Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2016
ПАЗЛЫ ИЗ НОТ
На свое 45-летие ДШИ поселка Звёздный Пермского края сделала себе подарок, став лауреатом общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств»

Детская школа искусств ЗАТО Звездный явилась миру при активной поддержке композитора и педагога, депутата Верховного Совета СССР от Пермской области Д.Б. Кабалевского в 1971 году. Со временем, кроме фортепианного отделения, появились хоровое, теоретическое, народных инструментов, классы скрипки, флейты, академического вокала подготовительный класс – для самых маленьких. Стоит обратить внимание, что поселок всегда был закрытым военным городком, таким он и остался, правда, уже формально. Отсюда и ограниченное количество образовательных учреждений, в том числе связанных с культурой.

Еще будучи «музыкалкой», школа играла важную роль в жизни городка. Ученики (в основном, это дети офицеров) вместе с педагогами пели в хоре, играли в оркестре и часто выступали для военнослужащих и членов их семей. Участвовали в фестивалях военной самодеятельности. Самое удивительное, что в школу и сейчас берут практически всех желающих обучаться на любом из отделений, закон об образовании позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению более способных ребят и тех, кто не отличается творческими задатками, но проявляет настойчивость и огромное желание трудиться. Впрочем, все ребята впоследствии становятся призерами многочисленных конкурсов и участниками инновационных проектов, которые изобретает удивительно динамичный коллектив ДШИ Звездного. 

ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ КОМПОЗИТОРОВ

Более 10 лет назад слово «инновация» еще не было в столь широком обиходе, как сейчас, но экспериментальной сути необычной идеи это не меняло. Трое педагогов теоретического отделения решили обнародовать свои сочинения для детей и взрослых и представить их на школьных концертах. Успех был грандиозным. Дети наперебой обращались к авторам: «Как сочинять музыку?», «С чего нужно начинать?». Вспоминает директор ДШИ Л.А. Боброва: «Как вдохновитель этой экспериментальной площадки, я именно тогда и решила: если дети хотят сочинять, мы можем их этому научить. Тем более что в школе кроме обязательных инструментов есть еще и предмет по выбору, который дает прекрасную возможность освоить азы композиторского мастерства».  Была составлена образовательная программа, которая уже по завершении эксперимента получила статус авторской и была удостоена звания лауреата IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей. 

На следующем этапе педагоги-теоретики составили учебно-методический комплект, включающий в себя три творческие тетради для обучающихся разных классов и словарик-справочник начинающего композитора.  Ребята сочиняли произведения для различных инструментов, в различных жанрах. Лучшие произведения разучивались специально для итогового афишного концерта, который проходил в конце каждого учебного года и являлся своеобразным творческим отчетом класса композиции.

Педагоги старались создать по-настоящему творческую атмосферу, сценарии концертов долго обсуждались, всегда носили тематический характер и сопровождались яркими театральными сценками. Начинающие авторы представали то в образах героев-путешественников, покорявших горы композиторских трудностей («В стране Вообразилии»), то в образах сказочных персонажей, помогающих справиться со злодеем Кластером («Как расколдовали принцессу Мелодию»).

 «Мы как-то сразу поняли, что проекту не хватает музыкальной информатики. И если сначала ноты набирали в нотных редакторах сами преподаватели, то с введением предмета музыкальной информатики эту технологию освоили обучающиеся. Это дало возможность значительно ускорить процесс готовности сочинения, помогло накопить электронный банк произведений, а также укрепить материально-техническую базу школы в части оборудования информационно-компьютерными средствами. Хранение произведений учащихся в электронном виде оказалось очень удобным, потому что позволило пойти дальше и начать выпускать сборники детских сочинений», – рассказывает Лариса Александровна Боброва.

За период существования экспериментальной творческой площадки было выпущено несколько сборников. Самый первый из них включал в себя фортепианные ансамбли, и к его созданию активно подключились преподаватели фортепианного отделения школы, которые «обкатывали» ансамблевые сочинения со своими учениками, давали дельные советы юным композиторам по улучшению практического использования ансамблевых произведений. К юбилею поселка был выпущен сборник «С днем рождения, Звездный», включающий песни о родном городке как детей, так и их преподавателей, позднее появился сборник вокальных произведений «Говорят, что я фантазер» на тексты детских поэтов, в том числе пермских.

Самым признанным в педагогической среде оказался вокально-поэтический сборник «Тебе, Победа, посвящаем», созданный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в который были включены детские композиции, а также песни и стихи о войне  преподавателей ДШИ. Сборник был удостоен звания победителя на краевом конкурсе научно-методических и методических изданий в номинации «Воспитание, содержательный досуг» в Перми, а в нынешнем, 2016 году стал лауреатом III степени Всероссийского конкурса научно-методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность» в Кирове.

Не менее впечатляюще выглядят личные достижения начинающих композиторов. Среди их побед – дипломы лауреатов краевых и даже международных конкурсов. Только в этом году Соня Суранова и Полина Князькова завоевали бронзовые медали и специальные дипломы за обращение к патриотической тематике в рейтинговом краевом фестивале – XII фестивале искусств им. Д.Б. Кабалевского «Наш Пермский край». Одно из оригинальных сочинений «DETECTIVE. Убийство Моцарта» Полина Князькова представила в качестве творческого задания к олимпиаде по сольфеджио, посвященной В.А. Моцарту. Другой начинающий композитор – Юлия Рудакова успешно участвовала и стала лауреатом в творческой номинации конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто», организованном журналом «Земляки».  Сочинение о пермской пушке, поставляемой на линию фронта со знаменитых Мотовилихинских заводов, а также песня на стихи пермского поэта Николая Домовитова были опубликованы в сборнике «Помнить, чтобы жить», выпущенном издательством по итогам конкурса. Эти успехи наглядно доказывают: эксперимент не просто удался, но превзошел самые смелые ожидания педагогов.

БЕЙ В БАРАБАНЫ!

Следующим новаторским шагом школы стало создание в 2012 году ансамбля барабанщиц DrumLine. Предыстория такова.

В тот год Министерство культуры Пермского края выделило финансирование на проведение конкурса культурно-образовательных проектов. В нем могли участвовать все учреждения культуры и искусства, которые привлекали население к художественно-общественной жизни, вносили новшества в учебный процесс в области музыкального и художественного образования и так далее. «Первый наш проект был посвящен 200-летию Бородинского сражения и носил очень патриотичное название "Во имя доблести, добра и красоты", – продолжает Лариса Александровна. – Мы придумали конкурсы для воспитанников детских садов, учащихся общеобразовательных школ, подготовили два больших афишных концерта с произведениями эпохи наполеоновских войн, привлекли военный оркестр при артиллерийской бригаде, создали сборник произведений «1812…Музыка эпохи», иллюстрациями к которому послужили работы обучающихся на художественном отделении.  Итогом реализации проекта был одноименный краевой фестиваль с вокалистами, художниками и фотографами, творческими мультимедийными работами обучающихся.

Именно на этом фестивале состоялся дебют группы барабанщиц DrumLine. Восемь девочек с помощью нашего педагога научились выстукивать на малом барабане разнообразные ритмы, исполнять композиции сольно и в ансамбле. Три последующих проекта уже развивали данное направление ансамблевого творчества, позволили значительно укрепить материальную базу коллектива, расширить горизонты концертной и конкурсно-фестивальной деятельности, привлечь к сотрудничеству большое количество партнеров из различных уголков Пермского края.

В честь 85-летия территории  Звездного 25 июня барабанщицы выступали совместно с известным Пермским губернским оркестром под управлением заслуженного деятеля культуры РФ Евгения Тверетинова. Незабываемое зрелище: опыт и дерзость, профессионализм и детский задор… – выступление получилось захватывающим и фееричным. Публика пребывала в восторге, ибо нечасто услышишь в одном концерте русские народные, маршевые, мексиканские и восточные ритмы. Многочисленные зрители несколько минут аплодировали оркестру и девчонкам в ярких костюмах, чье виртуозное владение палочками комбинировалось с дефиле и хореографией.

Не менее блестяще барабанщицы выступили в карнавальном шествии «Пермское яркое», посвященном Дню России и города Перми. Стройные ряды барабанщиц, отбивающих зажигательные ритмы, создавали яркую атмосферу праздника. А сегодня DrumLine и сам обучает мальчиков из Суворовского училища, расположенного в Звездном, искусству игры на ударных инструментах. 

ИМПРОВИЗ НА КОМПЕ

Нельзя не упомянуть и такой арт-проект, как Music Puzzle, рассчитанный на внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс. Школа стала единственным профильным учреждением Пермского края, которое на  несколько лет начиная с 2009 года стало участником всероссийского эксперимента по апробации инновационного мультимедийного продукта.

Сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, композиция… Во всех теоретических предметах коллектив внедрял мультимедийные технологии в образовательный процесс. Преподаватели вместе с обучающимися участвовали в открытых мероприятиях отделения, проводили конкурсы, викторины, делились своими наработками с коллегами из других регионов, распространяли опыт работы в Пермском крае, проведя серию мастер-классов и практических семинаров. И хотя фактически эксперимент уже завершился, школа оставила его на вооружении и продолжает использовать мультимедийный подход в обучении своих воспитанников теоретическим предметам. Компьютер помогает делать уроки более привлекательными, особенно для начинающих музыкантов, старшим обучающимся позволяет в полной мере проявить и творческие способности, и навыки владения информационными технологиями, и  специальные музыкальные способности, такие как слуховое, тембральное восприятие, музицирование и импровизация.

Маленький Звездный с его единственной, но такой инновационной школой искусств, – наглядное пособие того, что секрет успеха в обучении детей музыке и изобразительному творчеству кроется в том, готовы ли сами преподаватели постоянно профессионально развиваться, готовы ли к поискам нового и интересного в образовательном процессе, готовы ли к постоянной творческой неуспокоенности и развитию. 

Поделиться:

Наверх