Три сотни одаренных детей – музыкантов, поэтов и художников – с полным правом назовут синонимом нынешнего лета Суздаль. Здесь с 7 июля по 7 августа для них работала XVIII Летняя творческая школа фонда «Новые имена». Самостоятельно или с педагогами и даже с родителями они приехали в Суздаль, чтобы получить уроки мастерства у преподавателей лучших творческих вузов и колледжей Москвы. Такова ежегодная традиция «Новых имен», к которой в этом году приобщились лауреаты фестиваля «Новые имена Москвы», а также наиболее талантливые юные жители многих городов и регионов России, ближнего и даже дальнего зарубежья. На открытии школы, проведение которой в этом году было подкреплено специальным грантом президента России, побывал наш корреспондент. Началу занятий предшествовал не только традиционный концерт, подобный увертюре большого захватывающего действа, но и круглый стол с участием работавших в школе профессоров. В их числе была и пианистка Екатерина Мечетина, давшая интервью нашей газете. Лауреат международных конкурсов и российской независимой премии «Триумф», солистка Московской филармонии, активно концертирующий в России и за рубежом музыкант, а с недавнего времени и преподаватель Московской консерватории, Екатерина Мечетина с юных лет связана с фондом «Новые имена». Теперь она ведет один из абонементов фонда, и в Суздаль в качестве педагога творческой школы приехала уже во второй раз.
- Екатерина, верно ли, что путевку в жизнь вам дал фонд «Новые имена»?
- Одну из путевок - этапов было много. На раннем этапе, в возрасте 10 - 12 лет, рядом со мной были «Новые имена», это правда. Я благодарна фонду, и теперь, по прошествии лет, я, как видите, также с «Новыми именами», но уже в совершенно другом статусе. Мы снова дружим, мы снова общаемся очень тесно.
- Могла ли ваша жизнь сложиться как-то по-другому, если бы в ней не было участия фонда «Новые имена»?
- Жизнь могла бы вообще пойти по другому руслу, если бы я родилась не в музыкальной семье. Мое счастье, что моя мама - пианистка, педагог училища при Московской консерватории – «поймала» тот момент, когда я, в младенческом еще возрасте, вдруг начала сама себе колыбельные петь. Я чисто интонировала, и это было признаком музыкального слуха. В 2-3 года я уже знала ноты, подбирала какие-то мелодии по слуху и пела очень много песен: со мной играли в игру, вроде «Угадай мелодию». Затем для ребенка, родившегося у музыканта, все пошло естественным путем. Обратив внимание на мои природные данные, мама, разумеется, решила их развивать – грешно ведь зарывать талант в землю. В конце концов, получилось так, что я без особого труда нашла свою профессию. Я никогда не стояла перед выбором - с того времени, как себя помню, я всегда знала, кем буду.
Может быть, если бы я попала к каким-то другим педагогам, а не к тем, у кого занималась с детства и до окончания аспирантуры при Московской консерватории, моя профессиональная карьера сложилась бы как-то иначе. Но сегодня я безмерно благодарна всем, кто меня учил. Это Тамара Леонидовна Колосс, это Владимир Павлович Овчинников – один из крупнейших исполнителей, лауреат Конкурса имени Чайковского. И это наш выдающийся профессор Сергей Леонидович Доренский - педагог Дениса Мацуева, Николая Луганского, перечислять более не буду, скажу только, что из его класса вышла практически вся современная пианистическая элита российской и международной концертной сцены. Занятия с профессором Доренским были огранкой мастерства. Но, повторю, я благодарна всем своим учителям, и если бы на их месте были другие, то и моя жизнь тоже пошла бы по-другому. Ведь как бывает - шаг в сторону, и меняется судьба. У любого человека это так, не только у артиста.
- На круглом столе говорилось о том, что фонд «Новые имена» удачно занял свободную нишу в педагогике и способен предложить то, что ребенок, возможно, недополучает в течение учебного процесса от своего педагога.
- Здесь есть несколько педагогов, сопровождающих своих учеников, и это очень, очень важно. Они приехали из отдаленных регионов и присутствуют на всех мастер-классах у всех профессоров. То есть, если ребенок – пианист, то его преподаватель обязательно посетит всех педагогов-пианистов. Вы слышали на концерте-открытии, как здорово играют дети из Сургута? Еще 10-12 лет назад Сургут был заштатным городком в плане фортепианного исполнительства, а сегодня - видите, какие звездочки у них! В большой степени эта метаморфоза произошла благодаря «Новым именам». Художественный руководитель Сургутского отделения фонда Пилецкая Ольга Дмитриевна – энтузиаст, подвижник своего дела. Она подняла фортепианную школу Сургута на замечательный уровень - приглашает педагогов из Москвы, и не только пианистов, но и скрипачей, виолончелистов, духовиков. В Сургуте заботятся о том, чтобы музыканты достигли в своем росте качественно иного, чем прежде, уровня.
- Другими словами, выращивание таланта – это такой коллективный труд, в котором, если и педагоги, и родители принимают сердечное участие, то результаты бывают наиболее яркими и демонстрируются в кратчайшее время.
- Ну, количество времени во многом зависит от конкретного ребенка. А задача родителей – поддерживать во всем педагога. Если родитель - музыкант, то ему ни в коем случае не надо идти в разрез с мнением педагога. Потому что педагог – больший авторитет для ученика, чем, например, его собственная мама, даже если эта мама – сама прекрасный педагог. Моя мама – именно такой педагог, но когда я была маленькая и она пыталась со мной заниматься, я не доверяла ей. Такова особенность детей - они не верят своим мамам, но они очень верят своим педагогам. Поэтому мама-музыкант должна всячески поддерживать авторитет педагога. И даже если она не музыкант, мама должна это делать, как и организовывать процесс домашних занятий, создавать комфортную атмосферу для ребенка. Со стороны родителей это, безусловно, огромное подвижничество – вырастить талантливого исполнителя или композитора, или любого другого артиста. Тут все важно, любая мелочь, вплоть до того, хорошо ли ребенок кушает, спит, достаточно ли он отдохнул перед выступлением.
Бывают случаи, когда дети в раннем возрасте, в 10-12 лет, приезжают учиться в Москву или Петербург, живут без родителей, в общежитии – это, конечно, сложнейшая ситуация, равно способная и сломить, и воспитать характер. И если ребенок выйдет из этой жизненной ситуации победителем, его талант лишь окрепнет. К счастью, сегодня, если есть желание получить уроки у столичного педагога, не обязательно жить в столице. Очень многие московские педагоги гастролируют с мастер-классами, оказывают помощь и поддержку. Их везде ждут. Я часто бываю в разных наших регионах и вижу, как мечтают люди о том, чтобы к ним как можно чаще приезжали и исполнители, и педагоги. Надеюсь, что так и будет.
Позади тяжелейшие для страны годы, и сейчас постепенно все начинает возрождаться. Я много гастролирую по России и с огромным удовольствием наблюдаю, как, например, во все новых и новых городах появляются прекрасные концертные инструменты – рояли «Стейнвей». Это радует - это так приятно, что мы выкарабкиваемся из казавшейся бесконечной перестроечной ситуации. У нас все обязательно наладится, в том числе - благодаря подвижникам фонда «Новые имена».
- Согласна, ведь деятельность фонда – это и поездки в различные регионы высококлассных мастеров, педагогов, способных за несколько часов провести большую работу...
- И сделать прорыв! Когда ребенок общается с абсолютно новым для себя человеком, который знает «как надо», который подберет для объяснения сути самые точные слова, воздействующие на его душу, он стремительно подрастает. Но и обратный процесс очень действенный, когда дети едут сюда, в Суздаль, и оказывается, что в этом крошечном городе в определенный период времени сконцентрирована элита музыкального исполнительства и педагогики. Эту сегодняшнюю картину, наверное, трудно было представить 21 год назад, когда – в жуткие годы! - создавался фонд «Новые имена». Вы только подумайте, каких усилий стоило Иветте Николаевне Вороновой и ее команде поднять все это дело, а между тем, они стартовали сногсшибательно. Появление «Новых имен» - это была просто бомба. И они держатся на том высочайшем уровне - активные, горящие. Я очень желаю, чтобы фонд просуществовал еще лет сто двадцать лет .
- В чем, по-вашему, секрет успеха фонда – в харизме Иветты Николаевны Вороновой?
- Иветта Николаевна - безусловно, харизматичная личность. Ее любовь к своему делу, настоящая любовь к детям, к педагогам, работающим с ней, - все это крайне важно. Таковы все, кто обеспечивает деятельность «Новых имен» и в том числе – школы в Суздале. Виктор Михайлович Маевский, Нина Николаевна Макарова и все, все они относятся с душой к своим профессиональным обязанностям, это не формальная «работа за деньги». Для педагогов школы «Новых имен» в Суздале не в деньгах дело, не из-за них вырываются две недели из отпуска, чтобы снова работать. Это энтузиазм и, снова скажу, любовь к тому, что мы делаем. Это потребность поделиться. У хорошего педагога должна быть эта потребность отдать. Не взять. «Взять» – это норма детства: все взять, все впитать, а по мере взросления появляется естественное желание делиться накопленным опытом. Мне кажется, что одним из важнейших смыслов жизни является воспитание как передача своего опыта новым поколениям. Иначе мы все бы давно вымерли, а мы двигаемся вперед.
- У вас сейчас как раз такой «переходный возраст» - этап, когда вы осознаете свою новую задачу?
- Это огромный перелом в моей жизни, я даже чувствую, как это повлияло на меня психологически. С тех пор как я начала преподавать, я очень изменилась и в чисто человеческом аспекте. Появились другие подходы ко всему. Если раньше я была чрезмерно критична, то теперь у меня подход такой: «Да, вот конкретно здесь есть еще над чем поработать, но вот это-то получилось, вот это-то здорово?!..» Я узнаю себя с новых сторон. Раньше - и, наверное, это естественно, - мне нужно было собирать чужие камни, а теперь пришла пора разбрасывать свои.
- Интересно, что, помогая вам в детстве, фонд «Новые имена» предоставляет вам возможность для самореализации во взрослом возрасте – уже как педагогу.
- Признаюсь, что моя педагогическая деятельность началась год назад исключительно благодаря «Новым именам». Мне предложили быть преподавателем Летней творческой школы в Суздале. Поначалу я немного «напряглась» - это все-таки дебют в новом качестве, - хотя и понимала, что мне уже есть чем поделиться: просто не было практики. И оказалось, что в том же году здесь преподавал профессор Московской консерватории Александр Ашотович Мдояноц. В какой-то момент, в обстановке непринужденного общения, у нас зашел разговор о преподавании, и Александр Ашотович сказал, что хочет взять в свой класс ассистента. Я - мимоходом - спросила: «Если бы я вам предложила свои услуги, вы бы взяли меня?» Он очень обрадовался и сказал: «Да».
«Новые имена» проходят в моей жизни путеводной нитью - иногда пунктирной, иногда сплошной, но эта нить всегда присутствует в канве судьбы, придавая ей очень яркий цвет.
- И это дает вам возможность более полно реализовать себя?
- Мне еще предстоит огромное развитие как педагогу, да и как исполнителю, я надеюсь, тоже, потому что одно из моих жизненных убеждений таково: никогда и ни в чем нельзя останавливаться, ни в каком своем развитии - прежде всего, ни в профессиональном, ни в личностном. И я надеюсь, что мне будет дано развиваться в этих двух направлениях. Теперь уже, подчеркиваю, двух. Если раньше нацеленность была исключительно на исполнительство, то сейчас не только оно важно. Это не раздвоение - это углубление, и это тоже гармония. Самое подходящее слово – «обогащение».
- Корень слова «обогащение» - «бог», и, может быть, не случайно, что замечательный творческий лагерь «Новых имен» приютила именно суздальская намоленная земля?
- Суздаль – гениальное место! У приезжающих сюда детей появляется возможность увидеть, как говорится, «откуда есть пошла Русская земля», что, как мне кажется, необыкновенно важно. Важно, что для них организуют экскурсии по монастырям и отдельным храмам, и дети этими посещениями духовно напитываются. Они получают впечатления и от природных, и от рукотворных красот.
Скажу честно, мне приходилось очень много путешествовать по миру - к 13-14 годам я побывала практически на всех континентах. Но я помню, как мне все казалось обыденным - ничто меня не удивляло! Я приезжала в Америку - к примеру, в Калифорнию - и думала: «Ну да, хорошо, красиво». А теперь я смотрю даже на самые простые вещи, и они удивляют меня. Наверное, для творческого человека важно умение удивляться простым вещам и радоваться мелочам. И вот я рада, что дети в нашей летней школе находятся рядом с взрослыми, объясняющими им, что в музыке и в жизни все не просто так, а связано с удивительным чудом, которое мы все здесь переживаем. Вот так!
- Ваши слова дышат каким-то особым чувством жизни и творчества.
- Это все обновляется в Суздале. Даже эта жара, которая всех изнуряет, меня радует, у меня прекрасное настроение. Здесь не самая яркая природа, по сравнению, например, с югом, с Краснодарским краем, у нас в плане ландшафта все более скромно. Но, с другой стороны, все это настолько русское, что всем, кто здесь побывал из других, далеких регионов, потом будет как никому понятно, что такое Рахманинов, что такое Чайковский. Этим надо дышать, это надо впитывать в себя. Я советую многим вести дневник – такие впечатления нельзя упускать. Через много лет дети прочтут наивные дневниковые записи и очень ярко вспомнят эти дни, этот суздальский воздух, эту обстановку – счастливую, дружественную, любовную даже. И это их согреет.
Поделиться: