Недостаток хороших руководителей был проблемой во все времена и во всех государствах. Интересен опыт поиска и подготовки кадров в нашей стране в 1960–70-х годах. Тогда кадровая политика являлась прерогативой партийных органов. Кроме идеологической составляющей в кандидатах на руководящую должность ценились профессионализм в профильной деятельности и организаторские способности. Выявление кандидатов начиналось со времени профессионального обучения в различных учебных заведениях. Проявившие способности продвигались по профсоюзной и комсомольской линии. Как правило, они не пропускали ступенек в служебной деятельности, даже если на какой-либо должности работали не более полугода. В сфере культуры руководствовались в общем теми же принципами.
Во время бурного роста сети детских музыкальных и художественных школ в 1960-е годы назначения на руководящую должность случались непосредственно после окончания учебного заведения. Нарушение принципа «поступенного прохождения служебной лестницы» приводило иногда к негативным процессам в развитии производственных отношений и острым конфликтам в педагогических коллективах. В средних и высших учебных заведениях искусства и культуры того времени специальных образовательных программ по подготовке руководителей не существовало. Вновь назначаемые руководители ДМШ, ДХШ часто делали грубые ошибки в руководстве вверенными им учебными заведениями, вплоть до нарушений трудового законодательства. Для выправления создавшейся ситуации власти применяли обучение директоров, завучей на различных курсах повышения квалификации.
На Западе существовали образовательные программы в области подготовки менеджеров в сфере производственных отношений и предоставления услуг. В своем содержании программы имели курсы по психологии межличностных отношений, стратегического планирования, технологий управления производственными коллективами. В нашей стране подобные образовательные программы тоже были, но готовили по ним руководителей только высшего звена. В сфере искусства и культуры это был Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры. В институте повышали квалификацию руководящие работники сферы культуры союзных и автономных республик, краев и областей страны, руководители и главные специалисты театров, концертных организаций, музеев. В 1979 году впервые была набрана в качестве слушателей группа директоров ДШИ. Но по-настоящему системных специальных образовательных программ по подготовке руководителей ДШИ в вузах искусства и культуры не было и до сих пор нет, хотя в некоторых регионах попытки их создания существуют. Длительный опыт работы с руководителями образовательных учреждений культуры и искусства и руководителями муниципальных органов культуры позволяет мне высказать личную точку зрения на эту проблему.
Прежде всего, следует определиться с образовательным уровнем, на котором могут реализовываться такие программы. Думается, это должен быть уровень магистратуры. В этом случае претендентам, имеющим образование на уровне бакалавриата и специалитета, не нужно будет оплачивать обучение за второе высшее образование. Обучение в магистратуре должно завершаться защитой магистерской диссертации по проблемам менеджмента в сфере художественного образования.
Теперь о содержательной части образовательной программы. С советских времен обучение в вузе рассматривалось как подготовка специалиста в той или иной сфере деятельности, то есть некоего мастера-ремесленника-инженера производственных отношений (как в промышленной, так и гуманитарной области). Уровень таких специалистов был высокий, но с современной точки зрения недостаточный для ведения инновационной менеджерской деятельности. В вузовских образовательных программах мало учитывалось личностно-профессиональное становление будущих управленцев. В соотношении личностное – профессиональное «личностное» имеет не меньшее значение, чем «профессиональное». Работники различных производств в большей степени доверяют распоряжениям крупной личности, нежели наоборот. А в сфере искусства и художественного образования уровень личностных качеств еще значимее – для того, чтобы управлять волею людей с выраженными личностными возможностями, нужен руководитель, обладающий особо яркими личностными качествами.
Одним из таких качеств является так называемая харизма. Харизма – качество врожденное. Она относится к творческим способностям и должна учитываться при приеме на обучение по специальностям, связанным с менеджментом. Как для скрипача имеет большое значение врожденный хороший музыкальный слух, для живописца – восприятие цвета, балерины – эластичность мышц и пропорциональность частей тела, так для менеджера необходимо наличие харизмы. Харизма может развиваться, следовательно, образовательная программа должна предоставлять условия для ее развития.
Следующим качеством, крайне важным для управленца, является интуиция. Под интуицией имеется в виду подсознательное предвосхищение последующих событий, будущего развития, в том числе художественного. Она является свойством, приобретаемым в результате полученных знаний и опыта эмоционально-ценностных отношений (термин Б. Неменского), иначе говоря, непосредственного контакта с произведениями искусства и их создателями. В результате таких контактов приобретается высокая профессиональная культура, вырабатывается художественный вкус и художественное чутье, так необходимые в работе менеджера. Следовательно, образовательная программа должна предусматривать посещение театров, концертов, выставок, встречи с выдающимися музыкантами, художниками, артистами. Все это дает творческие импульсы, порождает интерес и потребность в профессиональном росте. Огонь зажигается от огня, талант – от таланта. Этим же объясняется необходимость в индивидуальных занятиях с «мастером-руководителем» профессионального становления будущего управленца.
Большое значение имеет воспитание способности будущих управленцев находить-определять важные существенные проблемы в производственной деятельности и решать возникающие задачи. Без такой деловой способности у руководителей в образовательных учреждениях нет условий для ведения инновационной деятельности в сфере искусства и художественного образования. Позволю себе эту способность обозначить как креативность, которая также зависит от количества художественных впечатлений и контактов с талантливыми людьми. Чем больше восприятий, прежде всего художественных, тем выше плодотворность воображения и степень креативности у ее носителя. А в результате контактов с талантливыми людьми и художественными произведениями у обучающихся формируются навыки иконической коммуникации, то есть способности воспринимать информацию сразу во всей ее полноте.
Открытую психологами во второй половине прошлого столетия иконическую коммуникацию преподаватели в сфере искусства интуитивно использовали издавна. Это, прежде всего, педагогический показ способа решения творческой задачи. Однако это не единственный случай применения подобной коммуникации. Преподаватели заметили, что учащиеся, которые посещают занятия оркестра, скорее развиваются в техническом отношении (и не только в техническом). Наблюдая, как играют другие, они учатся друг у друга. Возможно, это врожденный инстинкт подражания, особый природный механизм передачи информации. На основе иконической коммуникации важно разработать и использовать при подготовке менеджеров иконические обучающие технологии. В частности, очень перспективна обучающая среда. Под обучающей средой имеется в виду «обучающий котел», в кипении которого взаимные идеи и эмоции преподавателей, слушателей, талантливых художников, писателей, музыкантов способствуют личностно-профессиональному становлению будущего менеджера-управленца. Именно в такой среде будут генерироваться продуктивные идеи.
В настоящее время знания устаревают быстро. По существу, для управленца это «расходный материал». Но нельзя принижать значение знаний, умений, навыков в сфере профессиональной деятельности. Менеджер должен в совершенстве знать законодательную нормативную правовую основу управленческой деятельности, современные управленческие технологии. В будущем каждый управленец сконструирует свою рабочую управленческую технологию, которая будет называться стилем руководителя (на основе профессионального обучения и жизненного опыта).
Вот что, на мой взгляд, входит в профессиональные компетенции выпускника вуза по специальности «менеджер в сфере искусства и художественного образования»:
- наличие харизмы;
- высокий уровень общей и профессиональной культуры;
- развитая интуиция;
- безупречный художественный вкус;
- знание законодательной нормативной правовой базы в сфере управленческой деятельности;
- знание современных технологий в сфере управления производственной деятельностью, качеством производимых работ;
- знание особенностей рыночных отношений в области производства товаров, работ, услуг в сфере искусства и художественного образования;
- знание психологии труда, психологии творчества, детской и юношеской психологии;
- элементарный опыт управленческой деятельности.
В каких же формах образовательной деятельности следует обучать будущих менеджеров? На мой взгляд, следует предусмотреть:
- групповые лекционные и семинарские занятия;
- индивидуальные, групповые активные и пассивные практические занятия;
- мелкогрупповые и индивидуальные занятия по специальности «менеджер»;
- управляемая и контролируемая художественная практика в качестве зрителя, слушателя.
Может появиться вопрос: как осуществить такое дорогостоящее обучение. А точно так, как финансируются образовательные программы по специальностям «инструментальное исполнительство» в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства, – в них предусмотрено финансирование, в том числе и индивидуальных занятий. Что же касается большого количества учебных часов, то значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно – на этом образовательном уровне у них уже должны быть сформированы навыки самостоятельной работы по извлечению профессиональных знаний из различных источников. Следует решительно избавляться от иждивенчества в сфере профессионального образования.
Другим важным шагом в совершенствовании образовательной программы подготовки менеджеров в сфере искусства и художественного образования является ее общественное и научное осмысление. Если удастся развернуть культурно-образовательное сообщество в сторону изменения отношения к качеству подготовки менеджера образовательной деятельности, то наши образовательные учреждения приобретут инновационные, конкурентоспособные (в том числе и на международном уровне) образовательные технологии.
Поделиться: