– По личному опыту, видится ли различие в работе с одаренными и способными учениками?
И. Воробьева: С одаренными детьми интересней – у них более сложная программа, мы много занимаемся дополнительно, готовимся к различным проектам районного, городского уровня и выше. Эти дети трудолюбивее, слышат и понимают, о чем я их прошу, способны прочувствовать и реализовать авторский замысел. Приятно видеть, как ребенок растет, набирается профессионализма, созревает как вдумчивый пианист.
Л. Моспан: Добавлю, что чем профессиональнее становится ребенок-исполнитель, тем больше возрастает нагрузка на преподавателя, ведь работа с одаренным ребенком никак не укладывается в рамки учебного плана, поэтому приходится тратить много личного времени. Повышается качество занятий с учеником, ведется скрупулезная работа над деталями, штрихами, оттенками. С детьми, обладающими среднестатистическими данными, работа над программой не такая детализированная, скорее, мы стараемся, чтобы ребенок был общемузыкально развит, умел подбирать по слуху, принимал участие в домашних музицированиях. Более того, в работе с одаренными детьми важно уметь убедить их, что они действительно обладают сверхспособностями. Чтобы развить их, необходимо много трудиться, прибавьте к этому дополнительную работу с родителями, которые, к сожалению, все чаще стараются загрузить ребенка дополнительными кружками, но не каждый ребенок выдерживает такую нагрузку.
– Какие ошибки могут возникнуть в процессе обучения и воспитания одаренных детей?
И. Воробьева: Самой распространенной ошибкой является чрезмерная загрузка ребенка программой повышенной сложности. Очень важно найти баланс, подбирать произведения по силам, давать ребенку отдохнуть, включая в его репертуар наравне с виртуозными пьесы, требующие меньших душевных и физических затрат. Иногда лучше сыграть меньше, но лучше. Бывает, что ребенок страдает, переживает, потому что не получается качественно воплотить все, что от него требуется.
Л. Моспан: Индивидуальный подход играет важную роль, ведь у одного ярко выражены исполнительские или технические способности, у другого гораздо лучше выходит кантилена. Мастерски подобрать программу, подчеркивающую достоинства, а не недостатки ребенка, – это очень важно. Говоря о воспитании, у нас в муниципальном районе реализуется комплексная программа «Встречи у рояля», к которой мы стали привлекать лучших учеников школы, и теперь жители района знают, что для того, чтобы послушать живую классическую музыку, не обязательно ехать в Челябинскую филармонию. Наши дети исполняют Баха, Кабалевского, Рахманинова, Чайковского и других классиков, то есть дети становятся участниками важной просветительской работы и сами приобщаются к исполнительству.
– Бывает, что ребенок, которого причислили к особо одаренным в начале, «сдувается» уже к 3-5-му классу. Можно ли этого избежать?
Л. Моспан: На протяжении всего периода обучения держать ребенка на высокой планке очень трудно, поэтому есть время, когда нужно взять паузу. Например, мы много лет подряд проводили зональный конкурс юных пианистов, уровень участников – на высоте, но со временем он стал постепенно снижаться. В чем дело? Решили проводить конкурс реже, раз в два года, и результат улучшился. Просто дети не успевали исполнительски вырасти, начиналась банальная борьба за места, а на то, чтобы ребенок осмыслил свое исполнение, вжился в произведение, времени не хватало.
– Всегда ли результат работы с одаренными детьми соответствует ожиданиям?
И. Воробьева: Если рассматривать ожидания ребенка от результата своей работы, бывает, что не справился с эмоциями, выступил хуже, чем мог, тогда, конечно, расстраивается. Педагогу важно уметь объяснить, поддержать его, чтобы ученик не опускал руки, а продолжал трудиться дальше.
Л. Моспан: Педагога расстраивает, когда музыкально одаренный ребенок выбирает для себя другую стезю. И чаще по вине родителей. Многие отдают детей в школу искусств рано, и к 9-му классу они выпускаются – самое время продолжить обучение в колледже, но ведь это нужно ехать в Челябинск, а родители не готовы отпустить ребенка из дома. Складывались и такие ситуации: наша выпускница поступила в Южно-Уральский университет совсем по другой специальности – настояли родители, а на 4-м курсе не выдержала и решила параллельно окончить музыкальный колледж. В результате, сегодня она преподает в Челябинске в музыкальной школе. Поэтому талант свое всегда возьмет.
На фото И. Воробьева, Катя Чистякова на конкурсе в Озерске, апрель 2016 г.
Поделиться: