АРХИВ
22.04.2014
ПРАЗДНИК БЕЗ КАЛЕНДАРЯ

Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники вот уже пятый год подряд в третью субботу марта шествует по нашим городам и весям. Он проводится при поддержке кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов, Благотворительного фонда Фридриха Липса и его президента, доцента кафедры Александра Гатауллина. Фонд вот уже более 10 лет проводит большую работу по популяризации и поддержке баянного искусства, организуя концерты, мастер-классы, фестивали, конкурсы, поддерживая молодых талантливых музыкантов и реализуя стипендиальные программы.

Концерты, конкурсы, фестивали баянистов, аккордеонистов, гармонистов проходят в Нижнем Новгороде и Туле, Красноярске и Владивостоке, Новосибирске и Екатеринбурге, Саратове, Санкт-Петербурге и других городах. Так, в Белгородском государственном институте искусств и культуры праздничную программу составили гранд-концерт с участием ведущих российских и зарубежных исполнителей, семинар и мастер-класс. И, конечно, праздничный концерт состоялся в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Концерт открыл лауреат международного конкурса «Друг баян» в Кургане – ансамбль баянистов «Зауральское трио» в составе Петра Бабина, Евгения Крашенинникова и Виталия Боголюбова. Симфоническая картина А. Лядова у трио звучала очень органично – в этом звучании были подчеркнуты природная певучесть и многотембровые достоинства баяна.

Неограниченные технические возможности готово-выборного инструмента демонстрировал лауреат международного конкурса «Кубок Содружества» Айдар Салахов. Слушая в его исполнении «Диско-токкату» П. Макконена и «Непрерывное движение» О. Новачека, невольно констатируешь колоссальные изменения, которые произошли в профессиональном продвижении народного инструмента, благодаря развивающейся школе игры на баяне, аккордеоне. В руках мастера баян становится элитарным инструментом, ибо ему подвластны и фортепианный дирекцион, и оркестровая партитура. Блистательно владея беглой, аккордовой техникой, легко и свободно справляясь с партией левой руки на выборном баяне, музыкант талантливо убеждает в том, что народный инструмент способен на революционные изменения, у него есть все возможности для освоения технически и художественно сложного классического и современного репертуара.

Громадный интерес слушателей вызвало выступление аккордеонистки Клавдии Тарабриной, лауреата международного конкурса «Кубок мира» в Канаде. Ее электронный инструмент поразил фантастическим разнообразием звуковых эффектов, динамическим разнообразием, оркестровой мощью и необыкновенной подвижностью. «Ритмическая коробочка» Ф. Анжелиса в ее интерпретации изобиловала богатым перкуссионным звучанием то челесты, то вибрафона, то колокольчиков, то литавр. «Человек-оркестр» – иначе и не назовешь молодую, артистичную и талантливую исполнительницу.

Другой лауреат международных конкурсов – в Киеве, Самаре и канадской Виктории – Александр Коломийцев вернулся к оригинальной традиционной музыке: «Донской рапсодии», написанной выдающимся музыкантом, педагогом и композитором Вячеславом Семеновым. Это трехчастное сочинение предполагает характерные технические средства, уникальное звукоизвлечение, тремоло мехом, вибрато и т.д. При этом песенной кантилены, народных казачьих мотивов, плясовых ритмов и наигрышей здесь, как говорится, немерено. Со всем этим богатством блестяще справился исполнитель, подтвердив привлекательность замечательного народного инструмента.

И еще одно подлинно баянное сочинение возвратило слушателей в недавнее прошлое. Известную и популярную во второй половине прошлого века «Русскую метелицу» Анатолия Шалаева темпераментно сыграли корейские музыканты Сон Кен Эп и Пэк Сон Чек – лауреаты международного конкурса «Серебряный камертон» (Санкт-Петербург). В составе трио с еще одним лауреатом этого конкурса Юн Хёк Ином музыканты исполнили «Корейскую фантазию».

Невозможно умолчать о талантливом исполнителе, одном из молодых лидеров российских баянистов, завоевавшем авторитет и признание публики и коллег. Это Иосиф Пуриц – участник более 20 международных конкурсов, неоднократный их победитель, лауреат прошлогоднего конкурса в немецком Клингентале – самого престижного, «королевского» состязания баянистов и аккордеонистов. В концерте Иосиф исполнял «Анданте» В.А. Моцарта и «Наваждение» С. Прокофьева. Первое звучало сдержанно и ритмически скрупулезно, с несколько преувеличенной, педалированной динамической нюансировкой (с чем композитор, скорее всего, мог бы согласиться, знай он о динамических возможностях современного баяна). Вторая пьеса звучала контрастно, изобразительно-картинно, раскрывая приверженность исполнителя к академической школе.

Завершился концерт сочинением Е. Подгайца &laquoEx animo» для баяна и струнного квартета, написанным в 2004 году. Интересна история создания этого опуса. Музыканты всемирно известного квартета Fine Arts обратились к Фридриху Липсу с пожеланием совместного музицирования. В отсутствии репертуара для такого состава Университет г. Милуоки (США), где базируется квартет, заказал Ефрему Подгайцу сочинение для данного проекта. Премьера состоялась там же в год написания. Баянный квинтет оказался вполне доступен для восприятия широкой неискушенной публики: Подгайц умеет увлечь мелодической красотой, широким дыханием фразы, а в танцевальных эпизодах – прихотливой ритмикой. Исполнители &laquoEx animo» в Москве – Максим Федоров в составе ансамбля Fandango – сыграли сочинение ярко, зажигательно и тоже стали героями праздника.

Поделиться:

Наверх