всем показателям положение очень скромное. Например, средняя заработная плата у преподавателей ДШИ в целом по России составляет лишь 8-9 тысяч рублей. Или другой пример: средняя учебная площадь в одной школе - всего три квадратных метра. (Я уже не говорю о средствах, которые выделяются на ремонт помещений). Очень тяжелая ситуация с комплектованием библиотек учебниками, хрестоматиями, клавирами – всем, что необходимо для полноценного учебного процесса. Там, где денег нет, пользуются литературой, которая приобреталась еще в советское время: учебники, нотные сборники выглядят как наборы разрозненных страничек. Столь же безрадостна ситуация с повышением квалификации преподавателей: школам искусств в ряде регионов средства на эти цели не выделяются. Учителя не имеют возможности повезти своих детей на конкурс или фестиваль в другой город, потому что командировочные расходы не предусмотрены.

В общем, ситуация неблагополучная. Но мне представляются два пути выхода из нее. Первый - это законодательное обеспечение нормального функционирования ДШИ. В настоящее время ни закон «Об образовании», ни подзаконные акты – «Положение об учреждении дополнительного образования детей» - не отражают специфики деятельности школ искусств. А новый закон эту специфику предусматривает. Второй путь – социально-экономический: главы субъектов федерации и органы управления культуры, муниципальные власти не должны забывать о том, что финансирование по остаточному принципу детских школ искусств приведет к их уничтожению. Со своей стороны Министерство культуры должно обеспечить законодательные нормы, приложить максимальные усилия, чтобы и Министерство образования, и правительство, и Государственная Дума поняли эту проблему. Но над так называемой финансовой составляющей должны работать субъекты Российской Федерации, поскольку эти вопросы не входят в компетенцию Министерства культуры.

Что сейчас обозначено в проекте нового закона «Об образовании»? Там есть статья № 161, которая называется «Особенности реализации образовательных программ в области искусства». Можно сказать, это наша победа за последние 18 лет. В статье не только прописаны программы, реализуемые в ДШИ. В ней отражены также вопросы, актуальные для деятельности средних и высших учебных заведений, послевузовской творческой аспирантуры – словом, собраны все детали, которые крайне необходимо отразить именно в законе, поскольку от этого зависит качеств подготовки кадров для отрасли культуры.

Что же касается непосредственно детской школы искусств, то в этой статье для детской школы искусств прописана возможность реализации предпрофессиональных образовательных программ. Это не означает, что теперь ДШИ не может реализовывать общеэстетические программы, то есть направленные на «всеобуч», но основной акцент и прерогатива – это предпрофессиональное образование. Оно не является новым для ДШИ. Просто тем программам, которые ДШИ реализовывали на протяжении ХХ века и реализуют сейчас, мы придаем более высокий статус. Именно повышение статуса этих программ позволит решить проблему с нормой часов за ставку заработной платы, с пенсионным обеспечением преподавателей ДШИ, с нагрузкой для концертмейстеров (всем известно, что концертмейстеры - это наиболее незащищенная категория работников в отрасли культуры). Статус предпрофессиональных образовательных программ позволит применить единые для всей России нормы к образовательному процессу, чего сейчас нет. Ведь примерные планы для ДШИ, которые Министерство культуры разработало еще 2000-м году, это не норма. К ним мало кто прислушивается, а тем более - мало кто финансирует их в полном объеме по причине примерного статуса. В противовес этому предпрофессиональные программы предполагают разработку федеральных государственных требований, которые уже нельзя будет игнорировать, которым надо будет следовать.

В целом, мы хотим дать детской школе искусств возможность шагнуть в будущее, повысить социальное положение преподавателей, концертмейстеров, в том числе и материальное положение на уровне законодательства. У нас есть большая надежда, что наша статья в этом проекте закона войдет в том объеме и в той редакции, в которой мы ее предлагаем. Отрадно и то, что мы имеем поддержку и в Комитете Государственной Думы по культуре - там работают наши единомышленники, - и в Правительстве Российской Федерации.

- В чем же все-таки таится сегодняшняя опасность для ДШИ и каким образом следует ее избегать?

- Проблема часто связана с тем, как именно на местах трактуются предложения со стороны государства. Бывает, что не в пользу отраслевого образования и без анализа возможных последствий для него. Возьмем такой пример. Во многих регионах ДШИ стали передавать органам управления образованием. Объяснение очень простое: у них больше средств на содержание образовательных учреждений. Есть национальный проект «Образование», который позволил многим школам значительно улучшить свою материально-техническую базу. И те ДШИ, которые перешли в органы управления образованием, в материальном плане стали жить лучше. Но к чему это приводит? Во-первых, к утрате преемственности в нашей трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства. Если ДШИ начинают подчиняться органам управления образованием, они поневоле начинают жить по законам и нормам другого ведомства. Все-таки органы управления культуры, несмотря на то, что у них всегда меньше денег, обеспечивают взаимосвязь образовательных учреждений разных ступеней в отрасли культуры. Это сохранение тех традиций, без которых невозможно функционирование нашего образования. Поэтому неправильно из-за каких-то временных потребностей осуществлять резкие шаги, тем более что вернуться назад, к «своим», традиционным истокам, крайне сложно.

А вторая опасность – это перевод школ искусств в автономные учреждения. Я бы не советовала торопиться с переходом. В законе об автономных учреждениях все весьма заманчиво: определенные свободы, льготы и так далее. Но все-таки хотелось бы сначала посмотреть, как будут жить те, кто «стал автономным». Здесь могут быть проблемы, особенно у школ, не имеющих внебюджетных источников финансирования. Ведь автономия предполагает, что данное учреждение должно зарабатывать. Но какая детская школа искусств сможет это делать?..

- Александра Олеговна, что бы вы сказали в завершение интервью преподавателям школ искусств, которым не удалось побывать на конференции? Тем более что есть особый повод для обращения - в октябре мы отмечаем Международный День учителя?

- Хочу обратиться к преподавателям, у которых я училась в детской музыкальной школе и в музыкальном училище. Спасибо вам за ваш труд и любовь к искусству! Хочу пожелать всем выдержки и огромной любви к профессии, такой благодатной и благодарной.

Кем бы ребенок ни стал после того, как он вышел из стен детской школы искусств, то, что он там получил – общение с искусством и опыт первого вдохновения, – останется с ним на всю жизнь.

И еще я хочу пожелать руководителям детских школ искусств - потерпите немного: за последние годы сделано много шагов и многие проблемы должны решиться с введением нового закона об образовании. А пока занимайте своим любимым делом, учите подрастающее поколение на лучших образцах искусства, учите их познавать законы прекрасного и постигать этот мир с открытой, творчески-одухотворенной душой!

Поделиться:

Наверх