Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) выполняет общие для всех культурных ведомств России задачи, однако имеет и свои особенные, во многом связанные с исключительностью географического положения Якутии. О том, как соотносится «общее» и «особенное», - в интервью А.С. Борисова, главы министерства на протяжении 22 лет.
- Андрей Саввич! Наш разговор хотелось бы построить вокруг профессионального художественного, в том числе музыкального, образования в республике. Если мы правильно понимаем, то оно представлено 86 школами с предпрофессиональными программами, четырьмя колледжами и двумя вузами. При этом цепочка из трех звеньев работает сравнительно недавно, так как вузы молоды. Скажите, а как именно она работает сегодня? Насколько слаженно?
- В систему художественного образования мы ничего нового не внесли: система старая, десятилетиями проверенная - лучшая система академического образования. Нам лишь надо было «достроить» ее в республике, чтобы она работала целиком - от начальной до высшей ступени. Лет 10-15 тому назад у нас организовалась Высшая школа музыки - это было в те времена, когда наши дети не выезжали учиться в центральные вузы, и Высшая школа музыки начала готовить исполнителей (не педагогов-музыкантов, а именно музыкантов-исполнителей). Мы получили тогда большую поддержку от президента Республики Саха в виде огромной базы - двухэтажных коттеджей, построенных как жилой фонд: мы сумели убедить руководство республики в необходимости учить музыке талантливых ребят из разных районов и городов нашего региона, собрав их на этой базе - вдалеке от города, на прекрасной природе. Будучи министром культуры, я также выступил организатором Арктического государственного института культуры и искусств и на этапе становления в течение 7 лет им руководил. Со временем институт получил статус федерального учреждения.
Сегодня у нас проводится мониторинг всех ступеней системы художественного образования, начиная с первой. При министерстве функционирует управление по образованию, которое работает с детскими школами искусств. Мы заинтересованы в том, чтобы по окончании школ талантливые ребята поступали в Якутский музыкальный колледж или в Высшую школу музыки, или же шли в Арктический институт.
- Как-то необычно и даже таинственно применительно к институту культуры и искусств звучит название: Арктический. Расскажите подробнее об этом образовательном учреждении и его идеологии?
- Ничего необычного в названии нет - Россия, можно сказать, на треть своей территории арктическая страна. Тем более Якутия, где находится мировой полюс холода. Крайний Север занимает огромные пространства. Здесь Северный Ледовитый океан, вечная мерзлота, на которой располагается республика и строится вся наша жизнь и наша культура. В свое время именно я внес предложение назвать институт культуры Арктическим, поскольку культура начала складываться здесь традиционными народами, давным-давно заселившим эту огромную территорию, равную по площади, как говорят, «шести Франциям». Сама география, сам климат насквозь пронизывают душу культуры, и культура республики, по сути, конечно, арктическая. Чего стоит одно северное сияние, которое может послужить источником высочайшего художественного вдохновения! Разумеется, наша традиционная культура обогащается и многими другими культурами. Например, наш Саха театр, художественным руководителем которого я являюсь уже 30 лет, - преемник русской театральной школы, все актеры – выпускники московских и петербургских вузов. А через великую русскую театральную школу мы приобщились и к европейской школе, и к восточной театральной традиции. Мы пропускаем все это многообразие через северное мировоззрение человека арктического.
Вы правильно уловили через название института нашу эксклюзивную идеологию - я бы сказал, сакральную, потому что, с одной стороны, в институте выполняются все надлежащие по федеральному стандарту программы, а с другой стороны, изучается как раз традиционная культура, которая не может не быть таинственной. Территория нашей культуры все еще «терра инкогнито». К примеру, у нас в знаменитом Русском Устье живут староверы, поморы, которые еще в XVII веке, а может и ранее, приплыли в эти места. Их культура скрывает от нас много тайн.
- Андрей Саввич, есть поговорка - «северный ветер сделал викингов». На ваш взгляд, какой он, человек арктический?
- Часто думают, что жизнь в таком климате, где бывает минус шестьдесят, это не жизнь, а выживание. Ничего подобного! Человек арктический и постоянно преодолевает эти условия, и глубже познает окружающий мир. Да, он живет в преодолении природных условий, но в то же время он становится и очень близок к природе. У нас все особенное, и праздники в том числе. Мы, например, встречаем Новый год не зимой, а летом, когда появляется солнце. А когда появляется солнце, его становится очень много. Вообще говоря, у нас зима – так зима, лето – так лето, весна – так весна. А в европейской части России сезоны как-то смазаны, и мне кажется, что от этого не так четко осмысляются уже важнейшие категории, такие как добро и зло. У нас в этом смысле люди очень определенные, ритм природы задает и нравственно-этический стержень. Надо больше общаться с природой, тогда появится чистота помыслов, сила - и физическая, и духовная, и творческая. Вот говорят, что «равнодушная природа» смотрит на нас. Ничего подобного! Если человек не равнодушен к природе, природа не равнодушна к человеку.
