Приращение практических знаний и конверсия традиционных взглядов в области отечественной духовной культуры происходит закономерно в определенные исторические периоды. Хоровое искусство в России – сфера, одновременно наименее подверженная значительным изменениям, и максимально открытая для внедрения новых идей. Русская духовно-певческая традиция изначально являлась инструментом трансляции высших ценностей, влекущих сознание участников к возвышению, к Первообразу. Она как яркое выражение одного из важнейших звуковых символов русской культуры, была и является неоднородной по своей сути. Она содержательна не только с точки зрения ее истории, но и с теми историческими завоеваниями, которые мы имеем сегодня в отечественной духовно-музыкальной культуре. На основании одного из предложенных в монографии методов («паралитургия»), результаты исследования рассмотрены с позиции методов певческого преображения пространства.Центральная идея работы – генетическая общность духовно-певческой (знаменной) и народно-обрядовой традиции, в ходе исторических трансформаций максимально проявилась в создании уникальной неоканонической модели, косвенно утвердившей прогностику концепции «искусство будущего» и реализовавшей себя в «паралитургии».
Н.А.Хренов рассматривает эпоху Переходности как «преображение личности», как принцип осмысления истории, мутацию, которую можно сблизить с эпохой Ренессанса. Пока история не осмыслена, человечество оказывается в состоянии перехода, то есть не имеет точки равновесия и критериев для оценки происходящего. Говоря о Переходной эпохе, исследователь представляет ее как эпоху, для которой характерны «творческие вспышки», которые нарушают законы преемственности и необходимы для последующего развития культурной модели. Творцы Переходной эпохи стремятся восстановить утраченное равновесие через синтез присущих эпохе элементов. Изменения исходной комбинации модели любой системы может в любой момент разрушиться, поэтому в моменты Перехода принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие, в какое состояние перейдет система, какой из вариантов структур «выберет» система. Я.С. Яскевич, рассматривая случайность как обязательный и существенный фактор развития природных и социальных объектов, детерминирует свободу выбора не только осознанием еще не реализованной действительности (в контексте «искусства будущего»), сколько мерой понимания возможных и случайных путей ее становления. Совместив полученные выводы характеристики Хаоса («взрыва») со шкалой преобразований в пространстве объекта культуры, получим универсальную формулу модели Перехода:
Суммируя выше изложенные концепции, мы можем рассматривать социокультурную динамику Переходных эпох как одно из наиболее перспективных направлений в познании социальных и культурных трансформаций духовно-певческой культуры. В этом понимании любое рубежное время становится энергетическим центром культурных трансформаций с проекцией в будущее.
В соборном понимании русской хоровой культуры, следует рассматривать хоровую звучность как первейшую звуковую эмблему русской культуры. Духовно-звуковую эмблематику (или – совокупность исторических жанрово-интонационных архетипов) мы рассматриваем в ряду важнейших звуковых атрибутов Новой модели культуры. Опираясь на концепцию В.В. Иванова о хоровом искусстве, как о театре народно-духовной драмы, попытаемся выстроить рациональное ядро теургической деятельности композитора как провозвестника Новой эпохи, то есть его способности «прозревать истину мира, претворять ее в форму мифа, актуальностью которого побуждать народ к творческой деятельности. В своей совокупности это и есть мифотворчество, или всеискусство».
В данном контексте необходимо рассмотреть звуковые метасимволы русской духовно-певческой культуры. Все они взаимосвязаны и в апогее исполнительства выражают через звук эмблемы исторической памяти: Странник, Собор, Подвиг, Моление, Труд.
Рассматривая искусство регента-уставщика (хормейстера-теурга) начала ХХ века в системе «вселенского» мировоззрения, опираясь, например, на элементы китайской музыкальной системы, мы можем соотнести его деятельность с обретением пяти природных элементов, которые присутствуют в процессе созидания любого обрядового или литургического процесса:
Существование звуковой эмблемы в качестве одного из признаков новой духовной модели русской духовно-певческой культуры в монографии рассмотрено на примере русских сочинений композиторов – С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Н.Б. Обухова, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова.
В истории развития русской духовно-певческой культуры за прошедшие почти четыре столетия мы отмечаем общие признаки, динамику и закономерности на определенных исторических этапах – «встречах» музыкальных эпох. Эти этапы наиболее показательны с точки зрения их эволюции, начиная от изучения генеалогии, так и поздних трансформирующих ее явлений. Наиболее динамично процессы художественной переходности проявили себя еще в начале ХХ века. Эти события представлены богатейшим наследием композиторов Московской школы Нового направления (МШНН), в русле которой был сформирован национальный русский хоровой стиль. Творчество основных носителей московской композиторской Реформации (А.Д. Кастальский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов) по праву можно рассматривать в пространстве теории «сильного авторства» (Х. Блум, М.Б. Ямпольский), в поле «аристократии культуры» (П. Бурдьё). Мы выяснили, какие принципы сохранения традиции выступают как канонические, и которые из них допускают элементы авторской свободы в построении новой (неоканонической) модели. Существующие субъективные градации в хоровом искусстве имеют несколько названий – «молитвенность», «духоносность», выражающие глубинное содержание понятия «духовная музыка». Г.В. Свиридов с особым вниманием относился к православной музыке: «Православие – музыка статична, все внутри, в душе. Мелодия – хор – гимн. Восторг мира! Выразительность интонации. Идея – свобода. Инструмент – от Бога – голос, хор. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ». Развивая концепцию Г.В. Свиридова, мы предлагаем условную интегрированную структуру «духоносности» в духовно-певческом процессе:
Установив взаимосвязи некоторых практических граней вокально-психологических процессов, мы начинаем осознавать наличие особой исполнительской энергии, сопровождающей различные фазы репетиций, опосредующей творческий портрет и стиль дирижера и коллектива, характеризуя объективные критерии духовности в музыке.
В русле музыкотерапии рассмотрены грани исполнительской (психической) энергии, применительно к дирижерско-хоровой и вокальной практике. Необходимо воспитывать духовную выразительность, пластичность подачи образа, что заложено в ощущении интонационной и позиционной устойчивости, правильной резонации, мышечной свободы. Она фиксируется закреплением тембральной окраски голоса и развитым владением ею певцом; пониманием смысловой «насыщенности» вокальной интонации, фразы, построения, пластики жеста. Подробно эти приемы разработаны в методике музыкально-интегральной психотерапии доктора В.И. Петрушина.
Решая основную задачу – охарактеризовать возможности развития и воспитания сценического потенциала личности, мы определяем главный критерий присутствия Исполнительской (Духовной) энергии. Мы воспринимаем её как динамический эмоционально-волевой «нажим» на смысловые узлы духовно-музыкальной партитуры и управление их взаимным тяготением внутри предложенной интерпретатором образно-драматургической концепции. В соответствии с глубиной прочтения партитуры, происходит внутреннее перевоплощение певца в рамках звуко-текстового события силой педагогического убеждения, высокой степенью взаимного доверия и коммуникации. Эти факты знаменуют реализацию тончайшего духовно-динамического тяготения, выражаемого концентрацией Исполнительской энергии.
Говоря о перспективности применения энергетического подхода к освоению партитуры, можно выдвинуть оптимистический прогноз, относительно возможности его распространения среди любительских и профессиональных хоров. Этот метод мы называем «методом окрашивания интонации». Он актуален для духовной музыки второй половины – конца ХХ века, либо в пост-академической (актуальной) музыке XXI века, в которой современные композиторы предлагают совершенно разные звуковые модели, зачастую почти не проставляя в нотах никаких обозначений. Необходимо разгадать все смыслы партитуры, проставить подробную хормейстерскую аппликатуру. Это касается вокальных штрихов и расстановки драматургических акцентов в партитуре.
Как может применяться метод «тембрового окрашивания» в современной вокальной сонорике, и каковыуровни её варьирования – в процессе звучания произведения? Как изменяются тембровые свойства голоса, в зависимости от жанра партитуры? Как проявлена вокально – эмоциональная гибкость при исполнении не-нотируемых звуков?
Получить ответы на эти вопросы возможно только через художественный анализ и подробное овладение эмоциональной глубиной каждой интонируемой фразы, каждого авторского указания, как в контексте сочинения, так и, в широком смысле. Данный метод не является обязательным ко всему репертуару, однако даже поэтика светских произведений русских композиторов может быть значительно ярче прочитана, будучи связанной с мысленным дублированием события и большим вовлечением в драму сюжета. На настоящий момент в отечественном хороведении не существует определения слова «хор», которое полностью отвечало бы своему истинному назначению. В контексте нашего рассмотрения, в условиях осознанной, т.е. – приведенной в действие Исполнительской энергии, мы готовы предложить свою формулировку значения слова: хор – организованный коллектив певцов, основанный на принципе чуткого творческого сотрудничества, ставящий задачу достоверного воплощения интонационных смыслов (партитуры).
В практическом ракурсе, каково бы не было четким владение вокальной и вокально-хоровой «школой», руководитель исполнительского процесса, значительную часть своей работы тратит именно на построение вокальной звучности, который в любом случае неизмеримо шире самого понятия «школа». Такая тенденция наблюдается как в любительских, так и в профессиональных коллективах. В этом смысле мастерство каждого дирижера может развиваться совершенно по новым градациям, если произведен анализ интонационно-художественных задач и смысловых условий духовного произведения, и рассчитана драматургия духовных (энергетических) возможностей его певческой реализации.
Заказать монографию можно по телефонам:
8(495)605-10-66, 8(926)438-37-78 или
Поделиться: