Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2016
МЫ НЕ ИГРАЕМ ЧУЖУЮ МУЗЫКУ
Классическая гитара живет более 500 лет – сколько интересного она пронесла по векам! Шестиструнная гитара пришла из Испании и дала великое разнообразие инструментов. Она богата собственной музыкальной литературой любой формы, но об этом мало кто знает…

Классическая гитара берет начало в глубине веков, ее популярность приходится на эпоху Возрождения. Для гитары создавали произведения Луис Милан, Винченцо Галилей, Гаспар Санз, Робер де Визе, Франческо Корбетта и другие не менее известные музыканты Ренессанса. На конец 18-го – середину 19-го столетий приходится расцвет инструмента, известный в истории как «Золотой век гитары». В то время творили Мауро Джулиани, Карл Мария фон Вебер, Антонио Диабелли, Николо Паганини, Фернандо  Сор. 

ВЕДАЕТ ТАЙНЫ ДУШИ

Сегодня не все профессионалы отдают себе отчет в масштабах деятельности классиков гитарной музыки. Ф. Сор, к примеру, писал не только для гитары, это автор множества крупных музыкальных форм. Так, после Московского пожара  1812 года, когда войска Наполеона покинули столицу и ее жители стали возвращаться, Большой театр открыл сезон 1825 года балетом Сора «Золушка» – это была первая театральная постановка после трагедии. Паганини, немало сочинявший для классической гитары, виртуозно владел ею, выступая как соло, так и в дуэте с блестящим гитаристом Луиджи Леньяни, обессмертившим свое имя опусом 20 из 36 каприччио, Фантазией для гитары, опусом 19 и «Школой игры на гитаре». В то время оба они называли гитару самым душевным после скрипки инструментом, а Паганини даже считал, что иногда гитара задевает в душе те тайные струны, которые недоступны скрипке.

 Что касается советской эпохи, всем известно, что в СССР джаз был запрещен, под запрет попала и гитара (как иностранный инструмент). Единственный, кто занимался в те годы популяризацией классической гитары, был Александр Михайлович Иванов-Крамской – выдающийся исполнитель, композитор и дирижер. Логично, что единственная музыкальная школа, носящая с 2004 года это имя, стала продолжателем его дела. Ведь «три аккорда», что звучат на кухонных посиделках, это самое настоящее бренчание, но не игра на одном из древнейших и богатейших по своей природе инструментов. Даже в сфере начального музыкального образования гитара зачастую преподается дилетантски, что же в таком случае говорить о широкой аудитории?..

В 60-е годы произошла парадоксальная вещь: из запрещенной она вдруг сразу сделалась «народной» и преподавать ее стали балалаечники и домристы, не владеющие гитарой, не знающие ни ее истории, ни оригинальной литературы. Между тем у классической гитары не только сложный, но и огромный репертуар! Ведь когда лютня начала терять вес в обществе, ее репертуар вобрала в себя шестиструнная гитара – не потому, что гитаристы его «перехватили», просто у этих инструментов общий строй,  кварто-терцовый, очень удобный для полифонии.

Начиная с середины эпохи Возрождения лютня начала терять свою популярность, а гитара ее набирала. Сегодня лютню не преподают у нас ни в одной школе, а классы гитары открыты повсеместно, и, к счастью, все постепенно встает на свои места, в ДШИ и ДМШ появляется возможность отделиться от народников и существовать самостоятельно. И все же исторический прорыв произошел пока что на уровне дополнительного образования…

БОРЬБА ЗА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства города Москвы на базе ДМШ им. А.М. Иванова-Крамского создана новая структура: Методический центр по направлению «Гитара».  Конечно, для директора школы это означает ответственность на постоянной основе – в первую очередь, предоставление помещения, предназначенного для проведения многочисленных методических мероприятий (педсоветов, мастер-классов, семинаров), во-вторых, это стопка дополнительной отчетной документации. Однако преподавателям гитары и ученикам школы Иванова-Крамского повезло с ее предыдущим директором Наталией Николаевной Савицкой, возглавлявшей коллектив в течение 35 лет. Согласитесь, далеко не каждый руководитель способен вникнуть не только в планы, но и в специфические проблемы своих сотрудников. И слова преемника Д.В. Бородаева о благодарности ей за поддержку гитаристов, произнесенные в нашем разговоре, прозвучали не формально, а как-то очень тепло.

Отношение к гитаре как к инструменту не слишком серьезному до конца не изжито даже в среде музыкантов, а Н.Н. Савицкая оказалась личностью, способной на понимание, и в нынешнем году поддержала решение открыть гитарный центр.

Ее тезка – заслуженный работник культуры, профессор Наталия Иванова-Крамская пришла преподавать в школу в 2004 году и стала движущей силой по созданию школьного музея гитары. В музее проходят открытые лекции по истории гитары, читают которые преподаватели, а зачастую и сама Наталия Александровна. И все это прекрасно вписывается в структуру ДМШ, которая всегда придерживалась преподавания академического направления. По обилию мероприятий, связанных с популяризацией этого инструмента, школу можно назвать гитарной. Шесть опытных преподавателей отделения в течение всего года проводят многочисленные концерты, в которых успели выступить такие известные исполнители, как Дмитрий Илларионов, Алексей Зимаков, Евгений Финкельштейн, Александр Виницкий, Йохан Фостье и многие другие. Единственный в стране Музей гитары экспонирует редкие документы, афиши и свидетельства развития классической гитары с древних времен до наших дней.

Блестящий исполнитель и замечательный педагог, подарившая миру созвездие гитаристов, Наталия Иванова-Крамская по темпераменту, с которым доблестно отстаивает авторитет классической шестиструнной гитары, – удалась в своего отца.

Жизнь А.М. Иванова-Крамского бурлила, словно борьба за его инструмент, за то, чтобы шесть классических струн дарили людям ту радость, которой так не хватало России в смутные 30-е годы прошлого века. Именно в 1930-м юный Иванов-Крамской поступил в музыкальный техникум имени Октябрьской революции (ныне – МГИМ им. А.Г. Шнитке), став учеником Петра Агафошина. С 1932 года он  работал на Всесоюзном радио. Впереди было движение по нарастающей, каждый шаг которого давался тяжелейшими усилиями на фоне гонений на академическую гитару. 

После Всесоюзного радио были и Малый театр, и Московский театр им. Вл. Маяковского. С 1938 года Иванов-Камской возглавил в качестве дирижера оркестр Ансамбля песни и пляски НКВД, вместе с которым были пройдены фронтовые годы – вплоть до 1945-го. Затем – руководство оркестром народных инструментов Всесоюзного радио. Иванов-Крамской был известен не только в качестве исполнителя и автора сложнейших классических пьес. Под его аккомпанемент пели Надежда Обухова, Иван Козловский, Виктория Иванова, Георгий Виноградов. Он был единственным концертирующим гитаристом в СССР и в одиночку вел борьбу за жизнь своего инструмента, за восстановление занятий по нему. Это по его инициативе класс шестиструнной гитары был открыт вначале в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, который он же и возглавил, а спустя 10 лет, в 1970 году, такой же класс – в Институте культуры.

Работоспособность Александра Михайловича как композитора – испытание для воображения: более пятисот сочинений, в числе которых два концерта, сюиты, обработки народных песен, пьесы, «Школа игры на шестиструнной гитаре». Более 40 пластинок записано им в качестве гитариста. Смерть настигла музыканта во время репетиции на гастролях в Минске, третьего инфаркта его сердце не выдержало. А.М. Иванов-Крамской ушел как талантливая личность, до последнего удара сердца преданная делу всей жизни. Этот уникальный человек оставил после себя достойную смену. Сегодня они – представители академической гитарной школы, основанной их учителем, главные ее двигатели: Николай Комолятов, Феликс Акопов, Евгений Ларичев, Наталия Иванова-Крамская и другие славные имена.

Н.А. Иванова-Крамская: Отец сорок лет посвятил классической гитаре, я 60 лет преподаю этот инструмент в училище при Московской консерватории – получается Столетняя война. Мне отступать некуда, при поддержке коллектива школы имени моего отца я намерена добиться понимания назревшей проблемы на уровне Министерства культуры Российской Федерации. Потому что, не к их чести, там до сих пор считают классическую гитару народным инструментом. И если сегодня в ДШИ и ДМШ гитара уже постепенно отделяется от народников, то, что касается профессиональных ступеней музыкального образования, пока воз и ныне там. Человек двадцать моих выпускников прошли обучение за рубежом, так вот там в обязательном порядке преподаются «История исполнительства классической гитары», «Методика классической гитары». А у нас для гитаристов предусмотрен урок «Оркестр народных инструментов», а гитары в оркестре народных инструментов – нет. Поэтому очень много талантливых ребят столько сил тратят на то, чтобы в качестве дополнительного инструмента освоить домру или балалайку. Но гитарист-то играет ногтями, а домрист – с помощью медиатора. Абсурдность ситуации в том, что гитарист должен переучиваться, если хочет получить оценку по оркестру и диплом государственного образца.

Мы хотим вернуть классической гитаре ее первоначальный статус. У гитары прекрасная слушательская аудитория, потрясающий репертуар (дуэты, трио, квартеты, сочинения для двух-трех-четырех гитар с оркестром), все чаще можно услышать гитариста как солиста на лучших академических сценах мира. Но сегодня классическая гитара остро нуждается в том, чтобы в России на профессиональном уровне ей вернули самостоятельный статус. Когда в 1960 году был открыт класс гитары, за советом, какую гитару преподавать, пришли в Академию им. Гнесиных и получили ответ… балалаечника профессора Илюхина, что преподавать надо русскую семиструнную гитару. Но преподавателя семиструнной гитары нашли не сразу, и до сих пор нет весомых педагогов по этому инструменту, поэтому все перешли на классическую шестиструнную гитару. Что и требовалось доказать!   

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Историческую значимость факта появления Методического центра по направлению «Гитара» трудно переоценить – в первую очередь, для тех преподавателей, которые проходят здесь мастер-классы, слушают лекции и под руководством заведующего отделом классической гитары А.М. Фильченкова  посещают «гитарные» места столицы.

Так, для многих было открытием, что одним из родоначальников такой популярной сейчас формы, как вариации на заданную музыкальную тему, стал прекрасный композитор Луис де Нарваес, создавший для гитары вариации (diferencias) под забавным названием «Берегите коров, стерегите коров» (Guarda me las vacas). Состоявший с 1548 года на службе у принца Филиппа (будущего короля Испании Филиппа II), он сопровождал своего господина в поездках в Северную Европу и Италию и обучал при дворе хористов…

Конечно, огромное значение работа отдела классической гитары ДМШ им. А.М. Иванова-Крамского имеет и для учащихся. Здесь обучаются  почти  90 человек самого разного возраста: от пяти лет и выше. И за последний учебный год гитаристы школы 20 раз становились лауреатами, в том числе получали Гран-при: всероссийский конкурс в Курске, «Ренессанс гитары» в Гомеле (Белоруссия), конкурс-фестиваль Tabula Rasa и другие. Многие учащиеся – стипендиаты и участники проектов МБФ Владимира Спивакова и МБОФ им. И.Н. Вороновой «Новые имена».

Позволю себе несколько слов о Московском открытом конкурсе им. А.М. Иванова-Крамского, организатором которого является школа. Этот конкурс проводился и раньше, но не ежегодно. Сейчас предполагается сделать его традиционным. Поскольку сюда съезжаются представители из разных регионов России, он давно уже перерос рамки городского. В этом году будет заявлен как всероссийский и пройдет весной –  в апреле 2017 года.

В дальнейшем планируется как Международный гитарный фестиваль-конкурс им. А.М. Иванова-Крамского. Он, несомненно, станет одним из центральных событий для гитаристов не только столицы: в прошлом году из 146 московских школ поступило более 100 заявок на участие, добавьте к этому регионы – и масштаб станет очевиден. Дети порадовали, так как многие продемонстрировали достаточно высокий уровень владения инструментом. Как всегда, прекрасно заявили о себе и столичные школы. И среди солистов по возрастным группам, и среди ансамблей были лауреаты из Обнинска, Кемерово… Особенно приятно было видеть успехи ребят из регионов – ни один не уехал без награды!

МЕСТО ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛЫ

Возрождение гитары в России еще впереди. Но уже сегодня ДМШ им. А.М Иванова-Крамского во многом определяет развитие этого инструмента в профессиональном академическом русле. Нет сомнений, что школа стала исключительно значимым для классической гитары местом действия, центром притяжения образцовой гитарной музыки.  

Школа, как и многие другие, перешла на новые образовательные стандарты. Коснулось это новшество и отделения гитары. Не секрет, что в новых программах есть и плюсы, и минусы. Сам переход потребовал от преподавателей внутренней перестройки, и этот процесс только начался.

Исполняющий обязанности директора ДМШ им. А.М. Иванова-Крамского, лауреат международных конкурсов и премии правительства Москвы, гитарист и композитор Дмитрий Владиславович Бородаев в этой связи сказал:

– Большое преимущество в том, что теперь можно со способными учениками, осваивающими предпрофессиональную программу, заниматься не два раза в неделю, а три. Что касается минусов, я бы назвал один. Когда мы принимаем ребят в ДМШ, конечно, идет строгий отбор. Но дело в том, что проверка музыкальных данных ребенка не всегда дает объективную оценку. Скажу больше: иногда ее невозможно дать даже в первые годы обучения. Дети, как и взрослые, далеко не всегда раскрываются сразу. У меня был такой случай. Мальчик учился в первые годы очень вяло, словно неинтересные обязанности выполнял. И вдруг – такой прорыв, что просто глазам поверить было сложно, и сейчас это один из моих лучших учеников. Мне думается, что вопрос профессионализма, а значит, и успешности, – это о преданности своей профессии. Не тайна, что в сфере академизма, кем бы ты ни был, много денег не заработаешь. Вот и остаются самые-самые, те, кто не может обходиться в этой жизни без классической музыки и своего родного инструмента, не может не передавать другим людям и, главное, детям  то, что чувствует сам, чтобы и они ощутили себя в этом мире счастливыми вопреки всему. Я с грустью вспоминаю, сколько раз за последние годы, будучи членом жюри на конкурсах, видел сверкание звездочек и взрослых, кстати сказать, тоже. А потом они исчезали куда-то и имена их больше не числились среди победителей: кто-то уходил в джаз, кто-то в шоу-бизнес.

Но талантливые гитаристы – все-таки нередкие гости в залах Московской филармонии и МГК им. П.И. Чайковского. Благодаря им, молодым отечественным исполнителям, классическая гитара звучит как сольный инструмент в ансамбле и с оркестром на концертных площадках России. Действительно, академическая музыка для самых стойких, самых мужественных и, безусловно, самых преданных.

На фото Н. Савицкая, директор школы с 1981 по 2016 годы

Поделиться:

Наверх