Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.11.2016
УВИДЕТЬ СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ И…
25 октября исполнилось 25 лет единственному в мире театру оперы и балета в царстве Вечной мерзлоты

Практически совпали в Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия) его 25-летний юбилей и 110-летие со дня рождения драматурга Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, имя которого театр носит с 2001 года. В уходящем году труппа посетила с гастролями Нерюнгринский и Мирнинский промышленные районы республики, а также Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский, Хангаласский, Намский и Вилюйский улусы, зону арктических районов – Оленекский, Оймяконский, Аллаиховский районы, поскольку ее миссия – прививать любовь к классическому искусству не только в ближайших населенных пунктах, но и в самых отдаленных уголках Крайнего Севера. И хотя впереди сложные погодные условия и транспортные коммуникации, коллектив намерен показать свои спектакли буквально на краю Земли – на побережье Северного Ледовитого океана. Прецедента этому нет. В самое ближайшее время театр отправится в Санкт-Петербург, Москву, Новгород, Смоленск, Калининград, а также в Беларусь и Литву.

Совсем недавно

            Торжественное собрание 25 октября, с поздравлениями от великого Юрия Григоровича, президента Ассоциации музыкальных театров России Георгия Исаакяна, Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского (воспитавшей много вокальных кадров для республики), дорогих коллег из «Астана Опера», видных государственных деятелей республики, музыкальной и театральной общественности предварило последующие юбилейные гала с участием симфонического оркестра, хора, солистов оперы и балета. Главный дирижер программ – Алевтина Иоффе с участием дирижеров Алексея Унарова и Николая Пикутского, балетмейстера Марии Сайдыкуловой и хормейстера Октябрины Птицыной. Зрителей ждал фейерверк ярких выступлений: сцены из опер и балетов, оперетт, хоровых и оркестровых произведений.

26 октября выступил оркестровый коллектив театра под управлением главного приглашенного дирижера Алевтины Иоффе, 27 октября – прославленный хоровой коллектив с его собственным 80-летним юбилеем. 28 октября выступила балетная труппа с приглашенными премьерами Большого театра Марианной Рыжкиной и Владиславом Лантратовым. 29 октября юбилейные вечера завершила оперная труппа с приглашенными участниками концерта – Аскаром Абдразаковым из Мариинского театра, Артемом Крутько из театра «Новая опера», Альфией Каримовой из «Астана Опера».

Писателя-драматурга, либреттиста первых музыкальных спектаклей театра Дмитрия Кононовича Сивцева-Суоруна Омоллоона чествовали 14 октября в его день рождения оперой «Ньургун Боотур». В зрительном зале присутствовали вдова драматурга – известная оперная певица Надежда Шепелева, его дети и внуки. Спектакль в постановке оперного режиссера П. Неустроева сопровождался сменой изумительных костюмов богов айыы, а картины суровой природы и недра подземного мира рисовали живописные декорации. Заглавную партию исполнил молодой бас Егор Колодезников. Образы Тюенэ Могола и Кюн Кюбэй воплотили Владимир Павлов и Нина Чигирева, органичной была Зинаида Колодезникова (Туйаарыма Куо), тенор Николай Попов великолепно спел партию богатыря Юрюн Уолана. Публика была в восторге и по окончании спектакля затеяла в фойе хоровод-осуохай.

К празднованию юбилея Сивцева-Суорун Омоллоона был показан и балет-сказка «Полевой цветок» по мотивам легенды «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». Премьера после долгого перерыва прошла в июне 2015 года. Ключевой вклад в возрождение произведения внесли главный балетмейстер  Мария Сайдыкулова и художник Саргылана Иванова, а также автор отредактированных партитур Кирилл Герасимов и дирижер Алексей Унаров. Тогда же вышло распоряжение главы РС (Я) о создании организационной комиссии по проведению юбилея театра.

Homo arcticus представляет

Как рассказал директор театра Сергей Сюльский, вместе с коллегами из Московского академического Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Башкирского театра оперы и балета якутский театр выиграл грант президента России. Это позволило поставить сложнейшую оперу Бородина – гвоздь прошлого сезона, и представить ее в Пекине в Дни культуры РС (Я) в Китае «Искусство земли Олонхо». «Князь Игорь» в новой режиссуре имеет вневременное евразийское измерение со славянским и азиатским пространством и якутской символикой.

Известно, что А.П. Бородин не закончил оперу и каждый постановщик интерпретирует финал по-своему. У Андрея Борисова финал свидетельствует о единстве князя с народом – через его публичное покаяние. Движимые концепцией «Человек арктический» якуты пошли дальше и ввели в классический сюжет новых персонажей – шамана и жрицу, которые придали не только мистическую, но и этническую краску.

Главную партию исполнил Юрий Баишев. Очень важна роль хора с мультифакторными задачами. Артисты не только поют, но и создают массовые сцены в зависимости от текущей роли. Изображают то бравое войско, то ряды монахов или воздыхающий народ. Все это подчеркивает эпичность повествования и придает постановке не только искусствоведческий, но и исторический интерес. Николай Попов исполнил партию сына Владимира; Кончак – Аскар Абдразаков, Ярославна – Прасковья Герасимова. Якутские исполнители основных партий совсем недавно получили звания народных и заслуженных артистов Республики Саха (Якутия).

Декорации, свето-техническое решение и костюмы – все свидетельствовало о грандиозности творческого замысла. Сценограф Михаил Егоров легко превращает двигающийся помост то в ладью, то в городскую площадь, то в поле. Исторический пейзаж блестяще выведен с помощью видеоэффектов, которые естественно передают стихийную красоту происходящего – с дымящимися кострами, бурлящими водами, цветущей пшеницей, иссиня-черным небом и даже солнечным затмением, как предвестником беды. В мастерских различных городов России изготовили свыше 400 костюмов и аксессуаров. В показе «Князя Игоря» в Китае участвовало свыше 250 человек – не только Оперы, но и театра Олонхо, Саха-театра, Русского драматического.

Пекинская публика в театре Циньхуа была поражена масштабами постановки под редакцией исследователя русской оперы, доктора искусствоведения Евгения Левашева, который не случайно в свое время вывел на авансцену тему покаяния, затмив ею апофеозно-патриотические настроения и чувства, ведь главный герой совершает ошибку, стоившую жизни многим его воинам. Но именно тема воздаяния и кары с последующим коленопреклонением воспринимается как духовное очищение и тотальная ответственность.

В Китае,  куда театр отправился с гастролями впервые, состоялась вторая премьера. Версия А. Борисова была воспринята воистину с восторгом, настолько триумфально оркестр и артисты справились с ролью культурного посла. В разные годы театр успешно представлял наше оперное и балетное искусство в Харбине и Улан-Баторе. КНР, нашему миллионному соседу, был представлен и национальный репертуар – рок-перфоманс «Сон шамана» по мотивам классиков якутской литературы А. Кулаковского и П. Ойунского, олонхо «Туйаарыма Куо» в традициях куньшанской оперы, китайская классическая драма в музыкальном тойук-спектакле «Сон, ставший явью».

Впереди у якутского «Князя Игоря» – исторические сцены Большого и Мариинки.         

На фото «Князь Игорь» в Пекине (А. Абдразаков и Л. Кузьмина)

Поделиться:

Наверх