– Лариса Борисовна, пять лет назад ДМШ им. С.Я. Лемешева задалась целью всколыхнуть интерес к творчеству Сергея Яковлевича как к достоянию русской культуры. Насколько сегодняшние дети и молодежь согласились с вашими благими намерениями?
– Реальность такова, что современное поколение музыкантов в России, а тем более за ее пределами плохо знакомо с творчеством Сергея Лемешева. За исключением тех узких специалистов, которые знают, что в ХХ веке в Тверской губернии родился будущий великий тенор. Позвольте процитировать дирижера Бориса Хайкина: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю – и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, – все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны». Школа с гордостью носит его имя и считает своей миссией популяризацию русского вокального искусства, поэтому и вкладывает много сил в проведение этого конкурса. В 2016 году мы приняли около 300 участников из Белоруссии, Казахстана, Китая, Боснии и Герцеговины. Жизнь доказывает, что большинство лауреатов конкурса Лемешева становятся студентами средних и высших учебных заведений, выбирая профессию оперного певца.
– Что значит – равняться на имя Лемешева?
– Это значит равняться на выдающегося мастера «русского бельканто». При проведении мастер-классов наши члены жюри всегда говорят: мало иметь хороший голос, мало иметь хорошего педагога и правильно научиться петь, главное – суметь передать зрителю то эмоциональное состояние, которое заложено в сюжете произведения. Профессор Академии им. Гнесиных, концертмейстер с 50-летним стажем Мария Наумовна Бер учит, что движение музыки идет от слова. Важно понимать и смысл текста, и замысел композитора.
– Гран-при россиянам не достался. Кто, по-вашему, оставил самое яркое впечатление?
– Сильное впечатление оставила обладательница Гран-при – студентка средней специальной музыкальной школы Зеница из Боснии и Герцеговины Нейра Мухич. Ей 18 лет, она актриса от природы, обладает ярким сильным голосом, профессионально подготовлена. Исполнение романса С.В. Рахманинова «Полюбила я на печаль свою» поразило глубоким пониманием русского языка и драматургии всего произведения. Всего же из Боснии и Герцеговины были три конкурсантки. Их pianissimo в «Аве Марии» уносит в космос! Они стали лауреатами третьей степени.
– Многие ли ваши преподаватели подготовились к юбилейному конкурсу?
– Конкурс – результат слаженной работы команды единомышленников, объединенных общей идеей. Из наших детей блестяще выступила в младшей возрастной группе Ярослава Соколова, она и получила первую премию. Очень хорошо показали себя крымчане, участвовали впервые и были один лучше другого.
– Можно считать нынешний конкурс переломным моментом в его истории?
– Пять лет – это срок для любого творческого проекта. Наш конкурс за это время обрел множество поклонников, стал ориентиром для молодых вокалистов и заслужил уважение мастеров. Радует и тот факт, что он становится более профессиональным и по количеству участников из средних специальных и высших учебных заведений, и по уровню исполнительства. В 1992 году при поддержке Международного союза музыкальных деятелей И.К. Архиповой в Твери проходил Международный конкурс им. С.Я. Лемешева под председательством народного артиста СССР Владислава Пьявко, и участвовали оперные певцы. Я надеюсь, что со временем наш конкурс станет связующим звеном между детско-юношеским и профессиональным вокальным искусством. В июне исполнится 115 лет со дня рождения Сергея Лемешева, поэтому для нас конкурс 2017 года будет особенным. Мы также надеемся на внимание к нему со стороны выдающихся деятелей искусств и Министерства культуры Российской Федерации.
На фото народная артистка РФ Г. Борисова и Л. Беседина
Поделиться: