Top.Mail.Ru
АРХИВ
15.10.2012
Живые родники народной песни

IV международный фестиваль-конкурс по народному пению «Живые родники» прошел 24 – 30 сентября в одном из самых отдаленных российских городов – Южно-Сахалинске.

Его организаторы – Сахалинский областной научно-методический центр по образованию в сфере культуры и искусства и детская школа искусств «Этнос». В качестве членов жюри были приглашены деятели искусства и культуры – П.А. Сорокин (председатель жюри), Л.А. Богуславская, А.П. Литвиненко, В.Ю. Калистратов, И.А. Евард.

Целью проекта «Живые родники» является сохранение, приумножение и развитие культурного и духовного потенциала, поддержка творческих достижений, начинаний и инициатив в Сахалинской области, сохранение и развитие народной музыкальной культуры в Дальневосточном регионе.

Фестиваль-конкурс проводится с 2003 года (один раз в три года) и включает в себя творческие встречи, концерты, конкурсы, мастер-классы, конференции. В основном в нем принимают участие учащиеся, студенты, преподаватели и руководители творческих коллективов городов Дальневосточного федерального округа. В этом году впервые приехали исполнители национальной песни из стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Японии, Республики Корея.

Фестиваль-конкурс представляет региональный опыт изучения и практического освоения наследия народной музыкальной культуры, способствует развитию и укреплению культурных связей. Главные его задачи – популяризация в Сахалинской области лучших образцов русского песенного искусства, формирование долгосрочных творческих и профессиональных взаимоотношений между регионами Дальневосточного федерального округа, укрепление единого культурного пространства ДФО и России.

Главный редактор «Играем с начала» Игорь Евард встретился с ключевыми действующими лицами проекта. Прежде всего, это министр культуры Сахалинской области Ирина Гонюкова, которая рассказала о проблемах местного музыкального образования.

«Когда в августе 2010 года по поручению губернатора была разработана и принята программа развития культуры Сахалинской области на период до 2015 года, мы решили, что в этой программе должна быть подпрограмма «Творческая одаренность». И такая подпрограмма, рассчитанная на период 2011 – 2015 гг., появилась. Вот уже второй год мы системно и достаточно серьезно поддерживаем профессиональное продвижение музыкально одаренных детей. Мы ежегодно реализуем крупные проекты: проводим областные учебно-творческие лаборатории, организуем концерты, мастер-классы и пленэры с приглашением российских мастеров искусств, летом у нас работает ежегодная Сахалинская творческая школа «Вдохновение». Министерство культуры не только задает вектор в государственной политике на территории субъекта, мы объединяем усилия муниципальных образований и нашего научно-методического центра, всех государственных и муниципальных учреждений культуры, отраслевого образования по поддержке талантливых детей и молодежи. Мы понимаем, что в условиях нашего региона мы должны аккумулировать все усилия по формированию кадрового потенциала отрасли. И проект «Живые родники» является наглядным продуктом и результатом этих совместных усилий.

Детские школы искусств давно уже стали не только образовательными учреждениями, но и многофункциональными культурными центрами. Этим школам есть к чему стремиться: те конкурсы, которые мы проводим в областном центре, заставляют их мобилизовать творческие силы. По итогам конкурсов мы создаем базу результатов, определяем перспективы работы как с одаренными ребятами, так и с преподавателями. А наиболее талантливых детей – победителей областных конкурсных программ – за счет областных бюджетных средств мы направляем на конкурсы и фестивали в Москву и Санкт-Петербург, Китай и Японию. И нам никогда не бывает стыдно за этих детей, потому что они не просто привозят дипломы участников, они занимают призовые места, становятся лауреатами, приобретая при этом бесценный исполнительский, сценический опыт, способствующий их профессиональному самоопределению.

В 2011 году мы пошли по пути дифференциации образования. Школы искусств (а их всего 35) разделились по своей специализации, и музыкальная составляющая – музыкальное образование – занимает большую часть в этой структуре. Мы понимаем, в чем основные трудности сегодня: это не высокая плата за обучение, а высокая стоимость инструментов, которые родители должны приобрести. Родители же прежде всего стремятся к тому, чтобы ребенок был накормлен, обут-одет, а духовное развитие, как правило, оказывается на втором плане.

Мы создаем условия для работы ДШИ в рамках их взаимодействия. Сегодня мало школ имеет своего методиста. В лучшем случае на территории округа – одна школа искусств, максимум – две. Только Южно-Сахалинск отличается большим количеством ДШИ, но другие муниципалитеты не могут этим похвастаться. Поэтому мы инициируем проекты, направленные на объединение профессиональных ресурсов, создаем и поддерживаем центры методического взаимодействия – на базе Центральной музыкальной школы Южно-Сахалинска, ДШИ «Этнос» и ДШИ № 2, которая специализируется на хореографии. Сейчас, в процессе реформирования школ искусств, одна из наших задач - добиться того, чтобы в структуре школ и в штатном расписании были предусмотрены методические кабинеты или хотя бы методисты.

Что касается второй и третьей ступени обучения, то на Сахалине музыкальное образование представлено только двумя уровнями – это детские школы искусств и Сахалинский колледж искусств. Многие годы мы тесно сотрудничаем и с Дальневосточной государственной академией искусств, и с Хабаровским институтом искусств и культуры - у нас есть договор о целевой подготовке наших специалистов, в Сахалинской области успешно зарекомендовали себя специалисты – выпускники этих вузов. И все же, по всей вероятности, имеет смысл вернуться к идее организации филиала Хабаровского института искусств и культуры здесь, на Сахалине».

Впечатлениями о фестивале-конкурсе «Живые родники» поделились и члены жюри. Председатель жюри, заслуженный артист России Петр Сорокин, отвечая на вопросы И.Еварда, также рассказал о сегодняшнем положении дел в сфере народного пения.

- Петр Алексеевич, хотелось бы услышать ваше мнение об этом фестивале. Каково его значение, каковы его особенности?

- В России много мероприятий подобного рода – ежегодные фестивали разного уровня, конкурсы, фольклорные праздники. В последние годы жанр сольного народного пения получил большое развитие, выросла целая плеяда педагогов, которые прошли специальное обучение и занимаются постановкой голоса с детьми. Этот предмет входит в программу специальных отделений ДШИ. Раньше такого внимания к сольному исполнению народной песни не было.

Конкурс «Живые родники» имеет несомненно важное значение, конечно, не только для Сахалинской области, но и для всего региона. В этом году он получил статус международного. Радует его постоянная направленность на поиски нового. Непременными его спутниками являются мастер-классы, творческие лаборатории, конференции. Причем мастер-классы – это не просто показательные выходы педагогов и членов жюри, а это именно практические занятия со всем желающими.

Все это стало возможным благодаря тому, что в крае уже более 20 лет работает замечательный педагогический коллектив – детская школа искусств «Этнос» под руководством члена Совета по культуре при президенте РФ Наталии Эйдиновой. Наталия Семеновна - человек, который пользуется авторитетом не только у себя в Южно-Сахалинске, но на всем Дальнем Востоке и по всей России. Среди педагогов школы - опытнейший специалист Елена Ивановна Алешко, которая также работает в Сахалинском колледже искусств. Выпускники школы нередко продолжают обучение в других городах, в том числе и в Москве, они неоднократные призеры самых разных конкурсов и фестивалей, которые проводятся в России и за рубежом. Особенно ценно то, что они возвращаются работать в свою родную школу, – здесь необыкновенно творческая атмосфера, плодотворно работает отделение русского народного пения.

- Как сегодня представлена система образования в области народного пения на первом, втором и третьем этапах обучения (школа – училище – вуз)?

- По-моему, теперь во всех ДМШ и ДШИ это фольклорное отделение существует. Что же касается вопроса продолжения специального образования, то во всех регионах он стоит по-разному. К сожалению, есть регионы, где негде учиться дальше, проблема еще и в том, что мало бюджетных мест. К тому же в разные годы складываются разные ситуации: в какие-то годы есть, из кого выбирать, в другие бывает, что курс набирается с трудом. А в вузах сейчас перестраивается система обучения (бакалавриат, магистратура), и это тоже вопрос болезненный. Мне кажется, для продуктивного развития отделений народного пения очень важно взаимодействие специалистов из разных регионов, обмен опытом.

Член жюри фестиваля-конкурса, заслуженный работник культуры РФ Людмила Богуславская поделилась своим видением ситуации в области народного пения вообще и фестиваля-конкурса в частности.

- Людмила Ароновна, каковы открытия нынешнего фестиваля-конкурса? Какие его мероприятия были особенно интересны?

- В начальное десятилетие нового века фестивальное детское движение развернулось с какой-то неслыханной силой, и не всегда это было на пользу детям и культуре, потому что этими праздниками искусства не занимались только ленивые. И сейчас идут эти многочисленные фестивали, в основном коммерческого характера, где поощряются чьи-то амбиции, создаются дутые педагогические авторитеты.

На конкурсе «Живые родники» все честно и очень профессионально. Здесь очень хороший уровень педагогики. Обычно бывает, что маленькие дети трогают своей непосредственностью, а чем они взрослее и чем больше чувствуется рука педагога, тем все становится печальнее. Здесь же виден рост, видно вокальное (и общемузыкальное) развитие каждого ребенка, и это развитие очень гармонично. Призовые места, которые были присуждены, – это если не открытие, то, во всяком случае, очень хорошая педагогическая работа и очень хорошие, перспективные дети. И, конечно, открытием стали корейцы. Мы малознакомы с этой культурой, но то, что это высочайший музыкальный класс и очень интересное воплощение национального фольклора, было ясно всем. Это ощущал весь зал. Заключительный концерт был удивительным праздником, без претензий и в то же время очень выразительным, с очень грамотной, точно выстроенной программой и теплой, как бы семейной, атмосферой.

Теперь по поводу работы в области народного искусства вообще. Обычно здесь не ограничиваются просто вокальной педагогикой. Здесь целый комплекс работы: экспедиции, изучение сложного фольклора переселенческого края. Здесь нет аутентичных русских традиций и тем не менее очень бережно собирается все, что сегодня бытует, и издается, изучается. Научные доклады на конференции «Национальные традиции Дальнего Востока: путь к истокам» тому свидетельство. Так же, как и сборник, который вышел к этому конкурсу и был презентован. Все это очень характерные черты деятельности замечательных энтузиастов – людей по-настоящему творческих.

Вообще сама по себе идея проведения на далеком Сахалине такого форума – это нечто совершенно фантастическое, тем более в столь трудное в финансовом отношении время. Я думаю, что у этого фестиваля большое будущее.

- Достаточно ли подобных конкурсов народного пения в России?

- Я думаю, что достаточно, потому что они хороши там, где есть для этого условия. А условия – это, прежде всего, люди, организаторы, педагоги. Чрезмерное увлечение конкурсами имеет свою обратную сторону. Культивируются амбиции детей, а в дальнейшем, в подростковом возрасте, случаются драмы, потому что оказывается, что ребенок уже не звезда и никому не нужен. Я думаю, что надо больше организовывать детских праздников искусств, неконкурсных фестивалей.

- Каковы перспективы у лауреатов конкурса? Насколько реальна возможность пойти учиться дальше и насколько хорошо развита образовательная система в области народного пения?

- Сама по себе в настоящее время она развита достаточно хорошо, но, конечно, трудности существуют, и, прежде всего, это трудности материального плана. Добраться с Сахалина до Москвы, выдержать экзамены и провести там все годы обучения – это непросто. Конечно, нужна система государственных дотаций, и она существует в виде грантов, именных стипендий, но хотелось бы большей поддержки.

- Достаточно ли специалистов?

- Думаю, достаточно, другое дело – вопрос их качества.

- По телевидению часто показывают исполнителей якобы народного пения. На кого ориентироваться детям?

- К сожалению, большая часть профессиональных народных исполнителей лишена эфира. О подлинной культуре народного пения дети могут узнать в основном из рук педагогов. Есть такие наставники, которые и записи покажут, и приведут на хороший концерт. Развитие народно-певческого искусства сегодня происходит не благодаря общему культурному контексту, а вопреки. Но народное искусство вечно, заложено в нас генетически, и поэтому продолжает жить в наших душах.

Поделиться:

Наверх