Автор предлагаемой статьи Анастасия Райбер многие годы живет в Германии. Она закончила Киевскую консерваторию по классу фортепиано и музыковедческий факультет Мюнхенского Университета. В настоящее время госпожа Райбер - директор музыкальной школы в городе Карлсфельд (Бавария). Она постоянный участник различных педагогических форумов и конкурсов директоров музыкальных школ. Член Немецкого Союза музыкантов, Анастасия Райбер - один из организаторов детских концертов в рамках знаменитого международного фестиваля в Шлезвиг-Гольдштейне.
Немцы - очень музыкальный народ, с богатейшей культурной традицией, и к тому же им свойственна склонность к аналитическому мышлению и некоторой, если можно так сказать, методологичности этого мышления. О немецких методиках преподавания музыки можно написать много интересного. Но хотелось бы прежде всего рассмотреть сходства и различия между немецкой и русской системами музыкального образования, насколько это возможно в рамках газетной статьи.
В отличие от русских ДМШ, немецкие музыкальные школы не имеют единой программы. Это связано с тем, что они, как общественные организации, не контролируются государством, подчиняясь лишь местной администрации, будь то федеральная земля, округ, город или община. Поэтому педагогические методы, авторские концепции, даже гарантия качества образования устанавливаются и обеспечиваются самим коллективом школы. Имеются, правда, рекомендации от VdM (Объединение немецких музыкальных школ), но, как правило, они касаются только са?мой общей школьной структуры.
Немецкие учреждения детского музыкального образования можно разделить на три типа:
1. Общественные, или публичные музыкальные школы. Структура обучения в них жестко регламентирована. Они имеют тщательно выверенные учебные планы, в которых сделан акцент на общее культурное воспитание учащихся. То есть наряду с развитием практических навыков игры на музыкальных инструментах или пением дети учатся воспринимать «культурный ландшафт» Германии и видеть свои достижения в его контексте.
2. Частные музыкальные школы. Они, как правило, организованы родительскими комитетами или союзами музыкантов в регионах, не охваченных структурами общественных музыкальных школ. В них (как и в российских музыкальных школах) сделан акцент на практическое овладение музыкальными инструментами. Тем не менее они стремятся к включению в структуру общественных музыкальных школ, поскольку те котируются выше.
3. Коммерческие музыкальные школы. Как правило, они организованы какими-либо предприятиями, и программа в них ориентирована на широко разрекламированные, популярные методики. Это не всегда способствует глубокому образованию, и престиж этих школ не очень высок.
Существуют, наконец, школы, которым присвоен особый знак качества («Gutesigel»).
Несмотря на некоторые различия в программе обучения, структура музыкальных школ во многом сходна. Обучение делится на четыре ступени: базовая, низшая, средняя и высшая. Первая ступень состоит из раннего музыкального развития детей (4-6 лет) и собственно базового образования (6-8 лет). На этой ступени изучаются основы ритмики и музицирование по системе К.Орфа. В дальнейшем идут классы так называемого «ориентирования» (пока, правда это проходит в виде эксперимента). Вот как это выглядит: ребенок, уже получивший элементарные музыкальные навыки, в течение трех месяцев практически знакомится с различными музыкальными инструментами, чтобы выбрать для себя основной. Родители могут оказывать помощь, но педагогов интересует в первую очередь выбор самого ребенка.
На уровне базового музыкального образования нет приемных экзаменов, так как все дети в состоянии овладеть начальными навыками. Вообще, к экзаменам в немецких музыкальных школах совершенно другое отношение, нежели в российских. Педагоги относятся к экзаменовке с осторожностью, могут вообще отменить какой-то экзамен, если сочтут, что подготовка к нему вызывала перенапряжение сил ребенка или сам факт экзамена слишком пугает ученика. Метод, конечно, далеко не бесспорный. Но нельзя не признать, что такой подход подчеркивает доступность музыкального образования, что тоже немаловажно. Уровень общей музыкальной грамотности населения Германии очень высок, и это не может не радовать прежде всего профессиональных музыкантов, которые встречаются на своих концертах с подготовленным слушателем.
Следующие ступени детского музыкального образования посвящены совершенствованию
Дальнейшее продолжение музыкального образования с тем, чтобы стать профессионалом, обходится очень дорого. По словам президента Высшей школы музыки и театра в Ганновере Клауса-Эрнста Беене, родителям, которые хотят, чтобы их дети получили настоящее, профессиональное музыкальное образование, придется потратить сумму от 25.000 до 50.000 евро. Что же делать тем одаренным детям, у кого нет таких денег?
Выход существует. В Германии (как, наверное, и в России, и в любой другой стране) есть немало педагогов, которые имеют большой
Такова краткая и приблизительная
Поделиться: