Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.05.2016
НОВЫЕ ЛИЦА В СТАРОЙ ГОСТИНОЙ
Одной из самых неординарных московских концертных площадок является «Гостиная Юргенсон». Это салон для представления классической и современной музыки в помещении двух комнат исторического здания XVII века, в котором со второй половины XIX и до начала ХХ проживал первый российский нотный издатель Петр Иванович Юргенсон (1836–1904). Что было, что стало и что, возможно, будет в этих стенах, размышляет наблюдавший за их музыкальной жизнью с начала нового года Антон РОВНЕР.

ДОМ СТОИТ

Петр Юргенсон обосновал здесь свое знаменитое издательство, и вплоть до революции оно было ведущим, если не единственным в России. В здании жила семья Юргенсона и помещалась типография, в одном из примыкающих флигелей некоторое время проживал сам Петр Ильич Чайковский, который не только печатался у Юргенсона и потому во многом был обязан ему своей мировой славой, но и дружил с издателем и его семьей.

В гостиной, расположенной, как и в наше время, на втором этаже дома, проводились концерты из произведений современных в то время русских композиторов, после чего хозяин дома приглашал на скромную трапезу, во время которой обсуждались прозвучавшие сочинения. Эти концерты у Юргенсона носили во многом утилитарный характер – прежде чем музыкальное произведение отдавалось в печать, его нужно было услышать, чтобы издатель мог оценить его и произнести свое веское суждение по поводу актуальности издания. Тем не менее гостиная оставалась весомой художественно-богемной площадкой для московских музыкантов – композиторов и исполнителей, где они могли встречаться, общаться и знакомиться с новиками русской музыки. После смерти Петра Ивановича здание и издательство перешли во владение его сына Бориса Петровича (старшего), который руководил издательством вплоть до национализации в 1918 году, когда оно прекратило свое существование, а на его месте появился Музсектор Госиздата, позднее – многочисленные иные учреждения.

… В 1990-х годах прямой правнук П.И. Юргенсона Борис Петрович и его дочь Анастасия Борисовна начали предпринимать шаги, чтобы им как потомкам первого нотного издателя в России позволили использовать дом предков по назначению. Случай помог в 1998 году, когда в историческом здании освободились две комнаты, как раз те самые, в которых некогда и была музыкальная гостиная. Первые концерты классической музыки – и выставки живописи – прошли в том самом 98-м. Затем у Б.П. Юргенсона возникла идея продолжить традицию своего прадеда еще более непосредственным образом. Он захотел привлечь в музыкальную гостиную композиторов-современников. Будучи преподавателем геологии (доктором геологических наук), Борис Петрович имел мало связей с миром музыкантов-профессионалов, однако талант организатора у него был широко развит, помогала и присущая ему человеческая теплота. Он обратился в Союз композиторов России, где нашел поддержку и счастливым стечением обстоятельств в 2001 году даже был выдвинут на должность ответственного секретаря СК РФ. Тогда же привлек к делу двух композиторов, которые взялись составлять программы концертов, привлекая все новых авторов и исполнителей.

Первый концерт современной музыки в «Гостиной Юргенсон» прошел 10 марта 2002 года. С тех пор в течение четырнадцати лет концерты на этой площадке проводились в среднем раз в месяц. Выступали композиторы и исполнители Москвы, Петербурга, Воронежа, Брянска, Екатеринбурга, на концерты приходили ведущие музыковеды, анализировали исполненные произведения, после каждого концерта участники и гости салона обязательно приглашались на фуршет в соседней комнате: там продолжалось обсуждение исполненных сочинений и, конечно, произносились тосты в честь авторов…

К несчастью, в июне прошлого года внезапно скончался Борис Петрович, но организацию концертов продолжила его дочь Анастасия, и – к счастью – заложенная им музыкальная традиция продолжилась: с тех пор было организовано более десяти концертов. В том числе при участии одной из самых преданных музыкальной гостиной исполнительниц скрипачки Марии Ходиной. Она – художественный руководитель ансамбля современной музыки «ХХ век», участвующего в концертах «Гостиной» и сочетающего в своих программах классику, музыку ХХ века и композиторов-современников.

ЖИЗНЬ КИПИТ

На февральском концерте в «Гостиной» были представлены известные и редкие сочинения русской классики, а также музыка сегодняшних молодых авторов. Пианистка из Японии Саяка Такахаси виртуозно и выразительно исполнила «Танец феи драже» Чайковского в транскрипции М. Плетнева. Весьма неординарная пьеса для фортепиано наименее известного из композиторов «Могучей кучки» Ц. Кюи «Мечты фавна после чтения газеты» прозвучала в исполнении Ольги Звонаревой, которая должным образом отметила пародийную аллюзию на «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси.

Тонко и с умеренной долей «экзотизмов» прозвучали романсы Ефрема Подгайца «Павлины» на стихи Метерлинка и «Ария Алисы» из оперы «Алиса в стране чудес» в исполнении сопрано Марии Румянцевой и Татьяны Ровнер за фортепиано. Николай Воронов представил виртуозное и эксцентричное фортепианное сочинение с юмористически несовпадающим названием «Концерт для виолончели с оркестром», по его словам, принадлежащий перу загадочного корейского композитора Ю Листионавта. Романтическая лирическая линия была предложена Михаилом Беруашвили в его двух романсах «Октава» на стихи Аполлона Майкова и «Поздняя любовь» на стихи Ивана Машина. С напряженной экспрессией прозвучал романс Марка Белодубровского «Брянская мадонна» (М. Румянцева – Т. Ровнер), затем – неоклассическое сочинение для флейты соло Panoply («Ковер») американского композитора Джозефа Персона.

Завершился концерт драматически насыщенным исполнением О. Звонаревой «Четырех прелюдий» Юлиана Скрябина (сына Александра Скрябина, утонувшего в Днепре в 1919 году в возрасте одиннадцати лет). Эти прелюдии, безусловно, несущие отпечаток стиля великого отца Юлиана, тем не менее обладают редкой для юного возраста их автора зрелостью, техническим мастерством и оригинальностью.

Главной темой мартовского концерта стали «Венские классики и нововенская школа». Было решено объединить сочинения Моцарта и Бетховена, с одной стороны, и Шёнберга и Веберна, с другой, добавив к ним и музыку композиторов нашего времени.

В исполнении М. Ходиной и В. Гребенникова ярко прозвучал Дуэт для скрипки и альта соль мажор Вольфганга Амадея Моцарта, контрастное сочинение из нескольких частей. Экспрессивно и напряженно были исполнены Даниилом Екимовским «Три пьесы для фортепиано», оp. 11, основателя нововенской школы Арнольда Шёнберга. С должным чувством формы и пониманием драматургии прозвучали «Четыре пьесы для скрипки и фортепиано», оp. 7, Антона Веберна. Особенно впечатлила публику своей неординарной гармонией и экспрессией «Часть» для струнного трио Веберна, исполненная солистами ансамбля «ХХ век». А в завершение вечера публику порадовали солнечной по своему характеру «Весенней» сонатой для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена.

Апрельский концерт носил заглавие In Memoriam и был посвящен ушедшим композиторам – не только недавно окончившим свой земной путь нашим современникам, но и авторам начала ХХ века, чья музыка была незаслуженно забыта или даже запрещена. Поэтому наряду с сочинениями Эдисона Денисова и Алемдара Караманова звучали также сочинения мастеров первого русского авангарда: Александра Мосолова и Артура Лурье. Ольга Звонарева произвела колоссальное впечатление на публику российской премьерой загадочного фортепианного произведения Мосолова «Туркменские ночи», в котором туркменские народные мелодии внедрены в неординарный авангардный контекст жестких, урбанистических звучаний, диссонантных гармоний. Мария Ходина мастерски, с утонченной экспрессией исполнила первую, сольную часть – Entrada – из Концерта для скрипки и струнного оркестра Лурье, написанного в годы эмиграции в США, передав грусть, ностальгию, присущую этому произведению.

Гобоист Михаил Штанько, сам талантливый композитор, сыграл новаторское и одновременно лирическое «Соло для гобоя» Денисова, искусно реализовав авангардные технические приемы. Пианист Михаил Ченцов представил отточенное исполнение раннего сочинения Караманова «Окно в музыку», написанное в додекафонной технике. Он же завершил концерт собственным произведением для фортепиано «Памяти Алемдара Караманова». Это было приношение крымскому композитору как автору симфоний, написанных в Симферополе в 1960–1980-е годы преимущественно на библейские темы. Сочинение Ченцова отсылало к романтическому стилю Караманова, характеризуя его, прежде всего, средствами расширенной диатоникой, но и в нем, как в большинстве исполняемых в «Гостиной Юргенсон» произведений сегодняшних молодых авторов, был очевидно заметен индивидуальный почерк.

Поделиться:

Наверх