Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2006
ШОПЕН И ДЕТИ

С 9 по 17 сентября в Пекине проходил V международный конкурс юных пианистов имени Фредерика Шопена (впервые за свою историю – за пределами России). В конкурсе участвовали представители восьми стран – всего 41 человек. В жюри под председательством профессора Московской консерватории Н.А. Петрова вошли известные музыканты из России, Китая, Польши, Украины, Германии, Республики Кореи, Японии, США и Франции.

Юные россияне стали обладателями I, III и V премий.

Наш корреспондент встретилась с присутствовавшей на конкурсе Татьяной Зеликман - заслуженным работником культуры РФ, доцентом РАМ им. Гнесиных и преподавателем МССМШ им. Гнесиных.

- Татьяна Абрамовна, почему пятый конкурс проходил именно в Пекине?

- С момента основания конкурса китайская сторона принимала в нем очень активное участие - и в решении организационных вопросов, и присутствием большого числа конкурсантов из Китая. К тому же, 2006 год, как известно, объявлен в Китае Годом России, это тоже могло иметь значение.

- Не кажется ли вам, что центр мировой музыкальной культуры постепенно смещается в сторону Юго-Восточной Азии?

- В какой-то мере это так. И об этом говорит огромное количество музыкантов из Юго-Восточной Азии, обучающихся в музыкальных учебных заведениях США и Европы и, конечно, участвующих практически во всех международных конкурсах. Студенты из Азии есть и в Джульярдской школе, и в консерваториях Амстердама, Парижа, Мюнхена, и в Московской консерватории, и в нашей академии имени Гнесиных – сюда приезжают целые группы студентов из Китая, Японии, Южной Кореи. У представителей этих стран – колоссальное желание освоить европейскую музыкальную культуру. И процесс освоения идет очень быстрыми темпами, В Китае он начался достаточно давно, еще во времена «культурной революции», когда на наш Конкурс Чайковского приехал чудесный пианист Лю Ши Кунь. В странах Азии открываются все новые музыкальные учебные заведения и огромные, прекрасно оборудованные концертные залы. Сюда приглашаются лучшие европейские, американские, российские педагоги и исполнители.

- Не секрет, что классы работающих в Китае русских педагогов переполнены, а частные уроки расписаны надолго вперед. Не растим ли мы будущих собственных конкурентов?

- С одной стороны, в современных интеграционных процессах есть своя закономерность. С другой – Россия сама виновата в том, что ее музыканты не в состоянии заработать на достойную жизнь в собственной стране и вынуждены работать за рубежом.

В Китае действительно очень большой интерес к классической музыке и большое желание поднять национальную исполнительскую школу. Они правы в том, то приглашают наиболее компетентных педагогов из других стран и в первую очередь - из России, где сложились великие исполнительские традиции. Должна сказать, что китайцы в музыкальном плане весьма одаренные люди. Я слышала от работающих в этой стране педагогов, что именно одаренных детей там очень много. Существенное объяснение этому я нахожу в том, что в силу языковой специфики у китайцев очень хороший, тонкий слух. В китайском языке существует множество интонационных градаций, вплоть до четвертитоновых, одно и тоже слово, в зависимости от интонации, может иметь абсолютно разные значения. Кстати, этого, нет, например, в японском языке, он не обладает столь богатой интонационной палитрой. У меня учится много японских студентов, и я заметила, что тонкое чувство интонационных градаций в музыке дается им гораздо сложнее.

- Быть музыкантом в Китае сейчас престижно. Как вы думаете, что нужно сделать в России, чтобы вернуть престиж этой профессии?

- Нужно сделать то же самое, что сделали и в Китае. Государство должно поддерживать культуру, а не относиться к ней как к объекту коммерческих интересов. Классическая культура никогда не была и не будет «прибыльной статьей дохода». Но она дает нечто другое, и это «другое» гораздо важнее для страны, чем сиюминутная прибыль.

Вот характерный пример. Во время конкурса мы жили на территории музыкального училища, где проходили первые два тура. Это - настоящий маленький городок, где созданы великолепные условия для занятий. Любое наше музыкальное заведение может только мечтать о таком: многоэтажный учебный корпус, к нему примыкает роскошный концертный зал, большое общежитие и гостиница. Все прекрасно спланировано и выдержано в едином архитектурном стиле. Территория охраняется, на каждом этаже учебного корпуса есть специальный служитель, который открывает классы детям. Или - Пекинская консерватория: там, в Большом зале проходил финальный тур конкурса. Многоэтажное здание, рядом с которым строится еще одно - огромное современное здание. Территория консерватории в несколько раз больше территории училища. Все это очень впечатляет! Например, для разыгрывания нам дали класс с двумя потрясающими «Стейнвеями», каждый из которых можно было бы поставить в концертный зал. И мы видели, что и в других классах тоже по два концертных рояля.

- Каковы ваши впечатления от конкурса?

- Конкурс был организован с большим размахом и на самом серьезном уровне. Прослушивания проходили в лучших пекинских концертных залах. На открытии выступили члены жюри – Рэм Урасин, приехавшая из Германии Анна Маликова, польская пианистка Эва Осиньска и китайский музыкант Ву Юнг. Они играли с оркестром юношеские, редко исполняемые сочинения Шопена. Во время конкурса члены жюри Николай Петров, Михаил Воскресенский и гость конкурса из Франции Сергей Макаров дали сольные концерты. Члены жюри также провели мастер-классы для всех желающих.

Среди юношеских конкурсов этот конкурс один из самых серьезных - монографический конкурс из трех туров. Его программа практически полностью повторяет программу Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (только в миниатюре): нужно играть все жанры шопеновского творчества, за исключением сонат. Для детей до 16 лет это огромная задача. Шопена вообще сложно играть. Совершенство исполнения этой музыки – адекватность пианизма и музыкальности – означает наличие мастерства. Здесь должно быть очень хорошее владение фортепиано, владение звуком, чувство дыхания, пластики… - это целая школа! Самый сложный был третий тур. Даже если по музыке шопеновские концерты, особенно фа минорный, доступны детям, то их форма, виртуозный масштаб даются непросто. Во время игры с оркестром слышно, может ли солист повести за собой оркестр, умеет ли он слушать оркестр и одновременно играть свободно.

Российских участников было всего семеро, но они не потерялись и выделились, прежде всего, гармоничным комплексом музыкального и пианистического постижения Шопена. У китайских участников превалировала техническая сторона исполнения. Особенно это было заметно на первом туре, где они четко, страшно быстро и я бы даже сказала «устрашающе здорово» играли этюды. Уже на втором туре, где надо было играть мазурки, прелюдии, стало слышно, что им не хватает индивидуального постижения этой музыки, хотя и не всем. Я бы выделила девочку Ван Ицзя, которая получила вторую премию конкурса. Будет ли она шопенисткой, трудно сказать, но у нее прекрасные данные, она музыкально одаренный человек.

На этом конкурсе работало очень серьезное жюри – настоящее жюри большого конкурса пианистов: 14 человек. Среди них – ни одного педагога играющих ребят, так что личной заинтересованности в участниках не было ни у кого. А по поводу объективности… – кто-то больше ценит свободу, непосредственность, когда «как птица поет ребенок», не нагруженный никакими иными задачами, кто-то больше ценит зрелость исполнения - у каждого свои предпочтения и симпатии.

- Что вы скажете про наших лауреатов?

- Дима Шишкин, который получил первую премию, очень способный мальчик с блестящими виртуозными данными. Он играет свободно и естественно, у него прекрасно звучит рояль, он артистичен. Я очень довольна выступлением своего ученика Трифонова Данилы, обладателя третьей премии. Он молодец, очень удачно сыграл на третьем туре концерт Шопена. Лауреат пятой премии Даниил Малюта учится у очень хорошего педагога – Марины Васильевны Сухаренко, которая в свое время воспитала лауреата Первого международного конкурса имени Фредерика Шопена, а потом и лауреата Шопеновского конкурса в Варшаве Рэма Урасина. Я бы выделила у Даниила Фантазию Шопена на втором туре, в ней чувствовалась его перспективность.

- Как вам кажется, почему на юношеских шопеновских конкурсах так мало участников из Европы?

- Не знаю. Может быть, уровень детской музыкальной педагогики в европейских странах недостаточно высокий для этого конкурса. Ведь Китай, по сути, взял нашу систему музыкального воспитания, а в Европе нет низшего специального музыкального образования. Родителям приходится искать частных педагогов, ездить от одного к другому, и часто получается, что их дети потом сильно страдают: одаренные люди, они приходят в консерваторию практически без школы, и это на всю жизнь определяет их дальнейшую судьбу. Я знаю, что в Европе есть попытки создания младших отделений для детей при музыкальных академиях, но пока это не носит систематического характера.

- Ваши впечатления от китайской публики?

- На заключительный тур заранее были проданы все билеты. В зале - очень много родителей с детьми, даже с совсем маленькими. Интересно, что в Китае не принято долго аплодировать – такова традиция. Как только исполнитель доходит до двери со сцены, как бы ни были горячи аплодисменты, они сразу же прекращаются. Для нас это оказалось очень необычным.

…После конкурса лауреатов трех первых премий наградили концертной поездкой в Шанхай. Концерт проходил в старинном зале и получился просто замечательным! Даже артистический директор конкурса Михаил Михайлович Александров это отметил. Дети уже не волновались, чувствовали себя свободно и играли прекрасно!

Беседовала М.Солдатова

ПОДЗДРАВЛЯЕМ ЛАУРЕАТОВ

I премия - Дмитрий Шишкин.

Родился в 1992 году в Челябинске, заниматься музыкой начал в три года, в три с половиной уже сыграл первый сольный концерт. С 2001 года учится в МССМШ им. Гнесиных в классе заслуженного артиста России Хохлова Михаила Сергеевича. Лауреат международных и российских конкурсов, стипендиат Международного благотворительного фонда В.Спивакова, фонда «Русское классическое наследие» и Международного благотворительного фонда Ю.Розума.

III премия - Даниил Трифонов.

Родился в 1991 году в Нижнем Новгороде, заниматься музыкой начал в пять с половиной лет. С 2000 года учится в МССМШ им. Гнесиных в классе заслуженного работника культуры, доцента РАМ им. Гнесиных Зеликман Татьяны Абрамовны, занимается также в классе композиции. Лауреат международных и российских конкурсов, стипендиат фонда «Новые имена» и Международного благотворительного фонда Ю.Розума.

V премия - Даниил Малюта.

Родился в 1991 году в Набережных Челнах, музыкой занимается с пяти лет. Победитель зональных и республиканских конкурсов. С 13 лет учится в ССМШ при Казанской консерватории в классе заслуженного учителя РФ Сухаренко Марины Васильевны. В международном конкурсе участвовал впервые.

Поделиться:

Наверх