Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2009
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Музыкально-компьютерное моделирование есть путь к формированию в ребенке творческой личности и одна из форм развивающего обучения – этот тезис разъясняет руководитель творческой мастерской «Компьютерная музыка» ДШИ им. М.А. Балакирева, член правления НАИ П.М. Гущенков.

Эпиграфом к моей небольшой статье могут послужить два следующих высказывания. Первое принадлежит академику В.В. Давыдову. Ссылаясь на данные психологов, утверждающих, что лишь приобщение к миру искусства дает человеку воображение как базу для творческих проявлений во всех сферах жизни, он говорит, что занятие науками может быть успешным лишь при развитом воображении, а собственно наука воображения как такового не развивает. Это означает, что с первого до последнего классов необходимо всячески «втягивать» наших школьников во все виды искусства.

Второе высказывание взято из книги бесед с Альфредом Шнитке: «…следует отыскать путь к пробуждению «интуитивных» возможностей усвоения. Все музыкальное воспитание должно измениться принципиально в смысле десхематизации, возврата к детскому «бессознательному» усвоению новых знаний и умений. Проблема это не музыкальная, а всеобщая – сознание должно выйти из личинки и научиться летать. Но для того, чтобы научиться летать, методика «шаг за шагом» непригодна, здесь нужно отважиться на прыжок».

Вот таким прыжком – в том числе и к тому, чтобы разить в ребенке творческое воображение, оказался принципиально новый предмет: «Музыкально-компьютерное моделирование» (автор образовательной программы Э.Р. Дарчинянц). Он послужил тому, что в 1995 году на стыке искусства и техники в московской ДШИ им. М.А. Балакирева вырос целый отдел компьютерной музыки.

Если попросить ребенка нарисовать, например, дождик, он свободно, быстро и с удовольствием это сделает. А можно ли нарисовать дождик звуками? Да. Благодаря компьютеру дети получили возможность заниматься свободной «звуковой живописью» - импровизировать, аранжировать и сочинять музыку. Это все равно, что учиться говорить - т.е. овладевать языком, в данном случае музыкальным и, естественно, не по нотам. А уж потом на этой основе можно продолжать успешно учиться и исполнительскому искусству на музыкальном инструменте, что сравнимо с обучением чтению и письму.

Занятия по этому увлекательному и развивающему детей предмету проходят на миди-клавиатуре (синтезаторе), соединенной с компьютером. Домашняя работа не связана с упражнениями и тренажом и носит исключительно творческий характер. Главная работа происходит в головах и сердцах детей. Моделируя, т.е. обнаруживая в звуках образы различных явлений окружающего мира, дети формируют свой музыкальный язык. Учитывая важность эмоциональных и игровых моментов в учебной деятельности, желательно, чтобы работа над созданием моделей происходила как выполнение заказа к озвучиванию какого-нибудь мультфильма: это сразу возбуждает фантазию ребят и побуждает их к действиям.

Создать модель – значит найти соответствующий способ действий со звуками, т.е. нужную интонацию или интонационное зерно, из которого можно вырастить всю модель или ее часть. Каждая модель возникает как новая проблема и требует принципиально иного решения, заставляет вновь и вновь выходить за рамки привычного, уже известного ранее, т.е. раз за разом совершать маленькие открытия. Чтобы это произошло, преподаватель должен умело организовать дискуссию в группе учащихся, в результате которой они спонтанно импровизируют на клавиатуре и записывают импровизации на компьютер. А затем полученный материал преобразуется учениками в темповом, тембровом, динамическом и других отношениях, после чего они прослушивают его, отбирают наиболее удачные варианты и комбинируют из них модель. В такой ситуации у детей не только активизируется моторно-двигательная функция, но, главное, в них совершается напряженная внутренняя работа, обостряющая эмоции, слуховое восприятие, воображение и мышление. Сценарий урока предусматривает преодоление затруднений через тонкое использование системы подсказок, способных примерно очертить направление и дать импульс к поиску.

Учебная деятельность реализуется через решение системы учебных задач. Каждая учебная задача открывает один из важных разделов музыки, создает условия для открытия детьми определенных закономерностей музыкального языка и охватывает большой временной период в объеме учебного года. Так, первая учебная задача состоит из моделей, передающих изобразительность в музыке через подражание звукам природы и «описание» предметов, как бы с натуры, а затем и по воображению. В любой модели, всегда начиная с главного, т.е. с замысла и создания образа, дети без труда и с интересом используют и выстраивают множество частных проявлений этого главного. Они вовлекаются в процесс определения логики формы модели, в процесс поиска выразительного регистра, нужных темпов, тембров, штрихов, динамики, мелодии, аккомпанемента и т.д. Вследствие того, что ребенок сам создает образ, в его сознании эти ключевые понятия музыкального языка становятся опредмеченными и присвоенными. Естественно, что это в полной мере относится и к элементам музыкальной фактуры (трель, диатоническое и хроматическое гаммообразное движение, кластер, тремоло, аккорды, арпеджио и т.п.). И не надо спешить заменять эту живую опредмеченность сухой музыкальной терминологией. Когда возникнет необходимость подробнее коснуться, например, термина «трель», достаточно будет напомнить детям про модель «Пчелы».

Такой подход идет от общего к частному и называется развивающим. В нем содержание предмета, методы его присвоения и организация занятий находятся в единстве. Подход прямо противоположен традиционному подходу «от частного к общему».

Далее. Начиная с шумовых звучаний, дети переходят к модели «Кукушки», где возникает необходимость не только подобрать интонацию пения птиц в интервале большой терции, но изобразить уже воображаемыми звуками покачивание веток под кукушками (а в модели «Медведь» - смоделировать звуковое представление о берлоге). Кукование выступает как простая и легкая по характеру мелодия, а «ветки» звучат как сопровождение: таким образом, ученики впервые сами создают аккомпанемент. Между отдельными моделями легко просматривается преемственность. Так в «Юле» дети почувствуют, что можно использовать круговое движение звуков, найденное ранее в «Ручейке» (водоворотик), а в «Часиках» - интонацию кукушек для передачи тиканья часов, которое затем превращается в аккомпанемент для создания импровизаций.

Логическим завершением первого учебного года становится создание гротеска – так называется причудливая сказочная композиция, вбирающая в себя все самое интересное из ранее созданного материала, прослушанного и проанализированного учащимися. Комбинируя различные фрагменты по вертикали и горизонтали, дети совершают неожиданные находки, которые порождают в их воображении новые, значительно более сложные образы.

На втором учебном году дети оказываются способными к участию в творческих интеграционных проектах – это, например, озвучивание небольших слайд-фильмов, создание музыки для постановки хореографических номеров юными танцовщиками.

Учащиеся отдела компьютерной музыки ДШИ им. М.А. Балакирева принимают участие во многих серьезных творческих состязаниях и выступают весьма успешно. Количество дипломов лауреатов и победителей региональных, межрегиональных и международных конкурсов составляет 25% от числа обучающихся. Уже в I Всероссийском форуме-конкурсе юных композиторов «Хрустальный камертон» (1998 г.) трое из пяти лауреатов в номинации «Электронная музыка» учились на отделении компьютерной музыки (ОКМ) ДШИ им. М.А. Балакирева. И далее: в одном только 2006 году учащиеся ОКМ стали лауреатами и победителями целого ряда творческих конкурсов-фестивалей. Они завоевали 6 дипломов Московского областного открытого фестиваля-конкурса исполнителей на синтезаторе, 5 дипломов Открытого творческого конкурса «Исламей», а также дипломы лауреатов-победителей Международного конкурса пианистов им. В.А. Моцарта в Кавале (Греция), Международного фестиваля «Открытая Европа», Московского международного форума «Одаренные дети». Наконец, в ноябре того же 2006 г. на I Международном конкурсе творчества детей и юношества «Музыка и электроника» сочинения учеников ОКМ ДШИ им. М.А. Балакирева были удостоены Гран-при, первой и третьей премий, а в 2008 г. на этом же конкурсе они завоевали первую и вторую премии.

Обобщая, мы можем сказать, что в занятиях музыкальным моделированием детям присущи рост интереса к музыке, активизация самостоятельности, рождение чувства удовлетворения достигаемыми результатами и радость самоутверждения. Эмоциональные проявления являются зримыми признаками формирования у детей потребности в учебной деятельности. (Известно, что при традиционном репродуктивном подходе у подавляющего большинства учащихся школ эту потребность не удается сформировать до самого выпуска.)

Мы можем говорить о найденном талантливом решении, при котором использование компьютера сочетается с истинно новым содержанием, методами и организацией занятий. Здесь компьютерная техника временно заменила еще только складывающуюся исполнительскую технику руки ученика. В триаде «сочинение – исполнение – слушание музыки» наконец-то ребенок занял первое место, что сделало его занятия творческими и доставило большое удовольствие. Главными стали не изнурительный тренаж за инструментом, а развитие воображения и постижение музыкального языка через самостоятельное создание своих образов. Только на такой основе, идя от образа к деталям его воплощения, и может вырасти творческий музыкант-исполнитель и понимающий слушатель. Из любви к своему творчеству рождается и любовь к творчеству других людей.

Огромная заслуга автора программы Э.Р. Дарчинянца состоит в том, что предмет «Музыкально-компьютерное моделирование» и заложенный в нем концептуальный развивающий подход могут и должны, по моему мнению, послужить одной из основ давно назревшей перестройки музыкального образования в детских школах искусств. В результате мы смогли бы получать на выходе молодых людей не только с более или менее качественным начальным музыкальным образованием (или даже профессионально ориентированных юных музыкантов), но и личностей, т.е. людей с большим творческим потенциалом, способных реализовывать себя в любых сферах и обстоятельствах взрослой жизни.

Поделиться:

Наверх