- Ваше министерство культуры - кажется, единственное в стране, в названии которого есть дополнение: «и духовного развития».
- А чем, по-вашему, должно заниматься министерство культуры? По-моему, духовным развитием. Оно ведь не для того создано, чтобы обеспечить зарплатами чиновников-функционеров. Духовное развитие «прописано» в числе основных задач нашего министерства. Это свидетельство нашей позиции. Если на первое место не поставишь традиционную культуру, утратишь связи со своим народом, то результатом будут сплошные «камедиклабы» вместо культуры.
- Позвольте теперь вернуться к обсуждению темы музыкального образования. Среди недавних новостей министерства мы заметили одну очень хорошую - буквально только что хоровая школа «Соловушка» (из Нерюнгри) здорово отличилась на фестивале-конкурсе в Париже. Скажите, что министерство делает для того, чтобы поощрять детей для их дальнейших побед? Как выстроена программа поддержки детского музыкального творчества и талантливой молодежи?
- Наше министерство совместно с министерством образования республики и образовательными учреждениями культуры реализует целевую государственную программу для создания условий духовного развития народов республики, начиная с детей детсадовского возраста, по всем школам и так далее. Наши творческие коллективы, их руководители, отдельные представители участвуют в конкурсах на гранты. Проводя эти конкурсы, мы, конечно же, поддерживаем такие детские коллективы, как «Соловушка». Это коллектив, который опирается на православную духовную культуру. Мы поддерживаем также и уже хорошо известный в России ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии»…
- …это, можно сказать, один из молодых якутских музыкальных брендов! В начале года «Виртуозы Якутии» выступали в Москве в связи с предстоящим празднованием 380-летия вхождения Якутии в состав России. Насколько министерство участвует в творческой жизни и нуждах этого коллектива?
- То, что на базе детского коллектива Высшей школы музыки мы создали государственное учреждение - подчеркиваю, оно финансируется государством, - говорит само за себя. Дети, являясь еще студентами ВШМ, получают денежное вознаграждение. Государством финансируется и гастрольная деятельность ансамбля.
- Судя по тексту «Стратегии развития культуры до 2030 года», представленной на сайте министерства, в настоящее время в республике существует, хоть и не в острой форме, но все же кадровая проблема в сфере музыкальной культуры. Какие именно силы нужны?
- В прошлом году по указу главы республики мы создали филармонию, а у филармонии должен быть свой симфонический оркестр. То есть мы говорим не языком сравнительной статистики, а применительно к конкретному заказу, конкретному делу - созданию симфонического оркестра. Изучив состояние музыкального образования в республике, мы пришли к выводу, что образовательная сфера не успевает готовить профессиональные кадры, и в первую очередь нас сейчас беспокоит нехватка струнников. С другой стороны, если бы мы вовремя не открыли Высшую школу музыки, то сегодня и вовсе имели бы кадровый коллапс.
- Кстати, позвольте теперь вопрос о другом бренде, тоже скрипичном. Это конкурс «Скрипка Севера», который в будущем году отметит свой первый юбилей, пятилетие. Насколько важен этот конкурс в ряду других, учреждаемых при участии министерства? Считаете ли вы «Скрипку Севера» конкурсом, уже достаточно утвердившимся в российском и международном пространстве или, как говорится, «есть еще, куда расти»?
- Правильно вы говорите - есть, куда расти. Разные были ситуации, когда выделялось очень хорошее финансирование, когда проводился конкурс на подвижничестве и огромном энтузиазме художественного руководителя ансамбля «Виртуозы Якутии» Афанасенко Станислава Максимовича. Но скажу однозначно: «Скрипку Севера» мы проводили и будем проводить. В этом году у нас масштабное мероприятие - пятые международные спортивные игры «Дети Азии», - и решением правительства многие высокобюджетные проекты приостановлены. Но это не означает, что конкурс «Скрипка Севера» «затух». В 2013 году он обязательно состоится.
- Наконец, вопрос о перспективе более далекой: не могли бы вы назвать некоторые особенно важные, на ваш взгляд, положения принятой программы «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 – 2016 годы», которые касаются поддержки и развития профессионального музыкального творчества в республике?
- Главное, о чем я хочу сказать сегодня, это то, что мы создаем симфонический оркестр и приглашаем музыкантов из разных стран. Для нас это показатель достигнутого - определенно высокого - музыкального уровня. Буквально недавно состоялся первый концерт оркестра, и скажу, что это перспективный коллектив. Мы намерены системой мастер-классов повысить исполнительское мастерство оркестрантов. Недавно по нашему приглашению приезжал дирижер из Италии, чтобы поработать с музыкантами. И уже очень скоро симфонический оркестр предстанет перед московской публикой.
- Будем ждать! Спасибо за беседу.
Поделиться: