Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2012
МОСКОВСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ - ДЕТЯМ

В работе педсовета участвовал и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы И.С. Павлов. Игорь Сергеевич разъяснил и в интервью корреспонденту «Играем с начала» этапы реализации проекта совместной деятельности городских департаментов образования и культуры.

Перед двумя департаментами поставлена задача сформировать единое культурное и образовательное пространство города. Что это значит? Это значит, что, несмотря на различную ведомственную принадлежность - так как население у нас одно, дети у нас одни, - мы должны создать механизмы взаимной открытости и доступности. Юные москвичи не должны замечать на себе никакой ведомственной разобщенности, ведомственных преград. Вне зависимости от того, попадает ли человек в учреждение культуры или в учреждение образования, он должен иметь возможность в этом пространстве ощутить действительно целостную комфортную среду, обеспеченную одновременно культурной и образовательной составляющими.

Для этого мы наметили совместно с департаментом культуры несколько направлений. Уже сейчас в режиме пилотного проекта мы реализуем несколько программ. Первая – «Классическая музыка в детском саду». Вторая – стартовавший в Зеленограде проект «Музыкальное образование для школьников». Здесь мы хотим с привлечением профессиональных кадров дать ребятишкам возможность освоить три следующих уровня. Сначала - знакомство с основами знаний в области музыкальной культуры, истории музыки. Затем – освоение элементарных навыков владения каким-либо музыкальным инструментов. Далее программа рассчитана на первую ступень в школе. При условии заинтересованности детей мы могли бы впоследствии создавать в общеобразовательных школах профилированные классы с углубленным изучением музыки. И еще: если в течение года зеленоградский пилотный проект покажет свою состоятельность и успешность, мы будем транслировать его на остальные округа Москвы. Кроме этого, при содействии методических советов, администраций школ предусматривается возможность включения в структуру общеобразовательных занятий походы на концерты симфонической музыки, на мастер-классы по разным музыкальным направлениям. В числе направлений нашей совместной с департаментом культуры деятельности – и использование ресурсов музейной педагогики (когда тематические занятия проходят не в классе, а в музее). Выставочные залы и художественные школы – тоже пространство для наших общих действий. Разрабатывается и театральное направление: у нас уже есть, например, программа «В театр всей семьей», по которой департамент культуры предоставляет нам достаточное количество бесплатных билетов - практически для всех желающих. В этом же ряду - направление по работе с библиотеками: во многих из них проходят культурно заданные события. И, конечно, совместное использование парковых зон.

Еще одно направление сотрудничества связано с изменением ведомственной подчиненности некоторых детских школ искусств, находящихся в нашей юрисдикции. В ряде случаев мы идем на то, чтобы передать учреждения, а это учреждения с хорошей профильной материально-технической базой, в департамент культуры. Правительство Москвы к декабрю 2012 года подготовит соответствующее постановление. Естественно, эти учреждения перейдут, так сказать, вместе с деньгами. Как раз в настоящее время разрабатываются механизмы выравнивания нормативов финансирования на все программы вне зависимости от места их реализации.

Программа дополнительного образования имеет более 15 профилей, утвержденных на одном только министерском уровне. Но есть еще и такие ведомства, как, например, Москомспорт, департаменты здравоохранения, молодежной и семейной политики, Комитет общественных связей города Москвы, где также реализуются программы дополнительного образования. И на уровне префектур и управ тоже есть муниципальные учреждения, реализующие программы дополнительного образования детей. Добавлю, что в Москве широко развит негосударственный сектор реализации программ дополнительного образования. Естественно, чтобы создать единое городское пространство в условиях, когда мы имеем достаточно большую вариативность программ, подход должен быть очень аккуратным. Главное - не навредить. Поэтому все разработки ведутся на межведомственном уровне.

Мы должны уйти от понимания дополнительного образования через учреждения. Мы должны понимать, подчеркиваю, что в системе дополнительного образования единицей является программа. И где она реализуется, как она обеспечивается кадрами и материально-техническими ресурсами и финансами, - все это вопросы стандарта, которого на сегодняшний день нет. И Москва в известном смысле является пионером его разработки. Наша задача, с одной стороны, - стандартизировать многообразие, а с другой стороны – сохранить внутреннюю вариативность программ.

Зоны ответственности, конечно, будут разграничены. Предпрофессиональный творческий профиль должен быть прерогативой департамента культуры (поэтому, как я уже сказал мы свои специализированные учреждения и передаем). Сверхзадачей совместной работы двух департаментов является массовое вовлечение детей до 18 лет в культурную деятельность и, соответственно, поднятие общекультурного уровня горожан. Каждый молодой москвич должен получить минимальный стандарт по освоению культурно-образовательной среды.

На педагогическом совете мне задавали вопрос: «Что должен уметь в результате среднестатистический москвич до18 лет?» Но надо иметь в виду, что только после того, как мы получим ясный принцип стандартизации дополнительного образования, мы сможем говорить об индикаторах успешности той или иной программы. Важно двигаться последовательно. Сейчас я охарактеризовал основную стратегию и те шаги, которые мы предполагаем осуществить. Оценки, на мой взгляд, могут быть связаны исключительно с критериями, разработанными профессионально-экспертным сообществом, и это еще впереди. Не дело чиновников - оценивать уровень музыкального образования. Это – работа экспертных советов, которые должны состоять из признанных специалистов. И именно они на уровне общественно-государственной аттестации и аккредитации должны присваивать статус программам, давать публичные оценки.

Поделиться:

Наверх