Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.03.2015
Сергей Рыбаков: «ЗАЛОГ УСПЕХА – В ЦЕЛЕВОМ ФИНАНСИРОВАНИИ»
27 февраля прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению новой редакции проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации». О новых веяниях «Играем с начала» рассказывает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор философских наук Сергей Рыбаков

Сергей Евгеньевич, почему возникла необходимость в новой редакции законопроекта?

– Первоначальная редакция создавалась рабочей группой под руководством Министерства культуры РФ и представляла собой фактически попытку формирования некоего кодекса законодательных норм, которые так или иначе касаются культуры. Положение, которое вызвало у меня и моих коллег непонимание, – отменить все законы, которые действуют в сфере культуры сейчас. То есть заново переписать существующие одиннадцать, заменив единым законом. При этом сроки были жесткие, так что это была трудновыполнимая, если вообще выполнимая задача. 
Культура – это не отрасль, это сфера. И понимание этого, к сожалению, присутствует не у всех. Законодательно регулировать отношения в сфере культуры внутри одного ведомства невозможно, даже если это министерство культуры. Такая обширная сфера затрагивает интересы практически всех ведомств, организаций, каждого гражданина, поэтому она чрезвычайно сложна для регулирования. Яркий пример – закон № 73-ФЗ об объектах культурного наследия, область действия которого далеко выходит за пределы собственно культуры и который неоднократно менялся за 12 лет, а этой осенью еще было принято огромное количество поправок... 

Насколько поменялся его текст?

– Наполовину точно. Возвращаясь к предмету нашего разговора, хочу сказать, что в Совете Федерации принята за основу та редакция закона о культуре, которая родилась в недрах Государственной думы. Она разрабатывалась около пяти лет и также претерпела существенные изменения. Здесь определены основные принципы государственной деятельности в сфере культуры, многие понятия и категории в этой системе. Кроме того, законопроект впервые вводит понятие права граждан по доступу к культурным ценностям и обязанности государства по обеспечению этого доступа. В нем определяется ряд новых понятий, которых раньше не было, в том числе «социальный стандарт в области культуры». Речь идет о том, что власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях каждому гражданину РФ должны обеспечить доступ к культурным благам в определенной фиксируемой норме: больше – можно, меньше – нет. Понятно, что это должно перевернуть всю систему финансирования в сфере культуры.
В декабре прошлого года В.В. Путиным утверждены основы государственной культурной политики. Там – масса новаций, которых долго ждали. Этот документ серьезно поменял вектор отношения к культуре, заявил о пересмотре места, которое культура должна занимать в жизни страны. Предлагается рассматривать культуру не как оказание услуг населению, а как решение государственной и общественной задачи. Весь вопрос в том, насколько быстро этот проект удастся претворить в жизнь. И дело не только в финансировании. Я бы во главу поставил устоявшееся отношение к культуре как к чему-то второстепенному. Мы все знаем, что не хлебом единым жив человек, а на деле получается, что только хлебом. Во-первых, должна быть разработана стратегия культурной политики (над этим уже идет работа и в минкультуры, и в обеих палатах, и в администрации президента). Во-вторых, должен быть разработан закон – именно он определит те конкретные пути, по которым будет осуществляться культурная деятельность в стране. Процесс очень непростой. Коммерционализация культуры зашла очень далеко: попытка добиться от культуры того же эффекта, что и от любой предпринимательской деятельности, абсолютно неплодотворна.

  – Расскажите, какие положения затронули дискуссию по законопроекту.

– В целом отзывы положительные, и их абсолютное большинство. Сейчас проект проходит согласование в правительстве, с исполнительными органами власти и с регионами. Уже получены отзывы из всех 85 субъектов, серьезные вопросы озвучили только три из них. А вот в правительстве этот законопроект пока вызывает немало вопросов. Я присутствовал на согласительных совещаниях и понял, что они в основном связаны даже не с какими-то принципиальными возражениями, а с новизной концепции, именно с пониманием культуры как надведомственной сферы и важнейшей государственной задачи. Это понимание все время натыкается на узкоотраслевой подход, а, как я уже говорил, культура шире любой отрасли. Конечно, есть вопросы по финансированию. Всем понятно, что если руководство страны обратило самое пристальное внимание на культуру, значит, за этим кроется необходимость устойчивого финансирования. 
Говоря о прошедших парламентских слушаниях, где обсуждался закон о культуре, надо отметить, что на них обсуждение было очень интересным, продуктивным и жарким. Выступали видные деятели культуры, ряд сенаторов, депутаты Госдумы из комитета по культуре. Отмечу два вопроса, по которым шла наиболее горячая дискуссия. Первый – нематериальное культурное наследие. Это новое понятие, его в нашем законодательстве раньше не было. Надо сказать, что в этой области мы пока не вписываемся в мировую ситуацию, до сих пор не подписали даже соответствующую конвенцию ЮНЕСКО. Больная проблема – авторские права. Например, как можно регулировать авторским правом сферу фольклора, народного творчества? Есть за и против… 
Вторая дискуссия разгорелась по вопросу творческих союзов. С одной стороны, творческим работникам хочется быть свободными и неподотчетными. С другой, творческие союзы хотят иметь отношение к государству, хотят закрепить свои права на материальные ценности и самое главное – хотят добиться профессионального статуса творческой деятельности, решения социальных, пенсионных вопросов. Потому что сегодня непонятно, есть ли такие профессии – композитор, писатель, художник… Сейчас у творческих союзов статус общественных организаций, и возникает вопрос: как творческие союзы могут быть одновременно и свободными, и получать деньги от государства (и не только деньги). Какие союзы могут получить такой особый статус? Пока здесь далеко до окончательного решения.
Конечно, дискуссия все время возвращается к экономической составляющей. Есть две глобальные концепции, первая – что культура должна зарабатывать, вторая – что культура должна получать деньги от государства. Как в любом деле, истина посередине. Конечно, какие-то отрасли культуры могут быть прибыльными, но всю культуру как бизнес рассматривать нельзя. В ряде случаев должно быть устойчивое государственное финансирование.

– Отсутствие поддержки ударило по конкурсам и фестивалям, а между тем это события, как правило, межрегиональные, а значит – консолидирующие… А какие проблемы вы считаете наиболее актуальными?

– Есть такая тенденция – разделять федеральный и региональный уровни ответственности. Неоднократно приходилось слышать: культура – это полномочия региона. Сейчас остро стоит проблема капремонта сельских клубов, библиотек, музыкальных школ. Это советское наследие, на ремонт которого федеральные средства практически не выделяются. Финансируется, как правило, только открытие новых учреждений, которые как раз не очень-то и нужны, потому, что из села идет массовый отток населения. Это огромная проблема. 

– Как вы оцениваете итоги Года культуры?

– Если говорить о регионах, то год прошел очень результативно. Я считаю, что вся Россия повернулась к культуре лицом. В том числе и Министерство культуры России, которое спонсировало многие региональные проекты. Не так много было денег, но в Год культуры определенные суммы были выделены как гранты. И они сработали. Я считаю, что залог успеха – в программно-целевом финансировании, и в этом плане Министерству культуры стоит пересмотреть принципы своей работы, что-то, возможно, перестроить.

– Что в сфере образования вас волнует больше всего? 

– Мы много лет говорим про ЕГЭ – нужно или нет. Очевидно, что ЕГЭ необходим именно как государственный экзамен по единым правилам для всей страны, и он сегодня решает свою главную задачу – уравнять в стартовых условиях абитуриентов из разных регионов. И критиковалась не сама идея, а форма проведения экзамена. Сейчас все возвращается в нормальное состояние: постепенно отказываются от тестов, переходят к устным экзаменам, снова ввели сочинение. На мой взгляд, форма ЕГЭ, в которой проходил экзамен, очень больно ударила по средней школе. Почти полтора десятка лет являясь преподавателем МГУ, я вижу, что студенты стали не те. С 5-6 класса ребенок начинает заниматься в основном по тем 3-4 предметам, которые ему нужны для поступления в вуз, а на остальные не обращает никакого внимания. Особенно страдает гуманитарный блок: по мнению родителей, которые делают выбор за ребенка, это какие-то «игрушки», которые для жизни не нужны. И человек выходит из школы, не зная ни литературы, ни истории. И что совсем уж печально, куда-то на десятый план ушли предметы «Пение» («Музыка») и «Рисование» («Изобразительное искусство»). Конечно, мы понимаем, что далеко не каждый ребенок поступит в консерваторию или станет художником, но базовое музыкальное и художественное образование обязан получить каждый культурный человек.

– Регионы готовятся к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Поскольку вы курируете Владимирскую область, поделитесь, как там идет подготовка к празднованию.

– Во Владимирской области есть город Гороховец, где я родился и вырос. Это был самый восточный город Древней Руси, который только согласно летописи девять раз подвергался нападениям и все время стоял на страже рубежей, и потому там сильны патриотические традиции. В годы Великой Отечественной звание Героя Советского Союза получили 10 моих земляков (сегодня в Гороховецком районе 22 тысячи жителей), а в соседнем Вязниковском районе – на 80 тысяч населения 26 героев! И эти два района считаются самыми высокими по концентрации героев в стране. Мой родственник – один из них, получил это высокое звание за форсирование Дуная.
Сегодня в области готовится целый ряд мероприятий, некоторые имеют всероссийский характер: «Вахта памяти», «Вспомним всех поименно», «Бессмертный полк». В прошлом году шествие добровольцев в колонне с портретами родственников-фронтовиков во Владимирской области приняло широкий размах, причем с участием детей. Великая Отечественная война все больше становится историей, но мы не имеем права ничего забывать. И лучший способ напомнить об этой войне – вспомнить семейную историю. У нас должно оставаться особенное отношение – не такое как у других – и к этой войне, и к нашей Победе. Самый верный путь привлечь детей и молодежь – связать эту историю лично с каждым. В Гороховецком районе реализуется конкурс, в котором примут участие все школьники. К 9 Мая каждый напишет сочинение о родственнике – участнике войны, а на открытом уроке поделится личной историей с одноклассниками. Молодежь должна находиться на волне этой памяти. Кстати, во Владимирской области сильно́ движение волонтеров, и во всех этих акциях студенты играют большую роль. 
Владимирский академический театр драмы в преддверии праздника дает премьеру «Молодой гвардии» А. Фадеева, уверен, она обязательно тронет сердца зрителей. И какое 9 Мая без песен и музыки! В таких мероприятиях школы искусств по всей области традиционно играют серьезную роль. Учащиеся Гороховецкой детской школы искусств и, конечно, ее замечательный духовой оркестр – главные действующие лица. Придут на праздник ветераны, их накормят солдатской кашей, дадут «фронтовые» 100 грамм. Кроме того, в праздновании примут участие наш известный коллектив русской песни «Раздолье» и фольклорный ансамбль «Селяночка», в котором участвуют дети под руководством двух подвижников – настоящих хранителей традиций. От них, например, я с удивлением узнал о незнакомом мне, местному уроженцу, гороховецком диалекте. Это и есть та самая сокровищница народа, которая передается из уст в уста. Ими воссоздан купеческий обряд венчания, и теперь из многих крупных городов приезжают в Гороховец – с населением в 13 тысяч – играть свадьбы. Вот мы с вами и вернулись к нематериальному наследию… 

Поделиться:

Наверх