Top.Mail.Ru
АРХИВ
16.06.2014
ДШИ: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ЖИЗНИ
Трижды лучшая школа дополнительного образования в Смоленской области в мае этого года получила памятную золотую медаль и диплом лауреата конкурса «Сто лучших школ России». Подробности в беседе с Е.А. Новичковой – директором Вяземской ДШИ им. А.С. Даргомыжского.

– Елена Александровна, вы присутствовали в Санкт-Петербурге на торжественной церемонии награждения?

– Да. Приглашение принять участие в этом конкурсе обернулось весомой наградой всему коллективу, который создал школу, эта победа стимулирует и рост молодых педагогов. Поскольку школе более 60 лет (с 1952 г.), у многих за плечами многолетний стаж и одна запись в трудовой книжке. На сегодня в коллективе из 44-х не более десяти преподавателей, кто не оканчивал нашу школу, то есть абсолютное большинство – выпускники прошлых лет, работают буквально династиями, а это целая жизнь…

На этом крупном образовательном форуме были представлены гимназии, лицеи, интернаты для одаренных детей, детские школы искусств – от Калининграда до Магадана. Затрагивались вопросы системы образования в целом. Участники рассказывали о своих учреждениях, поднимали острые проблемы, делились опытом, задавали вопросы заместителю председателя Комитета Госдумы по образованию В.Е. Шудегову: про досрочную пенсию, стимулирующие выплаты, повышение зарплат, мониторинг качества работы педагога, новые формы аттестации. Полезный форум, все было организовано на высшем уровне.

– В последние годы стало больше возможностей для развития ДШ?

– ФГТ очень похожи на программы, по которым учились и мы в пору хорошей советской школы. Ради сохранения базового образования идет разграничение по программам – для тех, кто ищет эстетическое развитие, и тех, кто идет в профессию. Таким образом, дополнительное образование детей приводится в порядок – и по количеству часов, и по требованиям.

– Из 16 образовательных программ, реализуемых в вашей школе, лишь 4 предпрофессиональные (фортепиано, струнные инструменты, народные инструменты, духовые и ударные инструмент).

– Понимаете, в чем дело, четыре предпрофессиональные программы охватывают практически все классическое направление: струнные народные, народные клавишные, фортепиано, скрипка, флейта, хореография. По ФГТ в предстоящем учебном году мы будем набирать уже второй класс, но это не означает, что хорошо занимающийся ребенок 4-5 класса не попадет в училище. Все наши лауреаты и дипломанты занимались по дополнительным программам. Когда ребенок стремится достичь результата, педагог делает все, чтобы привить любовь к профессии.

– Двое ваших учащихся приняли участие в закрытии Зимних Олимпийских игр в Сочи в составе Российского детского хоа…

– Дмитрий Селиванов и Григорий Павлов (преподаватель – Светлана Валерьевна Панченко). Конечно, мы горды – из десяти человек от Смоленской области двое наших воспитанников! Поездка в Сочи – это было незабываемо, на репетиции присутствовал Владимир Владимирович Путин, они вернулись в восторге. По возвращении мы организовали нечто вроде пресс-конференции, на которой ребята делились впечатлениями, исполняли песни из репертуара хора. 12 июня они споют в Симферополе на Дне России.

– Все школьные коллективы очень активно работали в этом учебном году, ведь ДШИ им. А.С. Даргомыжского – центр социокультурной жизни г. Вязьмы и райоа.

– Мы постоянно в гуще событий. Так как в городе нет филармонии, наши коллективы, педагоги, дети-солисты выступают на мероприятиях разного масштаба: районных, областных и межрегиональных – трудно перечислить.

Проект «Мы с вами» – для детей с ограниченными возможностями и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. На базе школы в конце апреля состоялся заключительный этап пасхального фестиваля «Подари добро» – большого мероприятия, включившего в себя и «Белый цветок» по сбору средств на лечение детей: были подготовлены игры и большой концерт для многодетных семей. Наш музыкальный театр «Ди-ли-дон» ежегодно выезжает с постановками и концертами в Шимановский «Дом милосердия». Проект «Одной мы связаны судьбой» – для воинских частей, «До-ми-солька» – для младших школьников. Также сотрудничаем с детскими садами и среднеобразовательными школами, раз в месяц проводим детские филармонии плюс музыкальный салон, который собирает разные категории граждан: ветеранов, меломанов, малолетних узников, матерей воинов Афганистана. То есть у нас постоянно гости. Выступлениями охватываем все слои населения города: провели День матери, вечер к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. 1 апреля прошел КВН (уже в четвертый раз), приуроченный Году культуры. Есть школьная лига – это вид внеклассной деятельности, который очень детей сплачивает.

В наших краях – под Вязьмой (на 242 км по Минскому шоссе) – погибла Бауманская дивизия в 1942-м, и каждый год почтить память однополчан приезжают ветераны. В этом году концерт для них устроили наши солисты-лауреаты международных конкурсов, ансамбль «Ложкари», хор, а заключительную песню «Аист на крыше» дети исполнили вместе с ветеранами.

Настолько полюбился музыкантам патриотический конкурс «Песни, опаленные войной», что получил статус зонального, ведь приезжают из школ Смоленска, Ельни – города воинской славы, Гагарина, Калужской области... Как же дети проникновенно поют песни о войне: 15-летняя девочка так исполняла «Балладу о матери» Е. Мартынова, что в зале все плакали. И слушая, как поют дети о войне, о которой знают понаслышке, невольно думаешь: Россия жива и будет жить.

– Вы объемно видите назначение детской школы искусств: помимо эстетики вкладывать в детские души сострадание, патриотизм – ценности более высокого поряда.

– Да. Я считаю, что замкнуться на художественном образовании – сейчас мало. Надо разнопланово готовить детей к будущей жизни, а не только делать из них профессионалов или слушателей. Наши воспитанники должны знать, что есть люди в трудной жизненной ситуации, есть инвалиды, и видеть их в едином пространстве с собой, помогать им. Очень важно, чтобы дети научились уважать ветеранов Великой Отечественной, а значит старость, узнали песни, посвященные самым суровым дням, выпавшим на долю российского народа, чтобы стали патриотами Родины.

– Вы также болеете душой за объединение родителей и школы искуссв…

– А для кого ребенок играет? Прежде всего, ребенок играет для своих родителей, потом уже для педагогов и слушателей. Есть очень заинтересованные родители, есть семейные ансамбли, но их мало. Остальную родительскую аудиторию надо завоевывать, чтобы стать им интересными, стать частью их жизни. Тогда и результаты детей будут еще лучше.

У меня зреет идея создать проект, который бы нас объединил и помог воспитывать детей сообща. Нужно, чтобы педагогический коллектив, дети, родители, городская администрация стали одним сообществом, – тогда не будут закрываться школы искусств. Своему коллективу я повторяю: почему мы должны быть везде? Потому что, если мы закроемся в своих классах и будем учить Баха, Моцарта, Бетховена, об этом никто не узнает, и когда спросят – кто использует это здание? – нас не услышат. Мы должны так работать, чтобы и на конкурсах дети были на высоте, и в городе мы были нужны; чтобы все знали, чем занимаются в этой школе. Сегодня необходимо постоянно доказывать свою значимость и нужность, а это возможно только через взаимодействие со всеми слоями населения в широком социуме.

Поделиться:

Наверх