Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.05.2017
«МОБИЛЬНОСТЬ, ОПТИМИЗМ И ГОТОВНОСТЬ ВСЕГДА УЧИТЬСЯ»
Заслуженная артистка Республики Башкортостан, ведущая солистка театра «Астана Опера» Альфия Каримова завоевывает сердца новых слушателей партией Виолетты: в начале весны «Травиата» Верди с ее участием собирала аншлаги в Астане и Уфе

 — «Травиата», вероятно, знаковая для вас опера – вы поете Виолетту начиная с выпускного экзамена в Уфимской государственной академии искусств. Любите эту героиню?

— Разве может не нравиться Виолетта?!. Эта партия у меня «вызрела». Я ее готовила со многими выдающимися музыкантами и режиссерами. Но Виолетта в Уфе и в Астане – разная. Кому нравится романтическая героиня – добро пожаловать в Уфу на классическую постановку болгарского режиссера Кузмана Попова. В Астане более современная постановка итальянского режиссера Хеннинга Брокгауза, но я спокойно отношусь к режиссерским новациям. Как сказал великий Джоаккино Россини: «Для того чтобы быть певцом, нужны три вещи: голос, голос и голос». То есть самое главное для меня на сцене – это пение.

— Вы выступали на многих сценах мира: в Карнеги-холле, канадском «Перформанс-центре» Sony, итальянском Театре Карло Феличе, в Мариинке и Новосибирском театре оперы и балета, но первая ваша сцена была, конечно, в Уфе?

— Да, в Башкирский государственный театр оперы и балета я пришла в 21 год и начинала с самых маленьких партий, образно говоря, с «кушать подано». Это совершенно справедливо: начинать с «Травиаты», например, нельзя – певцы просто-напросто могут сломаться. По моему глубочайшему убеждению, нужно следовать от простого к сложному. В 23 года я спела Царицу ночи в «Волшебной флейте», а затем готовила по три-четыре партии в год. Уфимский театр – это то место, где я научилась всему: актерскому мастерству, искусству пения с оркестром, даже элементарно гриму.

— Как вы чувствуете себя в качестве ведущей солистки «Астана Оперы»?

— Мне нравится жить в Астане. По энергетике это мой город. Несмотря на суровый резко-континентальный климат, здесь легко дышится – все «сдувается» сильными ветрами. Я уже четыре года живу в Астане и вижу, что с каждым годом жизнь – по сервису, по культурному развитию – становится все лучше. И репертуар «Астана Оперы» постоянно пополняется. Мы ведь начинали «с нуля» – теперь же наш театр набирает мировую известность. У нас всегда аншлаги – билетов на спектакли не купить.

— Вы участвуете в разных конкурсах – сколько их уже накопилось в вашем творческом багаже и какие вы бы отметили особо?

— На данный момент за моими плечами больше тридцати конкурсов. Самый памятный – Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге в 2006 году. Там я впервые спела на исторической сцене Мариинского театра с его оркестром и получила почетную III премию. Для меня было важно участвовать в Международном конкурсе им. Франсиско Виньяса в Барселоне в 2007-м. Конечно, я была конкурсанткой и казахского вокального конкурса – Международного конкурса вокалистов им. Бибигуль Тулегеновой, где завоевала Гран-при. Произошло это в 2007 году.

— Знаю, что вы также стали лауреатом номинации «Лучший женский голос» по версии The Opera Ball Award – 2015. Это самый престижный конкурс Евразии начиная с 2007 года, бал посещает более тысячи гостей. Что вам нужно было исполнить по условиям конкурса?

— Две оперные арии с оркестром перед жюри – директорами и художественными руководителями крупнейших театров мира: Парижской оперы, Венской оперы, Арена ди Верона, ГАТОБ им. Абая…

— Известно также, что в феврале вы приняли участие в IV Всебританском фестивале-конкурсе искусств «Звезды Альбиона», выступив в Лондоне с сольным концертом…

— Да, я была приглашена не только в качестве члена жюри, но и как концертирующая исполнительница. Я пела романсы Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова.

— Что сложнее – быть конкурсанткой или работать в жюри конкурса?

— Когда ты участвуешь как конкурсант, то зависишь от себя – от своей воли, можно сказать, олимпийской. Ты выходишь, поешь и все – дальше можно отдыхать и готовиться ко второму туру. Это трудно, потому что самое главное в конкурсе – быть не только лучше остальных, но и лучше себя, что гораздо важнее. А работа в жюри – это в первую очередь огромная лавина музыки, которая «падает» на тебя, огромное количество участников. И ты их должен не просто послушать, но и выставить им объективные оценки. Обычно я все подробно записываю (это мои «Записки сумасшедшего»), отмечаю, у кого какие проблемы и что нужно сделать, чтобы их решить. И когда конкурсанты ко мне подходят, я им советую, как исправить те или иные ошибки. Вуаля!

— С приездом в Астану началась и ваша преподавательская деятельность в Казахском национальном университете искусств.

— Я преподаю в университете всего второй год, но уже давно консультирую своих коллег, состоявшихся оперных певцов. К педагогической деятельности отношусь очень ответственно: я даю человеку профессию. Я также психолог и тренер. К счастью, мне есть, что сказать. Педагог я очень жесткий, но студенты меня терпят и даже умудряются любить. Меня педагоги тоже не «жалели», и я поняла, что именно такая закалка дает результаты, потому что в театре никто, никогда и никого не жалеет. Оперный певец должен быть мобильным, оптимистически настроенным и готовым все время учиться.

— Что вы будете исполнять в ближайшее время?

— «Кармину Бурану» Карла Орфа и «Богему» Джакомо Пуччини.

— В соцсетях вы часто выкладываете потрясающие фотографии!..

— Фотосессии – это тоже часть нашей профессии, как и съемка клипов, общение с прессой.

Фото Сергея Степового

Поделиться:

Наверх