Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.04.2015
ВОСПИТЫВАЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Расположившись в здании петровских времен, ГБОУ «Музыкальный лицей Комитета по культуре Санкт-Петербурга» соединило в себе два символа культуры. Директор лицея Виталий Романов согласился на интервью «Играем с начала».

– Виталий Владимирович, хотелось бы узнать из первых уст об истории старейшего архитектурного памятника Санкт-Петербурга.

– Кикины палаты – особняк, названный в честь его владельца Александра Васильевича. В конце 17-го столетия умный и предприимчивый Кикин завоевал расположение Петра I и сумел войти в круг царя. Он был человеком просвещенным, меценатом: поддерживал талантливых художников. Строительство Кикиных палат началось в 1714 году. Элегантное здание полностью отвечало и тогдашней европейской архитектурной моде, и старой русской архитектуре. В 1718-м Кикина казнили, а в палатах разместили первый русский публичный музей  – Кунсткамеру, главной целью которого стала пропаганда естественно-научных знаний. Множество сложных поворотов судьбы прошло в этом удивительном здании, пока в 1979 году в нем не разместилась Детская музыкальная школа № 12 Смольненского района, позже (в 1995-м) реорганизованная в Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре, ныне Музыкальный лицей Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

– Что же представляет собой лицей и есть ли отличия от других музыкальных школ?

– Его основная особенность заключается в том, что фактически здесь реализуется несколько образовательных программ. Общие  дисциплины начального и среднего звена совмещаются с учебным планом ДМШ/ДШИ. Важным отличием является углубленный курс музыкальных дисциплин (к примеру, занятиям на инструменте отводят пять академических часов в неделю). Соответственно, требования к ученикам растут, ведь лицейские классы направлены на продолжение профессионального музыкального образования.

– Можно сказать, это элитное музыкально-образовательное учреждение?

– К слову, в прошлом году лицей стал победителем Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств России». Программы лицея максимально способствуют успеху обучения именно на профессиональной основе. Многие выпускники продолжают образование в музыкальных колледжах, консерваториях, академиях и институтах культуры городов России и мира. После окончания вузов некоторые возвращаются в родное «гнездо» в качестве педагогов, сохраняя преемственность поколений.

– Решение таких задач возможно лишь в сплоченном коллективе. Расскажите, пожалуйста, о ваших педагогах.

– Вы абсолютно правы! Сильный преподавательский и руководящий состав – основа успеха. У нас работают не просто профессионалы, а истинные энтузиасты. Среди них заслуженные работники культуры РФ, кандидаты наук и преподаватели Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», премии «Педагогические надежды», обладатели нагрудных знаков «За гуманизацию школы»,  «За достижения в Культуре».

Все отделы имеют в своем послужном списке внушительное число выпускников, ставших музыкантами – лауреатами престижных музыкальных конкурсов и фестивалей. Наши лицеисты неоднократно отмечены премиями правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования» и «Молодые дарования России».

По мнению заслуженной артистки России профессора СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова Т.М. Загоровской, фортепианный отдел лицея «демонстрирует выдающиеся результаты и  на сегодняшний день – один из ведущих в городе». Заведующая отделением И.И. Лобикова работает в команде с заслуженными работниками культуры России Л.В. Лавнеевой, М.Г. Полозовой и другими замечательными педагогами. Яркими и запоминающимися оказываются выступления воспитанников отдела русских народных инструментов. Звания «Заслуженный работник культуры РФ» удостоены руководители струнного народного отдела З.П. Лисовенко и отдела баяна/аккордеона В.А. Садков, преподаватели – С.П. Грищенко, В.А. Поляков, А.М. Долгов, руководитель оркестра русских народных инструментов «Балалайка», чьи концерты неизменно поражают высочайшим уровнем исполнения и являются важным событием в музыкальной жизни лицея и города.

Трудом заслуженных работников культуры РФ – руководителя И.С. Михайловской и В.А. Ушакова, а также К.Я. Лобикова и других отдел духовых и ударных инструментов демонстрирует отличные результаты. Среди преподавателей струнного отделения – старший преподаватель отдела Л.А. Вишнякова, заслуженный работник культуры РФ Н.И. Матвеева, Е.О. Щукина. Культуру хорового пения прививает в младшем хоре хормейстер С.А. Алипова, концертным хором Lyceum руководит Б.П. Васильев. Помогают в формировании профессиональных навыков игры на фортепиано на хоровом отделении преподаватели фортепиано под руководством  Елены Александровны Тарлер.

Хоровые коллективы лицея регулярно выступают и становятся лауреатами международных конкурсов. Также успешно выступает камерный струнный оркестр PRIMA под руководством С.Н. Ефаева, заслуженного работника культуры РФ. В тесном контакте с коллегами руководителю отдела музыкально-теоретических дисциплин Л.М. Евлановой удается готовить выпускников к поступлению в консерваторию как на исполнительские факультеты, так и на теоретический.

– Как вы относитесь к тезису, что общее образование музыканту не совсем обязательно?

– Глубоко убежден, что развитие музыканта должно быть разносторонним, ведь только в этом случае он сможет создать нечто действительно гармоничное. Общему образованию в лицее уделяется повышенное внимание, потому что педагоги нацелены на воспитание эрудированных личностей. Бывают ситуации, когда в старшие классы поступают дети из других учреждений, и коллектив сталкивается с непростой задачей приучить ребенка с одинаковым рвением относиться ко всем дисциплинам. Самое удивительное  в этой ситуации то, что приходится убеждать не только учащихся, но и их родителей!

– Вероятно, их не приходится убеждать принять участие в творческом проекте для родителей и учащихся «Музыкальный вызов»…

– Помимо детей, в пилотном проекте приняли участие и родители. В прошлом году воплотилась идея создания  летнего лагеря «Музыкальный вызов», где дети-музыканты смогли с пользой провести летние каникулы. Под руководством педагогов более 70 учащихся школ Санкт-Петербурга и  Москвы занимались не только специальностью, но и живописью, ритмопластикой и актерским мастерством. Мероприятие прошло в Болгарии на берегу моря (в 15 км от Варны).  В этом году «Музыкальный вызов» приглашает в Эстонию, и 97 человек уже изъявили желание расширить кругозор и получить незабываемый опыт общения с интересными личностями.

– Известно, что в лицее проходят мастер-классы, консультации и общение с музыкантами Санкт­Петербургской консерватории.

– Мы очень рады тому, что налажена прямая связь между лицеем и консерваторией. Роль этого сотрудничества невозможно переоценить! Постоянными гостями и кураторами лицея являются такие известные музыканты и профессора, как заслуженная артистка России Т.М. Загоровская, народная артистка России Е.А. Мурина, заслуженный артист России А.С. Догадин. Весьма плодотворно сотрудничество с замечательным музыковедом заслуженным деятелем культуры РФ Л.И. Воронцовской.

– Расскажите о концертной деятельности лицея.

– Стараемся участвовать во всех значимых музыкальных событиях Петербурга, о чем сообщаем на официальном сайте лицея muzlyceum.spb.ru. Кроме того, лицей уже много лет ведет собственный абонемент в Санкт-Петербургской академической капелле «Путь к Парнасу». Он состоит из шести концертов – привлечены все отделы и коллективы лицея, а также преподаватели и концертмейстеры (многие преподаватели являются концертирующими музыкантами). Абонемент сезона 2014/2015 особый – он посвящен 70-летию Великой Победы, именно поэтому основная часть концертов проходит на благотворительной основе. Это своего рода дань и благодарность ветеранам за мир. 

Поделиться:

Наверх