Не подлежит сомнению, что приобщение молодого поколения к высокому искусству, в том числе музыке, следует считать одной из приоритетных задач разных видов образования. Совершенно очевидно и то, что в обозримой перспективе общеобразовательные школы, техникумы и вузы различных ведомств с такой задачей по ряду объективных причин справиться не смогут. Таким образом, решение важнейшей социально-культурной задачи распространения музыкальной культуры в обществе ложится на сеть ДМШ (ДШИ). Но решать эту задачу они будут способны лишь при условии существенных перемен в содержании, структуре и методах своей работы. В свете сказанного ниже приведен проект обновления деятельности детских музыкальных школ (школ искусств), оформленный в виде концепции начального музыкального образования. Концепция разработана Научно-исследовательским и методическим центром ЦМШ при Московской консерватории, кафедрой методологии и методики художественного образования Тольяттинского института искусств, директором ДМШ № 1 г. Оренбурга Т.О. Барбазюк (руководитель проекта доктор искусствоведения профессор М.М. Берлянчик
1. Общие положения
1.1. Детская школа искусств (музыкальная школа) является социальным институтом, выполняющим в России важную культурную функцию образовательного фундамента для развития музыкального искусства.
1.2. Подготовка в ДМШ (ДШИ) музыкантов-профессионалов и активных любителей призвана обеспечивать распространение и развитие музыкальной культуры в стране.
1.3. Начальное музыкальное
1.4. Базовое образование
1.5. Начальное музыкальное
1.6. Начальное музыкальное
1.7. Двуединство целей начального музыкального образования
1.8. Содержание начального периода обучения в ДМШ или музыкальном отделении ДШИ должно обеспечивать комплексное (системное) развитие у учащихся основных музыкальных способностей, базовых знаний и практических (исполнительских) навыков.
1.9. Методы преподавания в ДМШ должны опираться, с одной
1.10. Благодаря структурным преобразованиям, опоре на научно обоснованные методологические предпосылки и использованию прогрессивных методов обучения ДМШ (музыкальное отделение ДШИ) становится образовательным учреждением, выполняющим в обществе важнейшие задачи сохранения и распространения среди молодежи богатств национального и мирового музыкального наследия, развития музыкально-художественного творчества, укрепления приоритета российского искусства в мировом культурном пространстве.
2. Совершенствование структуры музыкальной школы
2.1. ДМШ (музыкальное отделение
2.2. Детская музыкальная школа (музыкальное отделение ДШИ) приобретает трехуровневую структуру:
первый этап (начальный уровень): I–IV классы — обучение детей 5/6–9 лет; 7–10 лет;
второй этап (основной уровень): V–VII классы — обучение детей 10–12; 11–13 лет;
третий этап (повышенный уровень): VIII–IX классы — обучение детей 13–14 лет (14–15 лет).
2.3. На первом (начальном, инвариантном) этапе воспитывается потребность общения с музыкой и другими видами искусства; приобретаются элементарные знания, необходимые для слушания и адекватного восприятия популярных музыкальных произведений, ознакомления со средствами музыкальной выразительности; формируются базовые навыки игры на избранном инструменте, достаточные для успешных занятий на следующем этапе либо для элементарной музыкальной деятельности в качестве слушателя, участника школьной самодеятельности.
2.4. На втором (основном, вариативном) этапе учащиеся завершают начальное музыкальное образование, необходимое для предпрофессиональной подготовки на третьем этапе или полноценной любительской (слушательской и исполнительской) музыкальной деятельности.
2.5. На третьем (повышенном) этапе осуществляется предпрофессиональная подготовка учащихся, обладающих соответствующей мотивацией, достаточным комплексом способностей и личностных качеств, необходимых для обучения в средних специальных образовательных заведениях музыкального искусства.
2.6. Обучение и воспитание
2.7. Решение вопроса о продолжении обучения в ДМШ на втором этапе принимают учащиеся и их родители при условии успешного завершения первого этапа.
2.8. Обучение на третьем этапе в соответствии с желанием учащегося и его родителей осуществляется на основании рекомендации преподавателя и решения педагогического
2.9. По завершении первого, второго и третьего этапов обучения после сдачи установленных экзаменов и зачетов учащимся выдаются свидетельства об окончании ДМШ (музыкального отделения ДШИ) соответствующего уровня.
2.10. Возможность обучения учащихся на третьем (повышенном) уровне предпрофессиональной подготовки предоставляется ДМШ (музыкальным отделениям ДШИ) по итогам государственной аттестации.
3. Содержание начального музыкального образования
в трехуровневой ДМШ
3.1. Настоящая Концепция предполагает осуществление определенных образовательных задач в результате преподавания соответствующих дисциплин на отдельных этапах начального музыкального образования.
3.2. Задачи первого этапа:
– воспитание интереса и эстетического отношения к музыке в контексте элементарного ознакомления с другими видами искусств;
– обретение элементарных знаний о музыке, ее видах, формах и жанрах, необходимых для сознательного слушания и адекватного восприятия музыкальных произведений;
– формирование потребности слушать музыку, понимать ее специфический язык и образный смысл;
– овладение базовыми навыками игры на инструменте и элементарного звуковыражения.
Перечень учебных дисциплин: слушание музыки, ритмика; сольфеджио; хор; музыкальный инструмент.
3.3. Задачи второго этапа:
– развитие на основе преемственности потребности, интереса и эстетического отношения к постижению ценности различных видов музыкального искусства — к народной, классической и современной музыке;
– воспитание художественного вкуса применительно к оценке культурной значимости современных музыкальных явлений;
– осуществление профориентации музыкально одаренных детей;
– овладение основами инструментальной техники;
– освоение базовых музыкально-
– формирование стремления участвовать в любительском музицировании, продолжать музыкальное образование в профессиональном плане.
Перечень учебных дисциплин: музыкальный инструмент; сольфеджио; музыкальная литература; теория музыки (VII класс); класс ансамбля и аккомпанемента; оркестровый класса (или хор).
3.4. Задачи третьего этапа:
– интенсификация разносторонней предпрофессиональной подготовки к поступлению в специальные учебные заведения музыкального искусства (музыкальный колледж, ССМШ);
– познание основных закономерностей интонационно-семантического звуковыражения и композиционных форм музыкальных произведений;
– расширение общего художественного кругозора;
– развитие исполнительской техники;
– обогащение музыкально-творческого потенциала.
Перечень учебных дисциплин: музыкальный инструмент; сольфеджио; основы гармонии и полифонии; музыкальная литература с элементами анализа музыкальных произведений XVII–XX веков.
4. Методологические предпосылки модернизации содержания и методов начального музыкального образования
Содержание и методы преподавания в ДМШ на всех этапах обучения должны опираться на краеугольные положения современных гуманитарных наук, в их числе:
– положение общей психологии о роли адекватного восприятия музыки для успешного осуществления различных видов и форм музыкальной деятельности, о важности развития концентрации;
– положение психологии художественного творчества о пробуждении эстетического отношения как основы развития общих художественных способностей — фундаментального фактора достижения высоких результатов в творчестве;
– положение музыкальной психологии о необходимости выявления структуры задатков и возможности восполнения комплекса основных музыкальных способностей (звуковысотного и интонационного слуха, музыкально-ритмических ориентировок; опережающих звуковых представлений, памяти и воображения, мышечно-двигательной координации);
– положение педагогики о важности ориентации различных сторон музыкально-образовательного процесса на удовлетворение личностных запросов учащихся, адаптации методов обучения к их индивидуальным особенностям;
– положение педагогики искусства о современных культурологических и полихудожественных тенденциях в различных видах и формах художественного образования;
– положение музыкальной педагогики о последовательном развитии: 1) понимания музыки как особого вида искусства, выражающего чувства и мысли, душевные стремления человека; 2) опережающих внутренне-слуховых (звуковых) представлений музыкальной речи; 3) целесообразного функционирования игрового (мышечно-двигательного) аппарата музыканта;
– положение музыкознания о направленности развития музыкального восприятия и мышления учащегося на постижение: 1) интонации как звукового носителя художественного (поэтического) смысла музыки; 2) взаимодействия (концентрации) музыкально-выразительных средств в процессе интонирования; 3) сущности явлений жанра и стиля в музыке;
– положение исполнительского музыкознания о целостности исполнительского мастерства музыканта, в котором интегрированы образно-художественные, музыкально-интонационные и инструментально-технические компоненты.
Общим методологическим условием модернизации содержания и методов начального музыкального образования в ДМШ является системно-структурный подход к практической реализации обозначенных предпосылок как созданию целостной системы, цементируемой структурными взаимосвязями компонентов.
При этом отдельные вышеуказанные методологические положения в некоторых случаях могут становиться приоритетными, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и задач, стоящих перед ним на определенной стадии обучения.
5. Дидактические принципы преподавания в музыкальной школе
Методологические предпосылки начального музыкального образования определяют следующие музыкально-дидактические принципы, в соответствии с которыми используются известные, а также разрабатываются новые музыкально-педагогические технологии и методы обучения музыке и музыкальному исполнительству:
5.1. Принцип единства воспитания–обучения–развития целостной личности учащегося-музыканта.
5.2. Принцип совместного творческого поиска педагога и учащегося в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений, овладения исполнительской техникой.
5.3. Принцип преемственности — необходимой связи освоения элементарных основ восприятия, понимания и исполнения музыкальных произведений, формирования исполнительской техники с их развитием на последующих стадиях обучения.
5.4. Принцип адаптации содержания и методов учебного материала и программных требований к особенностям и потребностям личности, способностям и возможностям каждого учащегося.
5.5. Принцип интонационно-
5.6. Принцип интегративного формирования музыкально-ритмических, звуко-интонационных и двигательно-игровых представлений и навыков.
5.7. Принцип повышения
6. Социокультурная деятельность школы
Успешность деятельности ДМШ (ДШИ) зависит от ее общественного авторитета, обусловленного активной социально-культурной позицией руководства и педагогического коллектива.
Социокультурная деятельность школы в городе или районе осуществляется через следующие мероприятия:
– взаимосвязь с
– взаимосвязь с детскими дошкольными учреждениями (концерты в детских садах, особенно с участием ансамблей, тестирование музыкальных способностей детей старшей группы и проч.);
– проведение открытых концертов учащихся ДМШ на концертных площадках города (района);
– выступления учащихся по местному телевидению и радио;
– проведение внутришкольных и городских (межрайонных) исполнительских конкурсов учащихся как анонсируемых и аннотируемых акций, приобретающих важный социокультурный статус;
– рекламирование обучения в ДМШ и ее деятельности путем выступлений преподавателей в местной печати, по радио и ТВ;
– создание возможности обучения взрослых (особенно учащейся и работающей молодежи) на платных условиях с использованием индивидуально ориентированных учебных программ.
Реализация настоящей Концепции - разработка в соответствии с ее положениями нового поколения Государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, методических пособий и рекомендаций - направлена на существенную модернизацию практики работы ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). Это означает повышение заинтересованности детей и их родителей в получении начального музыкального образованию, снижение отсева из средних классов, увеличение числа поступающих в школы, что ведет к полноценному выполнению школами своих социально-культурных задач и в конечном счете - к более интенсивному развитию российской музыкальной культуры.
Поделиться: