Раскрыть перед детьми богатство культурного наследия, помочь им увидеть в нем чарующий мир прекрасного и неисчерпаемый источник духовного совершенствования: как это сделать? Какие методы и приемы использовать? Вопросы не из легких. Но удачные попытки ответить на них есть. Примером тому служит интересный опыт сотрудничества двух школ города Гусь-Хрустальный Владимирской области. Это детская школа искусств и общеобразовательная школа № 15.
В 2002 году на Всероссийский конкурс проектов и новых технологий в художественном образовании «Балакиревский проект» в номинации «Интеллектуальный и творческий продукт» была представлена качественно новая форма организации обучения и воспитания. Это проект «Хрустальный ключ», который стал лауреатом I степени и обладателем специального приза НАИ за создание новой перспективной действующей модели класса комплексного интегрированного образования. Модель успешно работает, так как полностью отвечает социальному заказу, удовлетворяя образовательные потребности детей и родителей.
Современные родители понимают, что развивающемуся сегодня обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовые, вместе с тем, и к межкультурному взаимодействию. Поэтому основная идея проекта «Хрустальный ключ» остается неизменной: «Учиться искусству не только для того, чтобы стать лучшим музыкантом, актером, художником, а и затем, чтобы быть лучшим в любой профессии». Создавая проект, мы пытались решить сразу две задачи. Это работа с одаренными детьми по формированию их профессиональных художественно-эстетических навыков и формирование такого уровня образованности, который позволит ребенку реализовать свой творческий потенциал в различных областях.
Как качественно новая форма
Реализация любого приоритетного направления инновационной деятельности связана с формированием нормативно-правового обеспечения. Что было достигнуто в этом направлении? Мы заключили договор о взаимном сотрудничестве МОУ «СОШ №15» и ДШИ. Согласно договору в рамках проекта на 2009/10 учебный год существуют 4 класса: 2 «м», 4 «м», 6 «м», 8 «м», которые имеют статус: класс интегрированного обучения совместно с ДШИ, обеспечивающий углубленную подготовку по отдельным предметам.
Первый общеобразовательный класс
Важным условием успешности нашего проекта явилось использование в процессе обучения современных образовательных технологий. Использование технологий игрового обучения, проблемно-диалогического, проектной технологии и технологии развития исследовательских навыков, а также системы инновационной оценки «Портфолио» способствует развитию личности каждого ученика в интеллектуальном, творческом, эмоциональном плане, росту личностных достижений.
Говоря о научно-методическом обеспечении проекта, следует отметить, что особое внимание уделяется отработке БУП (базисного учебного плана). Все предметы эстетического цикла ведутся преподавателями ДШИ и не дублируются общеобразовательной школой. В силу этого учебная нагрузка учащихся уменьшается. Выбирая образовательную программу, мы стремились к интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература – музыка – изобразительное искусство).
На начальной ступени обучения ученики занимаются по программе «Школа - 2100» (научный руководитель - Д.И. Фельдштейн). Мы также обратились к книгам для чтения серии «Свободный ум» (авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы), где, на наш взгляд, представлены произведения, способствующие развитию у детей потребности в постоянном общении с искусством. Особо - об уроках чтения. Они – то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные и нравственные способности ребенка. Задача – не просто «читать», а научить детей ощущать богатство и величие русского языка, слышать «музыку» слова. На уроках чтения дети также слушают музыку. Музыкальные произведения помогают чувствовать то, что ребенку трудно выразить словами, углубляют восприятие словесного образа, развивают образное восприятие, в том числе литературного текста. Характеризуя музыку, подбирая сравнения, ребенок нарабатывает материал для характеристики и литературного произведения, а в дальнейшем - и для своих творческих работ.
При организации классов
«Академические концерты». Этих слов дети не боятся, так как эта форма итоговой аттестации учащихся (одна из многих) имеет вид конкурсов или классных концертов. Здесь не столь важно, какое по сложности музыкальное произведение играет ученик. Главное – пробудить симпатию сверстников-слушателей, а им, в свою очередь, научиться сопереживать другому человеку и уважать его работу.
Как и музыка, основой межпредметных связей и индикатором развития личности ребенка служит изобразительное искусство. В школе существует постоянная выставка «Рисуют будущие музыканты», на которой можно увидеть работы учеников, созданные под «синтетическим» воздействием музыкальных и литературных произведений. Кстати, эти же ребята, занимающиеся музыкой, затем успешно выступают на конкурсах юных художников (от городского до международного уровней).
Традиционными для проекта «Хрустальный ключ» стали разнообразные поездки, которые можно назвать «культурным туризмом». Это были выезды во Владимир на спектакль Владимирского драматического театра и концерт фонда «Новые имена», в Рязань – на музыкальный спектакль «Конек-горбунок», в Москву – на представление оперы «Золотой ключик» в Музыкальном театре им. Н.Сац, а посещение Музея космонавтики в Звездном городке и Музея-усадьбы Жуковского. Участие в таких здорово сплачивает детей и взрослых, формирует коммуникативные навыки, умножает опыт общения на темы, связанные с культурной жизнью.
Педагоги гуманитарно-эстетических классов убеждены, что без союза «учитель – ученик – родитель» создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка невозможно. Поэтому для нас очень важно интересы школы превратить в интересы семьи и наполнить жизнь общими делами. Для этого мы не только регулярно проводим родительские собрания, но и коллективные творческие мероприятия. Главное назначение наших собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. «Ваш ребенок учится в школе искусств», «Поселите музыку в доме», «Музыкальная семья», «Музыка и интеллект» - вот темы последних родительских собраний. Это своеобразные интегрированные общешкольные мероприятия, где выстраиваются приоритеты, формируется позитивный настрой родителей на успех ребенка. Традиционными стали концерты-праздники. Каждый из них носит название: «Песня школьного звонка», «В одном счастливом детстве», «Добрая сказка», «Маленькая дверь в большой мир». Дети и родители всегда ждут этих встреч, на которых выступают все. Нет «плохих» и «хороших» учеников - у каждого своя роль, которая подчеркивает ценность индивидуальности.
Каждый родитель должен понять, что в школе он - человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. Что эффективность воспитания определяется не затраченным на него временем, а укладом жизни семьи и школы, где ребенок всегда существует в творческом настроении. И это не просто каждодневные занятия, порой утомительные. Это стремление к совершенству, желание получать удовольствие от каждого мгновения жизни.
Возможно, создание гуманитарно-эстетических классов – это первый шаг на пути к той самой гармонически развитой личности, о которой говорят все и воспитанию которой причастны наши учителя. Примеры того, что мы продвигаемся в правильном направлении, уже есть. И во множестве. Учащиеся классов интегрированного обучения - активные участники и победители школьных, городских, всероссийских интеллектуальных конкурсов, научно-исследовательских конференций. Все выпускники классов интегрированного обучения (2007 - 2009 г) поступили в вузы. Причем учатся на факультетах различного профиля: есть гуманитарии, есть математики, есть те, кто изучают естественные науки, готовят себя к деятельности художника-реставратора, журналиста и так далее.
…Они приходят к нам малышами. Мы помогаем их становлению. И неизменно убеждаемся, что искусство делает человека чутким, восприимчивым, обостряет интеллект и развивает душу.
Е.И. Соскова, Е.А. Коробкова –
заместитель директора и преподаватель ДШИ г. Гусь-Хрустальный
Поделиться: