Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.11.2017
МАЛЕНЬКИЕ ТАЙНЫ ВЕЛИКОГО ШОСТАКОВИЧА
Сенсацией и новой загадкой в мире музыки стала редкая находка – неизвестная ранее пьеса Шостаковича, нынешней осенью обнаруженная в Государственном архиве Москвы. Копии двух пожелтевших листочков с партиями альта и фортепиано (именно так выглядит артефакт) стали бесценным даром московской музыкальной школе, которая носит имя композитора. О находке здесь узнали даже раньше, чем официальная информация появилась в прессе.

Пьеса «Экспромт» была написана Шостаковичем 86 лет назад – 2 мая 1931 года – и в этот же день исчезла, так и не зазвучав… Необъяснимым пока остается тот факт, что автор, включив «Экспромт» в список сочинений и присвоив ему номер – опус 33, позднее под этим же номером записал музыку к кинофильму «Встречный» («Нас утро встречает прохладой…»). Еще одна музыковедческая интрига «закрутилась» вокруг сенсационной находки: до сих пор считалось, что в камерно-инструментальном наследии Шостаковича есть только одно произведение с тембровым сочетанием альта и фортепиано – Соната для альта и фортепиано, опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у сонаты был как минимум один тембровый предшественник.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Торжественная передача раритета в музейную экспозицию Детской музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича состоялась 27 октября и прошла с участием Ольги Дигонской, старшего научного сотрудника Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки, главного архивиста Архива Шостаковича, и Юлии Гуляевой, начальника отдела хранения документов личных собраний Центрального государственного архива Москвы. Именно они поделились деталями архивного расследования, которые вызвали неподдельный интерес юных музыкантов, буквально засыпавших вопросами гостей. А после того, как приоткрылась завеса над «Маленькими тайнами великого композитора» (такое название получило мероприятие), учащиеся, выпускники и преподаватели школы порадовали до отказа заполнивших зал зрителей концертной программой, составленной из произведений Д. Шостаковича.

«Концерт собирался легко, – рассказывает Марина Анатольевна Пантелеева, ра­нее руководитель ДМШ им. Шостаковича, а ныне генеральный директор Московской городской объединенной детской школы искусств «Кусково». – Вначале прозвучали знаменитый романс из кинофильма «Овод» и вальс из кинофильма «Первый эшелон» в исполнении камерного оркестра школы под управлением Елены Зинаковой. Музыка Шостаковича в этот день звучала на ксилофоне, домре, скрипке, фортепиано: у нас принято, как говорят музыканты, «держать в руках» произведения композитора, чье имя носит школа».

Теперь репертуарные списки пополнятся обретшим свое второе рождение «Экспромтом»: пьеса не только займет почетное место в музейной экспозиции школы, но и получит основополагающую для любого произведения музыкального искусства возможность быть исполненной, а значит – жить в звуковом пространстве. «В школе есть несколько альтистов. Я думаю, что вскоре мы получим разрешение и благословение Ирины Антоновны, вдовы Дмитрия Дмитриевича, и сможем исполнять это произведение», – заверила Марина Пантелеева.

СОЛЬНЫЕ ПАРТИИ…

Сама школа имени Дмитрия Шостаковича, расположившаяся по соседству с архитектурным памятником Москвы – усадьбой Кусково XVIII века, ведет свою историю с 1986 года. А с 2015-го наряду с ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова, ДМШ им. Н.П. Будашкина и ДМШ им. Ф. Листа является частью Московской городской объединенной детской школы искусств «Кусково». И подобно тому, как разнятся эпохи, музыка, стиль этих четырех композиторов, отличаются друг от друга и объединившиеся школы: у каждой – своя история, свой «почерк».

Школа искусств им. Римского-Корсакова, одна из старейших школ столицы, в этом году отмечает 70-летие. Она обладает статусом стейнвеевской школы (Steinway school): два концертных зала и все классы полностью укомплектованы инструментами экстра-класса. Кроме музыкантов, здесь воспитывают и художников – в школе есть отделение изобразительного искусства.

«Это особая "каста" детей, – делится наблюдениями Марина Анатольевна. – Юный музыкант с детства приучен к сцене, вниманию, аплодисментам, к удачам и (так тоже бывает) неудачам… Художник же – ребенок, который погружен в себя, живет в мире рожденных в душе и визуализированных на холсте образов. Вот почему так важна связь между музыкантами и художниками, их коммуникация, нацеленность на единый результат». Одна из таких точек пересечения «мира звуков» и «мира красок» в ДШИ им. Римского-Корсакова – это фестиваль «Музыкальный вернисаж: звук и цвет»: абсолютно «в духе» Николая Андреевича, обладавшего «цветным слухом».

В ДМШ им. Д.Д. Шостаковича в классах осваивают современные образовательные методики, разрабатывают собственные инновационные подходы, углубленно изучают творчество композитора, имя которого с 1992 года носит учебное заведение. Школа проводит свой Международный детский конкурс пианистов и детско-юношескую конференцию им. Д.Д. Шостаковича, которая становится площадкой жарких дискуссий и местом презентации результатов исторических и теоретических исследований учащихся московских школ искусств. А тесные творческие связи с такими музыкальными центрами мирового значения, как Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и Российская академия музыки им. Гнесиных, помогают сохранять высокий профессиональный уровень музыкального образования.

Детская музыкальная школа им. Н.П. Будашкина славится народным оркестром. Имя композитора обязывает! Творческая атмосфера в школе сконцентрирована вокруг личности народного артиста РСФСР, автора музыки к популярным фильмам, в том числе всенародно любимым советским киносказкам «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Аленький цветочек».

Миссия ДМШ им. Ференца Листа в «кусковском квартете» – продолжение и развитие хорового наследия и традиционно сильный пианизм (планка поднята ожидаемо высоко благодаря фигуре Ф. Листа, одного из блестящих виртуозов в истории фортепианного исполнительства). Школа тесно сотрудничает с венгерским культурным центром: среди множества совместных мероприятий выделяется день рождения Ференца Листа, который в конце октября по традиции отмечают концертом, где дети и преподаватели исполняют его сложнейшие произведения. А в скором будущем коллектив ждет от венгерских коллег обещанный подарок – памятник величайшему романтику, которому уже определили почетное место у фасада нового здания ДМШ, окончание строительства которого запланировано на третий квартал 2018 года.

… И ХОРОМ

В конце мая, ко Дню защиты детей все четыре подразделения школы собираются на ступеньках знаменитого дворца усадьбы Кусково на востоке столицы. Открытый хоровой фестиваль «Певческая поляна» в формате open-air собирает своих слушателей в импровизированном концертном зале – на фоне красивейшего архитектурного ансамбля бывшего имения Шереметевых. В Европе подобные фестивали – давняя традиция, и то, что вот уже второй год подряд происходит в Кусково, – творческое «внедрение» европейского опыта в культурный пласт русской хоровой музыки. В этом году к фестивалю присоединились еще восемь московских музыкальных школ. И это не предел, уверены организаторы.

В школе готовят, как и в предыдущие годы, участие в программах музея «Усадьба Кусково XVIII века», таких как День исторического и культурного наследия Москвы, День города, Бал отличников- выпускников… И кто знает, может, уже будущим летом на одном из этих концертов прозвучит возрожденный после многолетнего забвения «Экспромт» Шостаковича. И два рукописных листка с автографом гения перестанут быть архивным раритетом, а станут, как и положено партитуре, нотной записью пьесы, которая отныне будет звучать и находить резонанс в душах исполнителей и слушателей.

На фото: Фестиваль «Певческая поляна», 2016

Поделиться:

Наверх