Преподаватель московской ДШИ им. А.А. Алябьева и центра творчества «Аминьево» Анатолий Текучев предлагает развивающие упражнения для начинающих исполнителей, которые способствуют развитию ритмической дисциплины.
Исходя из личного опыта общения с учениками и некоторыми из моих коллег, я понял, что далеко не все представляют важность занятий ритмикой на начальном этапе музыкального развития. Ведь не зря в кругу профессионалов ходит парафраз на тему крылатого изречения Суворова: «Мелодия - дура, ритм - молодец!». Что-то в этом есть, не правда ли?
Основные критерии, по которым мы узнаем ту или иную мелодию, это метроритмическая организация, темп, ну и, конечно, интонация. Попробуйте воспроизвести известную мелодию «ровным бегом» восьмыми нотами - это будет нечто отличное от той мелодии, которую вы знаете. Довольно комично слушаются марши, исполненные в виде вальсов, а медленные лирические романсы, сыгранные как польки, уже не трогают души. Даже незначительное изменение темпа в некоторых произведениях необратимо меняет их характер, а нестабильный, «плавающий» темп вообще искажает восприятие.
Не имеет значения, станет ли в будущем ученик профессиональным исполнителем, крайне необходимо донести до него всю важность метроритмического, темпового и интонационного аспекта при разучивании того или иного музыкального произведения. Я предлагаю некоторые упражнения для ритмического дисциплинирования обучающихся. Их прелесть в том, что никаких инструментов, подготовленного исполнительского аппарата не требуется Ничего, кроме метронома, пары ног, пары рук и одной головы. Все упражнения выполняются со счетом вслух (раз-и-два-и и т.д., в зависимости от того, в каком размере вы находитесь.).
1. «Хлопаем».
Включаем метроном в темпе 72 (условно) четвертями. Хлопаем в первую долю целую ноту и высчитываем ее вслух. Количество тактов-на ваше усмотрение. Крайне важно совпадение хлопка и счета с ударами метронома. В том же темпе, таким же образом хлопаем половинные, четвертные и восьмые ноты. Затем, не меняя темпа, хлопаем по одному такту длительности по возрастающей (целая, половинные и т.д.) и по убывающей (восьмые, четверти и т.д.). После этого, не меняя темпа, хлопаем по одному такту длительности в различном порядке (четверти, целая, восьмые, половинные или целая, восьмые, половинные, четверти и т.д.), насколько позволит фантазия. Не стоит торопиться и переходить к следующему этапу, тем более не важен подвижный темп. Лучше, если все будет ритмично получаться в удобном темпе. Ученик должен четко представлять свои ритмические построения в объективном времени, которое дает метроном.
2. «Топаем».
В этих упражнениях все так же, как в вышерассмотренных примерах, но тут мы топаем ногами. Поэтому нужно руководствоваться принципом чередования ног (правая - левая или левая - правая). Не топать два раза подряд одной ногой. Когда мы топаем длительности по возрастающей, по убывающей и в различном порядке, тут первая доля каждого нового такта должна начинаться с правой (или левой) ноги. Но можно усложнить задачу и топать по принципу правая - левая (или левая - правая) и в различном порядке длительностей. В этом случае иногда сильная доля такта будет приходиться на левую (или правую) ногу.
3. «Хлопаем, топаем».
Следующий этап: совмещение двух ритмических линий при счете вслух. Топаем целые ноты - хлопаем половинные. И наоборот, топаем половинные - хлопаем целые. Топаем половинные ноты - хлопаем четвертные. И наоборот, топаем четвертные - хлопаем половинные. Топаем четвертные ноты - хлопаем восьмые. И наоборот, топаем восьмые - хлопаем четвертные ноты. Затем, топая четвертными нотами, хлопаем длительности по возрастающей, убывающей и в различном порядке. И наоборот, хлопаем четвертными нотами - топаем длительности по возрастающей, убывающей и в различном порядке. Можно менять длительности, хлопая на фоне целых, половинных и восьмых нот. И наоборот, хлопая целыми, половинными либо восьмыми нотами, топая менять длительности.
4. «Хлопаем, топаем, поем».
Наконец в дело вступает голос. До сих пор он использовался как дублер метронома, но теперь у голоса будет своя ритмическая линия! Топая целыми нотами, хлопая половинными, на слог «та» голосом мы воспроизводим четвертные длительности. И наоборот, топая четвертями, хлопая половинными, голосом тянем целые ноты. Вариант: топая половинными, хлопая целыми, проговариваем четвертные длительности или, топая половинными, хлопая четвертными, тянем голосом целые ноты. Затем, топая половинными, хлопая четвертями, проговариваем восьмые длительности. И наоборот, топая восьмыми, хлопая четвертями, воспроизводим голосом половинные длительности. Вариант: топая четвертями, хлопая половинными, поем восьмые ноты или, топая четвертями, хлопая восьмыми, поем половинные длительности. Далее, топая четвертями, хлопая четвертями на вторую и четвертую доли, голосом воспроизводим длитетельности по возрастающей, убывающей и в различном порядке. И так далее. Как вы уже поняли, комбинаций может быть достаточно много.
Освоив ритмические построения с ровными четвертями и восьмыми, можно попробовать совместить их с четвертными триолями и восьмыми триолями. Например: топая четвертями, хлопать восьмые триоли и наоборот. Тут также огромное поле деятельности. По этому принципу можно составлять ритмические коллажи из различных длительностей и их группировок. Исполнение этих упражнений дает возможность научиться контролировать от двух до четырех ритмических линий, исполняемых: первая - метрономом, вторая - руками, третья - ногами, четвертая - голосом. Этот навык пригодится ученику также и при игре в ансамбле.
Поделиться: