Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2006
УСЛЫШЬТЕ КАРТИНЫ ПАВЛА ФИЛОНОВА

Звучащая графика синтезатора АНС и живопись Павла Филонова. Это необычное объединение – плод работы московского композитора и радиоин-женера Станислава Крейчи, автора предлагаемого материала.

«Более 40 лет творчество Станислава Крейчи непосредственно связано с синтезатором АНС - фотоэлектронным инструментом, в название которого легла аббревиатура ф.и.о. Александра Николаевича Скрябина. АНС был разработан в 1939 году и создан Евгением Мурзиным в 1958 году совместно с группой инженеров и композиторов. Станислав Крейчи присоединился к творческой группе создателей синтезатора в 1961».

С 13 июля по 17 ноября в Русском музее Петербурга работает выставка «Павел Филонов – очевидец незримого». Один из «трех китов» русского авангарда наряду с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским, Филонов выделяется особой манерой письма, которую он называл «аналитической живописью». Авторы музейного проекта предложили мне написать электроакустическую музыку, которая бы звучала как фон во всех залах выставки, погружая зрителя в атмосферу картин Филонова.

Для меня это была не первая работа в таком жанре. В разные годы я писал музыку к театральным постановкам «Огонь надежды» по мотивам картин Пабло Пикассо и «Завтра начинается вчера» по мотивам русских художников ХХ века, среди которых был и Павел Филонов. Оба спектакля ставились как кукольная пантомима на основе небольших новелл, в которых действовали персонажи известных картин.

Итак, я принял предложение и взялся за работу. Идея заключалась в том, чтобы использовать возможность синтезатора АНС превращать графический рисунок в звук, а в качестве материала для создания музыкальной композиции использовать работы Филонова.

Еще в начале 1960-х годов, когда действующий макет синтезатора АНС осваивался композиторами в московском Мемориальном музее А.Н. Скрябина, начался постепенный отход от традиционного переноса заранее написанного нотного текста на «партитуру» синтезатора и все чаще использовалась «свободная графика» для получения звучащих семплов – элементов электроакустической композиции (обертоновый ряд звука «до» кларнета в координатах амплитуда/время - по Гарбузову).

Напомню, что порождение звука, а также управление его высотой, длительностью и громкостью реализуется на синтезаторе АНС с помощью графического рисунка на специальной панели – «партитуре».

Процесс переноса нотного текста на «партитуру» АНСа аналогичен компьютерному режиму Piano Roll View в MIDI-редакторе с той лишь разницей, что вместо компьютерной мыши в синтезаторе АНС используется специальное механическое кодирующее устройство – кодер, а тембры инструментов задаются не из MIDI -таблицы, а «рисуются» кодером в виде соответствующего обертонового ряда (тот же звук кларнета, закодированный на партитуре синтезатора АНС в координатах частота (вертикаль)/время (горизонталь)/амплитуда (толщина линии). Чтение такого нотного текста происходит при движении «партитуры» относительно читающего устройства, аналогично тому, как при нажатии компьютерной мышью на кнопку «play» черточки на экране монитора начинают двигаться в заданном темпе относительно левого края экрана, где изображена фортепианная клавиатура, и закодированный таким способом нотный текст озвучивается.

Благодаря расширенной темперации синтезатора АНС (72 ступени в октаве) плавная графическая линия звучит как glissando вокала или терменвокса, а сложный рисунок преобразуется в насыщенную полифонию мелодических линий. Возможности здесь практически безграничны – от микродвижения внутри полутона (6 градаций по высоте) до огромного звукового пространства в диапазоне 10 октав.

Опыт создания первых электроакустических композиций в Московской студии электронной музыки («12 взглядов на мир звука» Э. Артемьева, «Поток» А. Шнитке, «Vivente – Non vivente» С. Губайдуллиной, «Пение птиц» Э. Денисова, «Голоса и движение» С. Крейчи) выявил некоторые закономерности в соотношении зрительного образа графического рисунка на «партитуре» АНС и звукового образа его «исполнения». В частности, «прозрачность» или «насыщенность» линий рисунка прямым образом связана с «прозрачностью» или «насыщенностью» звучания, а ритмическая структура рисунка также напрямую связана с ритмами внутри звучащего фрагмента.

Кроме широчайших темповых возможностей «исполнения» графического рисунка, вплоть до полной остановки движения (fermata), АНС позволяет использовать такие приемы модификации материала (рисунка) как инверсия, ракоход и инверсия ракохода. Все это широко использовалось в первых сочинениях и вошло в композиторскую практику в последующие годы. Компьютеров и звуковых редакторов в те времена еще не было, и монтаж композиции «по горизонтали» осуществлялся с помощью склеивания кусков магнитной ленты, а «по вертикали», при отсутствии компьютерного Multitrack Mixer, – с помощью синхронного запуска нескольких магнитофонов и аналогового микшерского пульта.

Для современного композитора, имеющего в распоряжении компьютерную студию, синтезатор АНС представляет интерес как источник оригинальных семплов для электроакустической композиции. Причем каждый такой семпл несет в себе энергетику «живого» исполнения, заложенного в самом принципе действия синтезатора АНС.

Для реализации идеи, предложенной устроителями выставки в Русском музее, я выбрал восемь картин Павла Филонова, с которых художник Егор Ларичев сделал черно-белые репродукции. Напечатанные на прозрачной пленке с помощью плоттера, они имели размер «партитуры» синтезатора АНС, то есть при воспроизведении через его читающую систему охватывали весь диапазон звуков. АНС слабо реагирует на цвет и даже серые полутона, но хорошо воспринимает ширину прозрачной линии на черном фоне. При изменении ширины линии от 0,1 мм. до 1 мм. громкость соответствующего звука изменяется в 10 раз. Репродукции выглядели как «бинарная» графика, то есть, никаких полутонов – только прозрачное или непрозрачное.

Структурная проработанность картин Павла Филонова (он всю жизнь придерживался одного правила – все делать тщательно и даже огромные полотна писал тоненькой кисточкой, вырисовывая малейшие детали) делает интересным даже простое равномерное «проигрывание» картины в медленном темпе на АНСе в монофоническом звучании. Записав результат в компьютер, можно, исходя уже из задуманного характера будущей композиции, выбрать нужные фрагменты в качестве семплов, а, найдя эти места на партитуре, записать еще и разные варианты их исполнения, включая ракоход и инверсию. При инверсии вся картина переворачивается, и все линии выбранного фрагмента обращаются вокруг средней линии «партитуры» (ми первой октавы). Когда материал отобран, можно приступать к дальнейшей работе над сочинением, используя все имеющиеся компьютерные средства для акустического преобразования полученных семплов, монтажа, наложений, пространственной организации звучания и т.д.

Таким образом, я написал сюиту из 8 частей, примерно по 5-6 минут звучания, стараясь сделать их отличающимися по форме, темпу, фактуре, и расположить так, чтобы соседние части контрастировали. Предполагалось, что диск с записью будет звучать непрерывно, как ненавязчивый фон.

Интересно, что при всем многообразии восприятия живописи Павла Филонова и электроакустической музыки они во всех случаях связывались в одно целое. Эмоции посетителей выставки были либо негативные, либо позитивные. Простого, равнодушного восприятия событий я не нашел ни в ком. Зато интерес ощутил уже в день открытия проекта, окруженный журналистами в битком набитом зале возле АНС: тысяча вопросов со всех сторон, мои многократные объяснения с демонстрацией работы синтезатора и исполнением «вживую» репродукций картин Филонова. Сам АНС, как инсталляция, был частью проекта и зрительно хорошо вписывался в темный интерьер со светящимися Филоновскими картинами.

Что касается понимания принципа действия синтезатора АНС, то для человека, знакомого с современной оргтехникой, принцип сканирования изображения с последующей его обработкой в цифровом виде более понятен, чем принцип управления фотооптическим генератором звука с помощью движущегося графического рисунка, появившийся на заре звукового кинематографа. Благодаря внешнему сходству обоих процессов у многих посетителей выставки сложилось мнение, что АНС работает аналогично сканеру. Доля правды в этом есть, с той лишь разницей, что процесс «считывания» рисунка у сканера последовательный, а у АНСа - параллельный. Поэтому на АНСе рисунок звучит «в реальном времени», в процессе считывания. Но никто не мешает написать компьютерную программу, которая бы «в реальном времени» преобразовывала информацию, идущую со сканера, в звук, и сконструировать сканер, позволяющий управлять скоростью считывания рисунка, то есть темпом его «исполнения». Мне известны работы математика и музыканта Николая Наумова, создавшего программу преобразования сканированного рисунка в MIDI-сообщения. Что будет дальше - время покажет.

Из рецензий:

«Между залами с постоянной экспозицией и выставкой Филонова построен вход-шлюз. Пройдя через него, зритель на какое-то время теряет ориентацию – здесь темнота, в которой, как загадочные миры, будто изнутри светятся полотна этого странного художника, создавшего свою теорию в искусстве. Ощущение другого пространства усиливается, когда начинаешь рассматривать картины, словно сотканные из мельчайших магических кристаллов. И поначалу кажется, что это они, входя в резонанс, создают мистический звуковой фон. Но, в конце концов, зритель находит вполне материалистическое объяснение этого явления. Так звучит живопись Филонова. На выставке в Русском музее его картины можно не только увидеть, но и услышать. Для этого из Москвы специально привезли существующий в единственном экземпляре уникальный инструмент АНС».

Из рецензий:

«Эта экспозиция поражает даже не столько картинами одного из самых странных художников 1910 – 1930-х годов, сколько умело срежиссированным музейным шоу уровня XXI века, способным в буквальном смысле пролить свет на известные полотна. Первый и главный шок, который испытывает посетитель выставки, – страх темноты. Целую галерею залов Русского музея превратили в почти диснеевские комнаты ужасов, обвив их темно-коричневыми тканями и наполнив психоделическими звуками синтезатора. Этот синтезатор сканирует графику Филонова и выдает инфернальные шумы и завывания».

Из рецензий:

«Сфокусированный свет приводит к ошеломляющим результатам. Нежные краски кажутся воздушными и прозрачными, а яркие – светятся и искрятся. «Атомы», из которых Филонов составлял свои картины, в которых хотел отображать не жизнь, а ее внутренние процессы, создают иллюзию движения, анимации. Озвучивает живопись Филонова на выставке аналоговый синтезатор АНС. Получается приятная и таинственная, «мерцающая» музыка органно-электронного звучания. В общем, в залах корпуса Бенуа сотворили храм художника Филонова, где царит возвышенная и страстная молитвенная атмосфера, захватывающая и подчиняющая зрителя».

Поделиться:

Наверх