Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.11.2016
И НЕТ НА СВЕТЕ ТИШИНЫ
Питер. Мы – на пересечении бывших Бассейной и Басковой улиц у чудом нетронутого ни революцией, ни блокадой особняка 1902 года постройки. Любуясь угловым эркером с маскароном, невольно вслушиваешься в долетающие звуки фортепиано и скрипки – повезло жить в этой эклектике СПб ДШИ им. С.В. Рахманинова.

            Из бывших домочадцев рахманиновцы помнят об однофамильце Петра Ильича Чайковского – Николае Васильевиче, отставном капитане первого ранга, владельце доходных домов в дореволюционном Петербурге. Витражи, вернее, их остатки, что сохранились на лестнице, ведущей на второй этаж, задерживают взгляд: кажется, залетела в незапамятные времена да так и осталась там стрекоза. Но многое и ушло…

Вестибюль школы украшен барельефами

В 1921 году улица Баскова была переименована в честь В.Г. Короленко (здесь располагалась редакция журнала «Русское богатство», где он был редактором), и увековеченная Маршаком улица Бассейная получила современное название (спустя сто лет, в 1918-м). Таким образом, пятиэтажное строение по проекту Максима Юльевича Кац-Капелинского стало располагаться по адресу Короленко, 2 / Некрасова, 4.

Это историческое здание с 45 учебными аудиториями, большим и малым концертными залами и залом хореографии – площадью 1569 кв. м (общая вдвое больше) занимает СПб ГБОУ ДОД «СПб ДШИ им. С.В. Рахманинова» на праве оперативного управления. «Приходя сюда впервые, – рассказывает заслуженный работник культуры РФ Елена Николаевна Охроменко, директор школы, награжденная почетным знаком "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга", – родители прямо-таки замирают в холле, будто попали в филиал Эрмитажа!»

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, однако дом Н.П. Чайковского можно считать счастливым исключением. До 1924 года в этих стенах находился Государственный институт музыкального просвещения музыкального отдела Наркомпроса, затем (последовательно) – Государственный техникум музыкального просвещения, Ленинградский музыкальный радиотехникум Всесоюзного комитета радиовещания при СНК СССР, редакция журнала «Радио и театр», журнал «Музыка и театр» (в 20-х годах прошлого столетия); музыкальная школа при техникуме консерватории и Ленинградское музыкальное училище при консерватории; школа для взрослых им. Римского-Корсакова (во время Великой Отечественной войны). Рахманиновской школе здание досталось в сентябре 1945 года.

Хроника за 1972 год выдает интересный факт: «Решением исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся лучшим в городе по озеленению фасадов зданий был признан фасад дома 2а по улице Короленко (Дзержинский район) с присуждением поощрительной премии в сумме 50 рублей старшему дворнику». В последние годы ведется реставрация самого здания и его внутренней отделки, что помогает молодым лицезреть образец отношения к отечественному достоянию. Ведь канделябры в большом зале и люстра с подвесками из дымчатого хрусталя – не воспроизведение и не подделка, а за изящной поковкой притих первый в Петербурге лифт из красного дерева! Сусальное золото, которым переливается лепнина на потолках, везли сюда из Москвы под охраной. Ступени с чугунными перилами воссозданы по аналогам Русского музея,  а стены лестницы украшены «утюжным» мрамором. К 80-киллограмовым офицерским люстрам на 24 светоточки и бра, отлитым из бронзы в реставрационных мастерских, во избежание несчастных случаев подвешивали вначале вдвое тяжелее груз, а затем крепили к сохранившимся деревянным перекрытиям – балки от времени потемнели, но не потеряли прочности, выдержали.

Стены родной школы помогают развивать заложенные природой творческие способности учащихся, а педагоги учат бережному отношению к граду, в котором довелось родиться. Многие преподаватели – обладатели правительственных наград и лауреатских званий, концертирующие музыканты (как в составе оркестров, так и с сольными программами). Те, кто имеет свой педагогический стиль, представляют учебное заведение на различных конкурсах и фестивалях, успешно занимаются исследовательской работой. Воспитанники теоретического отдела, который возглавляет Л.В. Копылова, не раз  побеждали на городских олимпиадах по музлитературе и сольфеджио. Ученики О.И. Толмачевой, Л.М. Быстрицкой,  Н.С. Парфенова и других многократно показывали мастерство на региональных и международных конкурсах.

В ряду прославленных выпускников – народный артист РФ Виктор Лебедев, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, декан факультета музыкального искусства эстрады СПбГУКИ. Фильмы с его музыкой не сходят с экранов вот уже более сорока лет («Небесные ласточки», «Искренне ваш», «Пьеса для пассажира», «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!», «Будьте моим мужем»). Сегодняшние выпускники могут продолжить образование в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова, колледже им. М.П. Мусоргского, Пекинском университете языка и культуры или колледже Беркли в Бостоне. В почетном списке и композитор Сергей Баневич, заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер Ордена дружбы. Вспоминается его песня, написанная к сериалу «Никколо Паганини»: «Кто повенчал в этом мире песню и певца – только любовь…».

Cherchez la femme

Попробуйте изо дня в день – следить за процессом реставрации уникального здания, налаживать работу шести отделений школы искусств, проводить педсоветы, общаться с родителями учащихся и вчитываться в пачки документов, без которых ни одно из дел с места не сдвинется. По наблюдению, работать в десять рук, не упуская ни одной мелочи, способны исключительно представительницы «слабого» пола (пусть мужчины не обижаются!). А Елена Охроменко успевает всё, не теряя притом бодрого настроения и пополняя свои знания в широком диапазоне – от архитектуры до актерского мастерства. И как раз о детском музыкальном театре «Рондо» (1992) и пойдет речь.

Елена Николаевна, верно ли, что ваш театр – результат трудов всех отделений ДШИ?

– Это так, но «Рондо» не мог бы существовать без горячо влюбленных в свое дело профессионалов – режиссера-постановщика Алексея Викторовича Семенова и хореографа Галины Викторовны Оттс. Примечательно, что все наши спектакли сопровождает музыка известных питерских композиторов, которую транспонируют под диапазон детей и затем аранжируют педагоги музыкального отделения. Сценарии тоже пишут преподаватели. В итоге рождаются постановки, захватывающие внимание зрителей: «Том Сойер», «Стойкий оловянный солдатик», «Страна Валяй-Форш» и другие. С декорациями помогают родители, некоторые из мам, несмотря на то, что школа заказывает костюмы пошивочным мастерским, сами вызываются шить их для своих артистов, во многом помогают и преподаватели. Так что музыкальный театр «Рондо» действительно соединяет в себе работу преподавателей, учеников и родителей. Причем школой мы не ограничиваемся, а выходим на сцены лучших залов Санкт-Петербурга, играем спектакли и для детей, и для взрослых. Поэтому многие наши выпускники впоследствии поступают в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

Приближаются Новый год и Рождество. Каковы планы на праздничные дни?

– Буквально все коллективы ДШИ выступают на сценах филармонии им. Шостаковича, Академической капеллы, Союза композиторов Санкт-Петербурга, в Консерватории им. Римского-Корсакова, а сейчас вовсю идет подготовка к традиционной рождественской неделе. Ансамбль саксофонистов «Дискант-Сакс-Хорус» состоит из ребят самого разного возраста, при этом заслуженный работник культуры РФ Николай Степанович Парфенов создал по-настоящему профессионально звучащий состав. В 2000–2001 годах он стал призером Международного фестиваля «Джаз-Парнас», в 2002-м награжден дипломом лауреата телевизионного конкурса «Арт Круиз – 2003», а недавно член жюри из Штатов пригласил участника ансамбля продолжить свое обучение в Беркли. К этому можно добавить, что у «Дискант-Сакс-Хоруса» выпущено несколько лазерных дисков. Но даже учащиеся с достаточно скромными артистическими способностями будут задействованы в праздничные дни в составе других школьных коллективов. Благодаря духу Рахманиновской школы и методичным усилиям педагогов требуется совсем немного времени, чтобы они стали полноценными участниками любого творческого процесса.

Да, время не стоит на месте. И вы наверняка уже задумываетесь об отдаленной перспективе.

– Новое – это хорошо забытое старое. Поэтому мысленно я часто возвращаюсь в восьмидесятые годы, когда у нас в школе существовал замечательный духовой оркестр и трехгодичное отделение духовых и эстрадных инструментов. Оркестром руководил известный военный дирижер  – заслуженный работник культуры РФ Валерий Ильич Мальгин. Будущих оркестрантов – неприсмотренных мальчишек, до которых никому не было дела – принимали в школу, учили, преподаватели вкладывали в них душу и профессионализм. В настоящее время многие из них стали профессиональными музыкантами Мариинского театра, филармонии, военных оркестров.

К сожалению, три года назад духовой отдел пришлось закрыть…

- Не закрыть, а реорганизовать. Поменялось время, а вместе с ним – учебные планы и программы. Но надежда на то, что ситуация изменится и мы снова соберем духовиков в стенах школы, – осталась. Когда к чему-то стремишься по-настоящему, рано или поздно это сбывается!

На фото «Дискант-Сакс-Хорус»

Ивашкова Элина

Поделиться:

Наверх