Детские и юношеские исполнительские конкурсы в последние десятилетия стали важной и неотъемлемой частью мировой музыкальной жизни: их количество измеряется сотнями, а география обнимает всю планету. Тысячи дарований регулярно участвуют в них в надежде на успех, но среди изобилия музыкальных турниров лишь немногие действительно открывают дорогу к солидной карьере, награждая своих лауреатов серьезными, долгосрочными ангажементами. К их числу, безусловно, относится Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева.
Харьков, Москва и весь мир
Этот конкурс – второй по счету, первый состоялся в России в 2015 году. С 1992-го он проводился на Украине, в Харькове, по инициативе самого пианиста (чье детство и юношество прошли в этом городе). Три года назад Татьяна Тарасова, вдова маэстро, и народный артист СССР, президент Дома музыки Владимир Спиваков – многолетний творческий партнер Владимира Крайнева выступили с предложением провести конкурс в российской столице, и эта инициатива была поддержана правительством Москвы и лично мэром Сергеем Собяниным.
Масштаб второго московского конкурса оказался грандиозным, превосходящим по размаху иные «взрослые» конкурсы. Заявки (вместе с видеозаписью собственного исполнения) подали 122 пианиста из 19 стран. Отборочное жюри дало оценку 90 участникам предварительных «живых» прослушиваний, которые состоялись в шести городах – Токио, Москве, Санкт-Петербурге, Пекине, Ереване и Кьяссо (Швейцария). В итоге лишь по 10 участников в каждой из возрастных групп (младшей и старшей) были допущены до участия в полуфинале. Таким образом, в Москву приехали лучшие из лучших, что сразу же задало состязанию необычайно высокую планку. А организаторы создали его участникам исключительно благоприятные условия на время проведения конкурса: им полностью обеспечивалось проживание и питание, оплачивались дорожные расходы, для них проводились мастер-классы.
В жюри были приглашены авторитетные музыканты, многие из которых находились в близком творческом общении с самим Владимиром Всеволодовичем. Председателем стал арт-директор конкурса пианист Александр Романовский (Украина/Италия), обладатель Гран-при еще харьковского конкурса Крайнева. В судейскую команду также вошли Томас Яксич Бекдорф (Чили), Борис Бехтерев (Италия), Александр Мутузкин (США), Владимир Овчинников (Россия), Рена Шерешевская (Франция), Игорь Четуев (Германия), Лилия Зильберштейн (Германия/Австрия), Станислав Юденич (США), Михаил Хохлов (Россия).
Одним из основополагающих принципов московского конкурса стало открытое судейство: все протоколы с поименным голосованием каждого члена жюри публиковались в интернете. Кроме того, организаторы отказались от традиционной «раздачи слонов» в виде присуждения первой, второй и третьей премий. В финал допускались лишь пять человек из каждой возрастной группы, и всем десяти прошедшим присуждалось звание лауреата без различия степеней.
Но конкурса без победителя быть не может, и организаторы предложили следующее решение: лидер в младшей возрастной группе получает премию «Открытие», в старшей группе – Гран-при. Денежный эквивалент обеих премий – 250 тысяч и 500 тысяч рублей соответственно, призы для остальных лауреатов составили 50 тысяч в младшей группе и 100 тысяч в старшей. Это необычное для конкурса молодых музыкантов решение представляется весьма гуманным. Открытости состязания немало способствовал и тот факт, что прослушивания полуфинала и финала были публичными и транслировались онлайн на сайте конкурса krainevcompetition.com.
Открытия и надежды
Порадовал тот факт, что среди отечественных конкурсантов были не только участники из столиц: пианисты из провинциальных городов демонстрировали высокий, поистине «столичный» уровень искусства. Замечательно, что славные традиции русской фортепианной школы продолжают развитие и в отдаленных уголках нашей страны. Помимо россиян на полуфинал приехали представители КНДР, Японии, Китая, Сербии, Австралии, Армении и Азербайджана.
Александра Довгань (Москва), Наталья Хорохорова (Рязань), Тинхун Ляо (Китай), Такума Онодера (Япония) и Зан Хын Цой (КНДР) соревновались в младшей группе. Премию «Открытие» заслуженно получил представитель Северной Кореи: 12-летний пианист продемонстрировал в Четвертом фортепианном концерте Бетховена удивительную зрелость и целостность интерпретации, особенно сильное впечатление произвела вторая, медленная часть. Отметим и стремление Зан Хын Цоя к собственному оригинальному стилю – ему удалось найти в концерте Бетховена множество свежих, необычных деталей.
Участие представителя Корейской Народно-Демократической Республики само по себе событие сенсационное. На пресс-конференции Александр Романовский подчеркнул, что в условиях закрытости Северной Кореи это стало возможным лишь в результате большой работы организационного комитета. Благодаря его сотрудничеству с посольством КНДР российская публика открыла для себя Зан Хын Цоя.
Специальный приз «Надежда» Национального филармонического оркестра России вручен Александре Довгань, обучающейся в ЦМШ у знаменитой Миры Марченко. Двадцать третий концерт Моцарта в исполнении девятилетней девочки поразил своей аристократичностью и тонкостью, а знаменитая сицилиана (вторая часть) была сыграна с недетской глубиной.
Сильное впечатление оставили о себе и другие финалисты младшей группы. Наталья Хорохорова, приехавшая на конкурс из Рязани (ДМШ № 1), проявила себя как жизнерадостная, энергичная исполнительница – Двенадцатый концерт Моцарта под ее пальцами буквально излучал свет радости и счастья. Несколько недоставало лишь целостности охвата всего произведения, но у Натальи, безусловно, еще впереди большие творческие достижения. Не менее ярко прозвучал Девятый концерт Моцарта в исполнении Такумы Онодеры. Отметим, однако, некоторую «детскость» трактовки, особенно наглядную в сравнении с игрой победителя, сверстника Онодеры.
Наконец, концерт Шумана в интерпретации Тинхуна Ляо убедительно продемонстрировал пианистические возможности 13-летнего китайца. К сожалению, исполнителю недоставало контакта с оркестром, что в произведении Шумана является одной из ключевых задач.
Если поддержка – то системная
Москвичи Александр Ключко, Елизавета Ключерёва, Дмитрий Юдин, уфимец Тимофей Владимиров и житель Австралии Шуан Хён Ли разыграли финал в старшей группе.
Гран-при завоевал учащийся ЦМШ Тимофей Владимиров (класс М. Марченко). В финале он покорил публику виртуозным и зрелым исполнением Второго фортепианного концерта Шостаковича. Александр Романовский отметил, что Гран-при Владимирова было своего рода стратегическим решением жюри, разглядевшего в пианисте огромный потенциал.
Впрочем, как это нередко бывает на конкурсах, не вся публика однозначно согласилась с выбором жюри. Наряду с победителем безусловным фаворитом зала стал студент МГКМИ им. Ф. Шопена Александр Ключко (класс Сергея Арцибашева). «Пляска смерти» Листа в его исполнении эмоциональным накалом буквально зажгла аудиторию. Нельзя не отметить при этом, что выбор «Пляски» пианистом – решение довольно необычное: это произведение не входит в признанный конкурсный репертуар. И в итоге в соревновании двух лидеров победу Тимофею Владимирову принес более традиционный для финала фортепианного состязания Второй концерт Шостаковича.
Наряду с перечисленными выше премиями было присуждено и множество специальных призов, в основном – престижных ангажементов. В ближайшее время многих финалистов ждут выступления с Национальным филармоническим оркестром России и участие в авторитетных фестивалях. Системная поддержка лауреатов является важной частью политики конкурса пианистов Владимира Крайнева, что нашло отражение и в одном из девизов: «Чтобы талант мог раскрыться в полной мере, недостаточно его выявить – его необходимо питать и направлять».
На фото А. Кибовский, В. Спиваков, А. Романовский
Фото предпставленно пресс-службой ММДМ
Поделиться: