АРХИВ
01.11.2003
ОБРАЗ БУДУЩЕГО

10 октября в Московском международном Доме музыки состоялся концерт V Открытого фестиваля инструментального и исполнительского мастерства «Музыка XX века». Это уникальный фестиваль. Во-первых, он детский, а исполнение музыки ХХ века детьми – все еще не вполне привычное явление. Во-вторых, и это самое главное, - дети, участвующие в фестивале, не имеют отношения к привычной для нас системе музыкального образования – детским музыкальным школам. Все они – учащиеся детских центров творчества, которые имеют теперь еще одно название: государственные учреждения дополнительного образования детей. Перед началом концерта мы побеседовали с одним из организаторов фестиваля Юлией Марковной Лившиц:

Корр.: Юлия Марковна, и в музыкальных школах, и в центрах творчества дети занимаются академической музыкой. В чем же принципиальное различие этих образовательных учреждений?

Ю.М.: Музыкальные школы принадлежат Министерству культуры, а центры творчества - Министерству образования. Но главное различие заключается в том, что в центрах творчества учатся дети, отнюдь не ориентирующиеся на профессиональное обучение. Они просто приходят сюда в свободное время, – приходят сами, в отличие от тех детей, которых родители «отдают» в музыкальные школы.

Корр.: Центр творчества выдает какие-то документы, дипломы?

Ю.М.: Документов государственного образца у нас нет. Мы выдаем сертификаты, с которыми наши выпускники могут поступать в музыкальное или художественное училище.

Корр.: Расскажите об истории фестиваля «Музыка XX века».

Ю.М.: Первый фестиваль проходил в 1999 году в честь 200-летия со дня рождения Пушкина. Тогда это был фестиваль нашего «Центра на Вадковском». Второй фестиваль стал уже окружным. Начиная с третьего, он стал открытым, иначе говоря - городским. Сейчас в нём участвуют дети из 9 московских округов.

Корр.: С чем связан выбор музыки именно ХХ века? Не слишком ли сложно это для детей?

Ю.М.: Музыка XVIII, XIX веков в программах тех же ДМШ стоит на первом месте, найти же специалиста по современной музыке бывает трудно. Тем не менее, мы обязательно должны знать свое ближайшее прошлое, поэтому познакомить детей с этой частью нашей культуры - одна из задач фестиваля. А что касается сложности современной музыки для детей ... - вот, посмотрите на них!..

Юлия Марковна улыбается. Мимо нас пробегают за кулисы маленькие музыканты с миниатюрными деревянными ксилофонами. Готовится первый номер – «Приветственная музыка XXI веку» Игоря Рехина в исполнении оркестра Студии музыкального творчества «Торжество муз» ДЦТ «На Вадковском» под управлением автора. Вскоре мы видим и слышим этот необычный оркестр, состоящий, в основном, из ксилофонов и деревянных духовых разного диапазона, на которых играют дети младшего и среднего школьного возраста. Музыка написана современным, достаточно сложным языком. Юные исполнители внимательны, собраны и совершенно не «зажаты». Конечно, им помогает то, что партия каждого инструмента написана максимально удобно для исполнителя, но важнее другое: видно, что дети привыкли слышать друг друга в ансамбле и уже умеют представлять в момент игры цельную картину музыкального произведения.

Поговорив за кулисами с несколькими участниками фестиваля, мы выяснили, что в центрах творчества, действительно с большим вниманием относятся к совместному музицированию. Иногда дети – разумеется, под руководством педагогов, - сами редактируют или даже придумывают свои партии в ансамблях. Безусловно, такая практика невозможна без видения целого и живейшего взаимодействия с коллегами в процессе игры.

Тяга к взаимодействию и общению, желание сделать что-то вместе являются еще одной своеобразной стороной детских центров творчества. В отличие от учеников музыкальных школ, которые чаще всего замкнуты на своем преподавателе по специальности и встречаются с другими детьми только на уроках музыкально-теоретических дисциплин, - дети из центров творчества представляют собой что-то вроде общины духовно близких людей. Многие из них занимаются в ДЦТ весь предусмотренный срок – от 4 до 18 лет, иногда прерывая его в силу каких-либо обстоятельств, но, как правило, возобновляя через некоторое время. Многие продолжают навещать ДЦТ и помогать ему, став уже совсем взрослыми. Кстати, нередко сегодняшние спонсоры детских центров творчества – их вчерашние воспитанники.

...Дети готовы часами рассказывать про свой ДЦТ, но им уже пора на сцену, а нам – в зал, где теперь слышны звуки вальса...

Хореографические номера также представлены на этом фестивале, хотя их и не очень много. Вообще, стремление к постоянному расширению горизонтов очень характерно для учащихся ДЦТ. На одном из этапов обучения дети осваивают дополнительные к своему основному музыкальные инструменты. На фестивале, правда, мультиинструменталисты не были представлены. Зато всеобщий восторг вызвал диксиленд «Сухаревские ребята» под управлением Петра Востокова. Особенно «сухаревцы» разыгрались на своем втором номере – вариациях на знаменитую русскую тему «Коробейники», соединив «качающий» ритм диксиленда с настоящим цыганским «выходом». И опять - то же впечатление: большой коллектив, хорошо слаженный, действующий с пониманием общей задачи. Такой уровень сыгранности требует много труда и, главное, времени. Где же ребята находят это время?

«Когда есть желание – ты всегда найдешь время», - говорит мальчик с гитарой. Другой перебивает его, объясняя, что у них еще есть творческие лагеря. Эти лагеря существуют при московских центрах детского творчества и расположены в прекраснейших местах – например, в Севастополе, на Азовском море, причем детям из малоимущих семей путевки частично оплачивает государство. Там, на свежем морском воздухе дети целиком заняты творчеством. Можно только представить себе, сколько всего можно подготовить за месяц непрерывной летней работы!

...Ведущая объявляет со сцены, что в связи с праздником НТВ, который будет происходить здесь через некоторое время, концертная программа сокращается. Как огорчаются участники ансамбля «Волшебная флейта», чье выступление теперь не состоится!.. На сцену выходят гости фестиваля – московский камерный оркестр «Cantus firmus» под управлением Александра Хургина. Исполняется Концерт для фортепиано с оркестром Берковича. Солистка – лауреат III и IV фестивалей «Музыка ХХ века» Амалия Аветисян. Когда утихают аплодисменты, вновь выходит ведущая и радостно объявляет, что власти Центрального округа Москвы пошли навстречу детям, и фестивальный концерт будет продолжен!

Финал концерта – мелодия из французского кинофильма «Игрушка» (композитор – Владимир Косма) в исполнении ансамбля «Волшебная флейта» (педагог А. Ю. Яшина). Состав ансамбля необычен: множество разнообразных флейт и рояль. Играющие на флейтах сказочно красивую мелодию маленькие дети, двигаясь в такт музыке, производят завораживающее, почти мистическое впечатление. И зал взрывается аплодисментами…

Последний кадр: дети в сценических костюмах, с сияющими от счастья глазами выходят из зала. Их много, очень много, они поднимают над головами врученные им цветы, и эта веселая, праздничная толпа кажется похожей на большую клумбу из цветов и бантиков. Юные артисты в не менее юном ультрасовременном зале. Замечательный образ Будущего, не правда ли?

Поделиться:

Наверх