Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.04.2016
И УЛЫБКА ГАЙДНА
Сильная сторона Черноголовской ДШИ им. Е.П. Макуренковой – многолетняя методическая деятельность

ЗА КУЛИСАМИ

Музыкальные спектакли привычно ходить смотреть в театры. А в Черноголовке Московской области их ставят в детской школе искусств. Кстати, уровень постановок весьма близок к профессиональному, к тому же актеры совсем юные, а значит, непосредственные и очень-очень старательные.

Инновационная идея музыкальных спектаклей взамен привычной формы отчетных концертов пришла почти сорок лет назад. И только с 1990 года это самостоятельная от отчетного концерта деятельность. Здесь соединено всё, что преподается в школе: хореография, вокальное, музыкальное и драматическое исполнение, хоровое искусство. Под аплодисменты зрителей и крики «браво» ребята, а порой задействовано до 100 человек, чувствуют себя настоящими артистами. Названия «Золушка», «Стойкий оловянный солдатик», «Солнечный Моцарт», «Гайдн улыбается», «Любовь к трем апельсинам» стали настолько популярны, что теперь чаще, чем раз в году, появляются и новые. В рамках Года перекрестных культур  музыкальный спектакль «Детский альбом» П.И. Чайковского школа представляла в Германии.

Драматургия и репетиции занимают не один месяц. Над сценарием работает команда преподавателей: Л.М. Голева, М.А. Иванова, Т.В. Крупнова, Е.В. Побегуц, И.Г. Сорокина. Неудивительно, что среди выпускников есть те, кто поступает в музыкальные, художественные и театральные вузы.

МУДРОЙ РУКОЙ

Ярчайшая представительница русской пианистической школы, ученица Г.Г. Нейгауза и В.Ю. Тиличеева, более 50 лет преподававшая в РАМ им. Гнесиных, многие годы проводила работу по апробации и внедрению методик обучения в ЧДШИ.

Профессор Е.П. Макуренкова писала, что «профессиональное музыкальное образование стоит на пороге серьезных открытий. Это связано прежде всего с общим разви​тием системы музыкальной культуры, с усилением музыкаль​но-информационного фона: радио, телевидение и т. д.». Она говорила о необходимости введения все​общей музыкальной грамотности для современного развития профессиональной школы и напоминала, что «музы​кальная грамотность» как процесс постижения имеет начало, но не имеет конца.

Ставя вопрос шире в смысле «всеобщей музы​кально-художественной грамотности», вслед за Еленой Пет​ровной преподаватели школы рассматривают феномен еще одного международного языка – культурного общения, доступного в будущем всем.

КРЕДО – ЭКСПЕРИМЕНТ

Большое будущее – у эмоционально-сопереживательных методов обучения в процессе реализации авторской программы «Цикл уроков-концертов по мировой музыкально-художественной культуре». Вместо сухой подачи информации предлагается в прямом смысле слова погрузиться в какую-либо эпоху с ее художественными и историческими особенностями – музыкой, песнями, картинами, героями. «Предчувствия великих потрясений в произведениях композиторов и художников конца XIX – начала XX века», «Пушкинские художественные салоны», «Война 1812 года и ее герои» (по произведениям Чайковского и Левитана), – каждый пласт несет череду событий.

В ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой и педагоги блистают артистическими талантами. Уроки импровизации и открытые показательные уроки-концерты проводят профессионалы с блестящим образованием: музыковед Надежда Алексеевна Шарапова, искусствовед Елена Степановна Русанова, пианистка , лауреат международных конкурсов Наталья Михайловна Мартыненко. И дети разыгрывают сценки, читают стихи. (Без преувеличения, такой досуг даст фору любым компьютерным играм.)

Также школа проводит межзональные теоретические олимпиады, семинары, конференции директоров школ искусств, в 2015-м она стала экспериментальной площадкой для методических инноваций.

Задолго до этого методики, применяемые в школе, получили профессиональное признание. Так, дополнительная программа для фортепиано директора школы Ольги Сергеевны Агроскиной и Ирины Никодимовны Рудольской прошла конкурсный отбор и была включена в сборник программ, выпущенный Научно-методическим центром Московской области. Разработки первого директора Марины Давыдовны Хидекель на тему комплексного эстетического воспитания изданы Министерством культуры РФ в качестве методических рекомендаций. Доклады преподавателей на научно-методической конференции РАМ им. Гнесиных вошли в сборник статей «Проблемы фортепианной педагогики в современном аспекте» наряду с исследованиями профессоров ведущих музыкальных вузов.

ВЫВЕЛИ В ЛЮДИ

Многие выпускники посвятили свою взрослую жизнь искусству. Вот только несколько таких судеб.

Михаил Хвостиков – флейтист, выдающийся исполнитель-виртуоз, десятикратный лауреат международных конкурсов. Выступает с концертами в России, Канаде, Франции, Монако, Австрии, Германии, Швеции, Дании. Награжден премией Высшей школы музыки Мюнхена. В настоящее время работает в Мюнхенском симфоническом оркестре, сотрудничает с филармонией Будапешта.

Наталья Махоткина – окончила Музыкальное училище им. Гнесиных, где училась у выдающихся джазовых пианистов И. Бриля и М. Окуня, успешно выступала в различных джазовых составах. Окончила факультет исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П.И. Чайковского, стажировалась в Национальной высшей консерватории музыки и танца в Лионе (Франция), прошла курс обучения в Высшей школе музыки Карлсруе (Германия). Поработала концертмейстером в Российском институте театрального искусства на курсе художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана. В настоящее время является концертмейстером Московской консерватории.

Музаффар Муйдинов – с малых лет выступает в городских концертах, лауреат международных конкурсов, среди наград – призы II  Открытого всероссийского конкурса фортепианной музыки и Всероссийского конкурса камерной музыки. Окончил АМК при МГК им. П.И. Чайковского, ныне студент Высшей школы музыки и театра в Гамбурге (Германия).

Ольга Харитонова – концертирующая пианистка, выпускница профессора А.А. Наседкина по классу фортепиано Московской консерватории, окончила аспирантуру по специальности «Музыкальное искусство», лауреат конкурсов в Японии, Италии, России. В настоящее время преподает в консерватории Мельбурна (Австралия).

Список можно продолжить!..

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

А начало в далеком 1964-м положили всего шестьдесят новобранцев. К сегодняшнему же дню «население» школы выросло в десять раз. Фортепианное, струнное, хоровое, духовых и ударных инструментов, хореографическое, эстетическое, художественное отделения – все это великолепие выросло из вечерней школы в двух квартирах жилого дома.

Первый городской праздник песен школа устроила в 1979 году и «справляла» его до 1983-го. Спустя 10 лет школа провела городской праздник «Мама, папа и я – музыкальная семья». В октябре 2013 года в числе десяти городов Подмосковья стала одной из участниц Первого Международного фортепианного фестиваля «Подмосковные вечера искусств». В том же году жюри областного конкурса пианистов под председательством заслуженного артиста России Александра Гиндина присудило Гран-при ученице 4-го класса фортепианного отделения Александре Дракиной. Среди победителей 2015 года: Николай Козловский – Московская областная теоретическая олимпиада, Максим Александров – Московский областной конкурс гитаристов, Дарья Бритвина – Московский областной конкурс «Дмитровская палитра».

У фестиваля-конкурса памяти Елены Петровны Макуренковой своя славная история. Впервые его провели в 2005 году, в 2007-м он стал межзональным, но география его шагнула далеко за границы области. С 2014 года Московский областной открытый конкурс-фестиваль инструментального исполнения имени Е.П. Макуренковой стал ежегодным. Поэт, переводчик, доктор филологических наук С. Макуренкова сочинила такие строки:

Наш Ноев ковчег – старый мамин рояль,

Утлый челн среди моря безбрежья.

Мы прикручены крепкой и мудрой рукой

К мачте хрупкой и легкой надежды.

Звуки льются в немой тишине бытия

И натянуты струны упрямо.

Нескончаема грусть и бездонна печаль

Стертых клавиш по имени Мама.

Конкурс-фестиваль учрежден Министерством культуры Московской области и проводится для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств от 6-ти до 16 лет. Для участия необходимо до 5 апреля предоставить заявку по итогам II тура по электронной почте artschoolchg@gmail.com или по факсу 8(496)524–96–61.
Вступительный взнос составляет за одного участника-солиста 1000 руб., за ансамбль – 1500 руб. Место проведения: Черноголовка, ул. Первая, 4 «А».

Конкурсные прослушивания будут проходить публично в Большом зале ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой в номинациях: фортепиано, струнно-смычковые инструменты, народные инструменты, духовые и ударные инструменты, фортепианный ансамбль. Результаты конкурса-фестиваля будут размещены на сайтах: artschoolchg.runmcmosobl.ru.

Поделиться:

Наверх