Ровно год прошел с того момента, как Тольяттинский институт искусств был переименован в консерваторию. Смена статуса учебного заведения стала темой беседы с ректором Е.Н. Прасоловым.
- Евгений Николаевич, как вы оцениваете факт переименования института искусств в консерваторию, презентация которой состоялась 7 декабря прошлого года?
- Кстати, на презентации присутствовали ведущие профессора Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Саратовской и других консерваторий, которые подтвердили наш высокий профессиональный уровень и направили в мэрию обращение с просьбой поддержать решение о переименовании.
То, что произошло, это естественный ход развития, потому что именно консерватория была конечной целью в момент создания вуза. Точнее, изначально, в 1992 году, был создан колледж, и уже тогда мы рассматривали это среднее учебное заведение в перспективе как высшее. В том же году была создана Тольяттинская филармония – мы уже в то время думали, где будут работать наши выпускники, и обеспечили их творческими вакансиями. Можно сказать, это было началом реализации программы по развитию культуры в Тольятти – городе «взрывного» типа: в городе, построенном за несколько лет, не успела сформироваться творческая инфраструктура.
Сегодня Тольяттинская консерватория является членом Ассоциации европейских консерваторий, в которую входят 55 стран и 289 музыкальных учреждений, что способствует положительному имиджу города и интеграции его в мировое культурное пространство. «Консерватория» - в России это бренд. И, конечно, это репутация города как культурного мегаполиса.
- Что изменилось в работе вуза в течение одного года в статусе консерватории?
- И консерватория, и институт искусств готовят исполнителей и преподавателей. Мы уже и до этого дня соответствовали уровню консерватории: у нас регулярно проводятся всероссийские и международные научно-практические конференции и международные конкурсы, научно-методический центр художественного образования объединил всю педагогическую общественность города, проводит курсы повышения квалификации, конкурсы авторских программ, редакционно-издательский отдел издает методические пособия и сборники научных трудов. Правда, теперь мы пересмотрели многие программы, усилили научную и концертную деятельность, усилили программы самих концертов.
- Как перемена статуса института отразилась на работе давно существующих при нем колледже и школе?
- Перемена статуса вызвала повышение интереса среди родителей потенциальных учащихся, что в свою очередь ведет к повышению и без того стабильного контингента и даже конкурса, ведь уже сегодня мы не можем принять всех желающих.
- Кто были и кто будут вашими абитуриентами помимо выпускников колледжа – рассчитываете ли вы на рост внимания талантливой молодежи к вашему вузу?
- Консерватория создавалась для того, чтобы обеспечить профессиональными кадрами учебные и культурные заведения Тольятти, но будучи еще институтом искусств, когда по результатам очередной аттестации наш вуз вошел в тройку лучших вузов России, мы смогли завоевать определенный статус в кругах музыкальной общественности, и как только у нас появилось общежитие, к нам сразу же стали приезжать абитуриенты из других городов. У нас уже сейчас учится около 40 % иногородних студентов. Кроме того, в списке наших партнеров - не только ведущие консерватории России, но также ближнего и дальнего зарубежья (в том числе Канады, Франции, Вьетнама, Сирии), и мы ожидаем притока студентов и оттуда тоже.
- Какими педагогическими силами обладает сегодня Тольяттинская консерватория?
- При создании консерватории был использован опыт Саратовской, Нижегородской, Новосибирской и других консерваторий, куда приглашалась на работу профессура из Московской консерватории.
Сегодня наша консерватория обладает традициями, знаниями и опытом, обеспечивающими интеграцию отечественных учебных программ в мировое образовательное пространство. Положительную динамику развития определяют высокий уровень общенаучной и специальной подготовки выпускников, стабильный контингент студентов, высокий профессиональный и научно-методический потенциал профессорско-преподавательского состава, значительная часть которого выросла из наших выпускников.
О достойном уровне ведения научной работы свидетельствует тот факт, что за последние пять лет преподавателями защищено 5 кандидатских диссертаций, соискателями на ученую степень кандидата наук являются 5 человек на ученую степень доктора наук – 3 человека. На данный момент остепененность профессорско-преподавательского состава Тольяттинской консерватории составляет 84 %, из числа заведующих кафедрами 30% являются кандидатами наук, 30% имеют звание профессора, 42% – звание доцента.
- Что такое Тольяттинские педагогические ассамблеи – сугубо внутреннее дело или способ сотрудничества с коллегами из других городов?
- Тольяттинские педагогические ассамблеи – это большая совместная работа и с педагогами города, и с ведущими специалистами в области педагогики музыки и других видов искусств, направленная на совершенствование образовательного процесса, на формирование новых педагогических традиций. Как известно, нет предела совершенству, и время каждый день предъявляет нам новые и все более высокие требования, которым надо соответствовать. Ассамблеи имеют обширную программу. Это и мастер классы, и фестиваль открытых уроков, разнообразные конкурсы исполнительского мастерства и многое другое. В рамках ассамблей проводятся две всероссийские конференции, буквально на днях стартует конференция с участием известного педагога и психолога А.А. Мелик-Пашаева, в декабре пройдет конференция исполнителей на домре, также с участием ведущих специалистов.
- Представьте, пожалуйста, основные творческие коллективы консерватории. Где и как они разворачивают свою деятельность?
- Коллектив Тольяттинской консерватории гордится своими достижениями в области концертно-исполнительской и музыкально-просветительской деятельности (свыше 200 концертов в год), являющимися одним из основных показателей профессионального уровня современных музыкантов-исполнителей.
В течение концертного сезона проводится несколько музыкальных фестивалей, в которых принимают участие творческие коллективы консерватории. Среди них - симфонический и камерный оркестры, оркестр народных инструментов, ансамбль народной музыки «Артель», духовой оркестр, ансамбль старинной музыки «Барокко», музыкальный театр «Орфей», камерные, вокальные и хореографические ансамбли. Ежегодно творческие коллективы выезжают за рубеж, принимают участие в международных фестивалях: это «Еврооркестрия» во Франции, Дни Тольятти в Париже, Болгарии и др. Эти выступления получили высокую оценку организаторов и жюри фестивалей, а также широкой публики. За профессиональное мастерство симфонический оркестр консерватории был удостоен звания лауреата фестиваля «Еврооркестрия», получил Гран-при и почетный диплом за лучшее исполнение современной музыки.
Творческие коллективы консерватории являются яркой и неотъемлемой частью культурной жизни Тольятти, а выпускники составляют основу всех творческих коллективов и образовательных учреждений города.
- Тольяттинская консерватория, если мы верно понимаем, муниципальное бюджетное учреждение, это так?
- К счастью, это так.
- Почему к счастью?
- Мы, с одной стороны, 12-я по счету консерватория в России, но с другой - единственная в стране, сохранившая статус муниципального образовательного учреждения. Нас поддерживают и область, и город. Министерство культуры Самарской области приняло решение о выделении 7,5 млн. руб. из областного бюджета в 2013 году на приобретение для нас концертного рояля «Стейнвей» и концертных литавр. Мэрия города Тольятти как наш учредитель уже выделила порядка 10 миллионов на ремонт помещений и планирует продолжить ремонт в следующем году. Из пяти корпусов отремонтировано здание музыкальной школы, главный четырехэтажный корпус, общежитие, заканчивается ремонт корпуса хореографического отделения. Поэтому можно сказать, что формальное переименование явилось толчком к самому серьезному преобразованию института искусств в консерваторию.
- Мечтаете ли вы со временем именоваться не консерваторией, а музыкальной академией?
- Новый закон «Об образовании», который вступит в действие в 2013 году, не предполагает иных видов высших учебных заведений, кроме институтов и университетов. Консерватория, говоря юридическим языком, это специальное название музыкального учебного заведения. Сейчас по закону указывается название учебного заведения и в скобках обязательно указывается его вид. Но «академия» как вид вообще уйдет, никаких академий искусств или музыкальных академий с 2013 года в Российской Федерации не будет и, как следует из нового закона «Об образовании», не будет видов вузов: институтов, академий, университетов. Это может остаться только в названиях вузов.
- Сейчас горячо обсуждается составленный Минобрнауки перечень так называемых неэффективных вузов: как бы вы прокомментировали эту новость? Нет ли в самом принципе составления «черного списка» угрозы нашим консерваториям?
- Критерии, которые были заложены при проведении своего рода социологического опроса, исходят из требований стандартов, предъявляемым ко всем вузам, в том числе вузам искусств. И по некоторым этим критериям вузы искусств, а в особенности консерватории, уступают априори, ведь в наших вузах в сравнении с другими учится немногочисленный контингент студентов. Например, средний университет обучает порядка 15-20 тысяч, а крупная консерватория - порядка 600-700 студентов: в крупнейшей Московской консерватории обучается всего около тысячи.
Следующий неадекватный сравнительный критерий – наличие базы. Большинство консерваторий занимает практически один корпус, и этого вполне хватает, а большинство государственных университетов имеет пять-шесть, а то и десять корпусов. Стандарт 13 кв.м на одного студента мы выполняем, но то, что происходит на этих небольших площадях, – это обучение по индивидуальной форме, когда профессор занимается с каждым студентом отдельно. Соответственно и финансирование: у нас нет научно-технических центров с большим количеством лабораторий, студий для записи симфонического оркестра. Поэтому показатели финансирования и материальной базы не дают в данном случае понимания эффективности вузов.
Без преувеличения, российские консерватории по-прежнему являются одними из ведущих в мире. К примеру, норма остепененности профессорско-преподавательского состава для университета и академии - 60%, а в Тольяттинской консерватории этот показатель, как я уже сказал, 84%. Структура нашей консерватории включает три уровня образования: высшее, среднее (колледж) и школу искусств, всего обучается 100 студентов в консерватории и 100 в колледже, из которых званиями лауреатов международных и всероссийских конкурсов обладают две трети! Другими словами, попытка измерить эффективность творческих вузов количественно, да еще и в соотношении с университетами, приводит к неточным и даже ошибочным выводам.
- Какие задачи вам как ректору видятся первоочередными в дальнейшем развитии вашего вуза?
- Мы со студентами ведем активную концертную деятельность, ежегодно со студенческим оркестром, который я возглавляю, выступаем за рубежом. Передо мной афиша нашего музыкального театра «Орфей» - «Служанка госпожа» Перголези, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Волшебная флейта» Моцарта и др. Начиная с 1995-го года, мы каждый год проводим международные музыкальные конкурсы по разным специальностям. Провели уже пять фестивалей «Классика над Волгой», на которых трижды выступал народный артист СССР Зураб Соткилава. 11 декабря у нас выступает народная артистка СССР Елена Образцова, причем не с филармоническим, а с консерваторским оркестром. Что нам нужно? Нам нужно закрепить то, что создано!
В соответствии с официальной переписью населения Тольятти занимает 18-е место по численности жителей в России, это один из динамично развивающихся городов в части культуры. Открыты четыре драматических театра, филармония, консерватория, нет пока музыкального и оперного театра. Сейчас в городе новая власть - молодые, энергичные ребята, и я надеюсь, что и мэр Андреев Сергей Игоревич, и его заместитель по социальным вопросам Ширнина Елена Викторовна будут продолжать дело культурного развития города. При постоянной поддержке со стороны властей в Тольятти, думаю, со временем будет и свой музыкальный театр, а консерватория и филармония обретут стабильный режим высокопрофессионального исполнительства, так что город обязательно займет достойное место на культурной карте России.
Поделиться: