Top.Mail.Ru
АРХИВ
18.08.2011
Закон об образовании
«В этом году благодаря депутатам Госдумы, а на последней стадии - коллегам из Минобрнауки РФ нам удалось принять три закона, и на законодательном уровне мы отрегулировали все проблемы». Так министр культуры А.Авдеев охарактеризовал сегодняшнее положение в законодательстве об образовании на июльской встрече с председателем правительства РФ В.Путиным. Посвященный встрече развернутый телевизионный сюжет прошел по нескольким каналам, и публичное заверение министра порадовало многих. Действительно, изменения есть, и существенные. В начале лета Совет Федерации одобрил поправки в закон «Об образовании в РФ», касающиеся определения правового статуса и основ функционирования ДШИ, а также некоторые другие, столь же важные. Остается открытым вопрос о социальной защищенности педагогических работников, что также признал министр культуры, есть и еще ряд актуальных тем, которые в настоящее время требуют своего развития на законодательном уровне. За оценкой итогов летней работы законодателей мы обратились к заместителю директора Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, начальнику отдела художественного образования А.О. Аракеловой.

- Александра Олеговна, как бы вы прокомментировали значение последних событий в свете работы над новым законом об образовании?

- На мой взгляд, 2011 год - переломный для системы отечественного образования в сфере культуры и искусства, потому что на протяжении 19-ти последних лет все, что касается этого образования, никак не отражалось в законодательных или подзаконных актах. Министерству культуры РФ, что особенно важно, снова даны полномочия по определению государственной политики в области художественного образования, которые были в советское время, и мы начали возвращать уникальные позиции, сформированные в течение прошлого столетия.

Три закона, которые в этом году подписал президент страны, я бы назвала судьбоносными. Первый закон решает проблемы ассистентуры-стажировки, или творческой аспирантуры, которая существовала в советское время и которая была «забыта» законодательством 1990-х годов. Второй закон в значительной мере регулирует деятельность детских школ искусств. Хочу подчеркнуть, что в данном контексте «детская школа искусств» это обобщающее понятие, включающее в себя и непосредственно школы искусств, и школы музыкальные, художественные, хореографические, цирковые и так далее. У нас на сегодня действует 14 разных видов ДШИ (общее количество - 5 370).

Третий закон, наконец-то, официально закрепил правомочность обучения одаренных детей музыкальному и хореографическому искусству с раннего школьного возраста. Эти дети осваивают параллельно две программы: программу профессионального образования с первого года обучения – у музыкантов это обычно первый класс, у танцовщиков пятый, - и общеобразовательную программу. Нагрузка у таких детей большая, и, естественно, механически соединить две программы просто невозможно. Закон вводит понятие интегрированной образовательной программы среднего профессионального образования. По ее окончании ребенок, успешно прошедший итоговую аттестацию, будет получать не только диплом о среднем профессиональном образовании, но и аттестат. У нас 29 таких образовательных учреждений, в том числе признанные во всем мире ЦМШ при Московской консерватории, аналогичные школы при консерваториях Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Казани, а также хореографические колледжи Московской академии хореографии и Академии Вагановой в Петербурге, такие же колледжи в Новосибирске, Перми, Воронеже и других городах.

Что касается детских школ искусств, то закон напрямую не регулирует ни социальный статус педагогических работников, который крайне низок сегодня, ни само функционирование ДШИ. Закон вводит понятие «предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств», позволяющее повысить статус образовательных программ, которые уже многие годы реализуются в ДШИ. Повышение этого статуса было крайне необходимо хотя бы с одной только целью – показать, что ДШИ это нечто иное, нежели станции юных натуралистов и секции при домах культуры, поскольку в этих школах - устоявшийся учебный процесс, выстроенный по аналогии со средними специальными и высшими учебными заведениями. В нем применяются специальные методики, есть зачеты и экзамены с определенными требования к качеству освоения учащимися материала. И есть также требования к самим обучающимся, потому что ими не могут быть все подряд, а должны быть те, кто обладает творческими способностями.

В законе есть посыл, который вызывает некоторую настороженность в педагогическом сообществе. В нем сказано, что предпрофессиональные программы направлены на подготовку детей к дальнейшему их обучению в учреждениях среднего профессионального образования. Но хочу заверить, это не значит, что все выпускники ДШИ должны стать абитуриентами училищ. Однако такая направленность у педагога, у ученика и у его родителей должна быть, и она означает, прежде всего, полное освоение той образовательной программы, которую реализует ДШИ.

Теперь о социальном статусе педагогического работника. Эту проблему мы будем решать после выхода этого закона. Сначала надо было определить новый статус образовательных программ. Без этого невозможно было добиться успеха в наших попытках урегулировать вопросы о назначении досрочной трудовой пенсии или о норме часов за ставку заработной платы для педагогических работников ДШИ (чтобы она была единой – не 18 и 24 часа, как в настоящее время, а 18 часов для педагогических работников и старших, и младших классов). Перед тем как были приняты эти три закона, в январе нынешнего года состоялось совместное заседание двух коллегий – министерства культуры и министерства образования и науки. И одним из итогов заседания как раз было признание необходимости принять решение о досрочном назначении пенсий педагогическим работникам, о единой норме часов за ставку заработной платы - утвердить все то, что в настоящее время не урегулировано в подзаконных актах. Что касается конкретно нормы часов за ставку заработной платы, то, конечно, приведение к единой норме часов ненамного увеличит денежное содержание педагогических работников. Но все равно, хоть в какой-то степени. Этот вопрос, который раньше был в ведении правительства РФ, мы сейчас решаем с министерством образования и науки. В декабре 2010 года министерство образования и науки утвердило приказ по норме часов, который почти полностью копирует старое постановление правительства. Буквально на днях этот приказ вступил в силу, и теперь мы работаем над тем, чтобы внести в него изменение. Минобрнауки готово идти нам навстречу, но впереди еще, естественно, и министерство финансов, поскольку это денежный вопрос, и министерство юстиции, которое должно зарегистрировать изменения в приказе. Думаю, что эту проблему мы решим в течение сентября-октября этого года.

Есть еще новость. Министерством образования и науки подготовлена программа по модернизации общеобразовательных школ, которая подразумевает выделение из федерального бюджета субсидий органам исполнительной власти субъектов РФ, а те в свою очередь выделяют определенные средства муниципальным учреждениям, в ведении которых находятся общеобразовательные школы. По закону эти субсидии могут распространяться только на материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений - пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации преподавателей и так далее - и не связаны с заработной платой. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ, получив определенную сумму, могут, как бы замещая эту сумму, какой-то процент средств направлять непосредственно на заработную плату. В настоящее время наше министерство разрабатывает аналогичную программу для поддержки ДШИ в соответствии с поручением правительства. Мы намерены выполнить эту работу в течение сентября, после чего направим документ в правительство. Одобрение нашей программы модернизации ДШИ будет означать выделение средств субсидий. Насколько откликнется министерство финансов на те нужды, которые будут обозначены в программе, трудно сказать.

- Отныне, как мы понимаем, детские школы искусств не подпадают под госаккредитацию наравне с дошкольными образовательными учреждениями. Это хорошо?

- Я бы поставила вопрос иначе: а нужна ли ДШИ государственная аккредитация? Какой-то период ДШИ проходили госаккредитацию, но что она им дала? Конечно, готовясь к аккредитации, учебное заведение приводило в порядок свою документацию, педагоги писали методические работы и так далее. Но все-таки суть госаккредитации заключается в том, чтобы обеспечить образовательному учреждению право выдавать своим выпускникам документ государственного образца. Он нужен для того, чтобы с ним затем можно было поступать в учебное заведение более высокой ступени - среднее или высшее звено или устраиваться на работу. Однако документ об окончании ДШИ давно не обязательное условие при приеме абитуриента в среднее звено. Плохо это или хорошо – но сегодня это так. В среднее звено может прийти и хорошо подготовленный выпускник общеобразовательной школы, который не учился в ДШИ, но с кем-то занимался, и даже не занимался, а обладает выдающимися способностями - к пению, например. Мы не стали прописывать в закон госаккредитацию как норму, чтобы не строить слишком узкую колею – «только выпускник ДШИ может поступать в среднее звено». За 20 лет многое в стране изменилось. Поменялись формы получения образования, и так жестко, как было в советское время, наверное, не стоит делать. А свидетельство, которое будет получать выпускник ДШИ, это документ установленного министерством культуры образца. Пусть он без водяных знаков - главное, чтоб он был единым на всей территории России.

Ведь основная наша цель - сохранить и развивать единое образовательное пространство, для чего ДШИ должны работать в соответствии с установленными для всех одинаковыми требованиями. Пусть не каждый ученик школы станет абитуриентом среднего звена. Но куда поедет учиться тот, кто решит идти в творческую профессию - в какой регион и в какое именно училище, этого никто не знает в тот период, пока ребенок учится в школе искусств. Вот поэтому требования и должны быть едиными.

- Можно ли сегодня сказать, что приравнивание к кружкам по интересам школ искусств это снятая проблема?

- Не совсем так. Закон об образовании, который действует, четко разграничивает образовательные учреждения на две группы: на реализующие основные и дополнительные образовательные программы. Причем те, которые реализуют основные программы (общеобразовательные школы, средние и высшие учебные заведения), имеют право реализовывать и дополнительные. Для того чтобы провести предпрофессиональную программу в статусе еще одной основной, а не дополнительной, пришлось бы не поправки вносить, а заново переписывать весь закон. Все-таки основная программа - в общеобразовательной школе, и две основных ребенок осваивать не может. Поэтому ДШИ все равно остаются учреждениями дополнительного образования детей.

- Вопрос о приравнивании связан еще с тем, что ДШИ стали менять свое подчинение, направляясь туда, где лучше финансирование. Как говорится, модуляция «из культуры в образование». Но сразу же меняется и статус школ - они растворяются в какой-то клубной деятельности. Количество взволнованных высказываний по этому поводу ровно год назад составило критическую массу.

- Она и сейчас критическая – у нас масса писем от педагогических коллективов на сходную тему. Очередное письмо пришло перед нашей с вами встречей: закрыли школу в Волгоградской области. Ситуация остается прежней, так как не связана с нормами этого закона. Тут другие механизмы, и они уже задействованы. Решаются вопросы экономической целесообразности того или иного учреждения, которое находится на финансировании государства или муниципалитета. И это не связано непосредственно с законодательством в сфере образования.

А то, что прямо касается дополнительного образования, это новый проект типового положения об учреждении дополнительного образования детей, которое в настоящее время готовит министерство образования и науки и в котором мы предлагаем прописать специфику ДШИ, отличающую их от станций юных натуралистов и клубных секций. То есть необходимо оформить правовое разграничение специфики разных учреждений внутри подзаконных актов.

- Уже ясно, когда новый закон об образовании вступит в силу?

- 15 июля была размещена третья версия законопроекта на сайте Министерства образования и науки РФ. После ее прочтения мы будем заново вносить наши предложения и надеемся, что все они - в полном объеме - будут учтены. Замечу, что и в этой третьей версии статья, которая касается особенностей реализации образовательных программ в области искусства, существует как самостоятельная. Правда, она теперь не вполне согласуется с нормами этих трех законов, принятых в действующий закон об образовании, поэтому будем статью переделывать. Закон сам по себе - это большой и весьма сложный документ объемом свыше двухсот страниц. Поэтому мы особенно хотим, чтобы наша статья была понятной тем, кому закон об образовании предназначен. Работа еще предстоит очень серьезная, а определение сроков ее окончания в целом - это прерогатива министерства образования. Но по информации, которой мы располагаем, осенью этого года – в сентябре-октябре, законопроект должен быть направлен на согласование во все ведомства, а затем в Госдуму. Успеет ли Госдума принять его в трех чтениях до декабря, вот вопрос. Но планировалось вступление закона в силу с 2013-го года. Полагаю, что так и произойдет.

- Спасибо за беседу.

Поделиться:

Наверх