В училище, которому через два года будет сорок лет, поначалу обучение шло по двум специальностям: «художественное оформление» и «реставрация масляной и темперной живописи». Реставрации произведений декоративно-прикладного искусства из металла стали обучать позже. Поскольку реставрация больше наука, чем искусство, то в этой области закономерны свои требования. При восстановлении каких-либо музейных объектов-памятников необходимы коллегиальные решения и вердикт опытных реставраторов. Поэтому учебное заведение все эти годы сотрудничает со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. И.Э. Грабаря и с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации.
Специальность «реставрация металлов» в училище от ГосНИИРа с самого начала курировала художник-реставратор высшей категории, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат технических наук Марина Сергеевна Шемаханская. По характеристике, данной директором Суздальского филиала СПбГИК Маргаритой Петровной Виткиной, в училище она непререкаемый авторитет. И в то же время – тактичный, интеллигентный человек. Не было случая, когда бы Марина Сергеевна отказалась приехать на Реставрационный совет или на защиту дипломов. Привезли памятники, и их обязательно нужно грамотно осмотреть – Марина Сергеевна мчится, как врач к пациентам. Один из своих визитов в Суздаль (всего-то на несколько часов) она сделала сразу после возвращения из-за границы, даже не успев отдохнуть. Это та личность, которая свое дело ставит превыше всего, и ничто не может помешать ей им заниматься.
Будучи очень хрупкой, невысокого роста, с мягким голосом, в принципиальных решениях Марина Сергеевна тверда как сталь. Та самая, которая много лет назад стала ее профессией.
– Почему я выбрала когда-то именно этот путь? Я очень любила историю и древности, и при этом к металлу у меня был особый интерес. Знаете, что поразительно? Металл относится к неживой природе, но при коррозии ведет себя необычно – возвращается в свое исходное, рудное состояние. Из земли вышел и в землю ушел. Это удивительно! Я поступила в институт цветных металлов и сплавов и занималась разрушением металлов, коррозией – позже мне эти знания очень помогли. Потом, уже получив диплом, я поняла, что хочу работать в области, связанной с историей. Судьба подарила мне встречу с человеком, от которого я услышала об институте реставрации. И с тех, практически всю жизнь, я работаю в этом институте.
…Для тех, кто занимается в России реставрацией металлических памятников, опыт и пример Марины Шемаханской – путеводная звезда в профессии. Ее печатные труды знают все специалисты по металлу. И ждут новых, зная: сейчас она вместе с сотрудниками Исторического музея работает над книгой «Золото Херсонеса». Речь в ней пойдет о древнем золоте, его истории и технологиях изготовления, а тема эта как никогда сейчас актуальна – золотые вещи часто подделывают. И для того, чтобы отличить подделку от подлинной вещи, надо в подлинниках хорошо разбираться.
Но не только книги и высокий класс экспертной работы Марины Сергеевны вызывают глубочайшее уважение у профессионального сообщества. Она принимает в судьбе своих коллег, преподавателей и студентов самое горячее участие. Помогает расти в профессии и советом и делом – принимая на стажировку всех, кто хочет совершенствоваться. Никогда не откажет в помощи. Это даже не щедрость, а нечто большее, считают в училище. Сама «железная леди» комментирует такую оценку просто: «Я достигла такого возраста, когда самое ценное из того, чем владеешь, нужно отдавать без остатка».
Реставрация металла – наука многолетняя: она существует столько же, сколько реставрация в целом. В бывшем Суздальском художественно-реставрационном училище уверены: без Шемаханской этой науки им было бы не постичь.
За долгие годы сотрудничества Маргарита Виткина убедилась в том, что Марина Сергеевна – великий профессионал и уникальная личность. Чтобы учить других, нужно изучить свое дело до тонкостей, иначе к тебе не будет доверия. Над сложными памятниками из металла она работает сама. И когда привозят памятник, приступить к реставрации можно только после того, как собрался Совет во главе с ней. Опытные специалисты обсуждают то, чем объект «болен» и как именно его реставрировать – причем зачастую с участием биологов, химиков, физиков, потому что анализ должен быть комплексным. В консилиуме в обязательном порядке участвуют и студенты. Но прежде они изучают архивные данные, находят аналогичные памятники, стараются сориентироваться в технологиях того столетия, когда памятник был создан. Знать надо много.
И в связи с этим, безусловно, встает вопрос расширения географических границ. Отличники-студенты суздальского филиала однажды смогли побывать в Италии вместе со своими преподавателями, где они не только посетили различные реставрационные школы, но и начали придумывать проект совместной с итальянцами реставрации памятников. Увы, он так и остался на бумаге...
Международные встречи, съезды, конференции реставраторов в последнее время стали нечастыми, ведь все находится в руках чиновников. К сожалению дело, которым здесь занимаются, часто зависит от воли людей со своим взглядом на предмет. Например, антикварный рынок выставляет свои требования к реставрации старых и древних предметов, и эти требования иногда противоречат этическим нормам реставрации. Но реставратор служит предмету, а не хозяину – этому, в первую очередь, учат здешних студентов. В том, что они хорошо впитывают эту науку, как и науку реставрации металла, – заслуга и Марины Сергеевны Шемаханской.
На фото М. Шемаханская
Поделиться: