– Светлана Григорьевна, в нынешнем году чествуется 60-летие вашего колледжа. Его становление шло параллельно с послевоенным воскрешением мирной жизни Калининграда, в котором первый директор (тогда еще музыкального училища) сыграл особую роль.
– Да, единственное на западных рубежах России среднее специальное музыкальное учебное заведение ведет летопись с 1956 года. Получается, что мы всего на десять лет младше Калининграда. Первый директор А.П. Голубев пережил революцию и войну, ветераны до сих пор вспоминают эту легендарную личность! Он отличался умением привлечь людей к своему делу, сплотить. Его называли человеком-оркестром за энциклопедические знания: Алексей Петрович учился в медицинском вузе, окончил духовную семинарию и Московскую консерваторию. На руководящем посту он основал фортепианное, струнное, дирижерско-хоровое, народное отделения и Народный академический хор ветеранов, который теперь носит его имя. Одновременно преподавал скрипку, вел теоретические дисциплины, работал на дирижерском отделении. О своем хормейстере говорили так: над ним не властно время. Поэтому жив он в сердцах своих учеников и благодарных слушателей, в делах, продолживших его начинания. Имя первого директора носит и базовый класс отделения колледжа «Хоровое дирижирование».
– Всякое образовательное учреждение проходит в своем развитии определенные этапы…
– И что касается нашего учреждения, можно вспомнить середину прошлого столетия, нелегкое время. Из-за нехватки учителей пения в средних школах мы готовили и таких педагогов, ведь разделение на музыкальные и музыкально-педагогические училища состоялось 10-12 лет спустя, а до этого методики преподавания совмещались. Переломный момент наступил в конце 1970-х, в те годы у нас появились, наконец, молодые кадры – в основном, выпускники Ленинградской консерватории. Среди них есть и те, кто до сих пор работает в колледже, преподает скрипку, фортепиано, технику дирижирования. На этом же этапе появились – один за другим – и первые оркестры: симфонический, духовой, баянистов и аккордеонистов, ансамбль скрипачей. В 1973 году открылось отделение эстрадной профилизации, через пять лет – художественное отделение.
Как раз в те годы завязались активные культурные связи колледжа с Литвой. Затем и Общество польско-советской дружбы стало организовывать поездки наших солистов и коллективов в Польшу, а также ответные визиты польских музыкантов. Тогда же студенты впервые участвовали в зональных конкурсах среди ссузов СЗФО и становились лауреатами. И вот в это время приходит ряд талантливых молодых специалистов: заслуженные работники культуры РФ – В.Д. Слободян, А.А. Андреев, И.Г. Кривицкая, В.М. Фрадкин, Т.В. Оболенская, М.М. Лапко, В.Н. Рубцов, В.А. Воронков, Ю.Г. Зиновьева. Следующий этап истории приходится на постсоветский период: в 1993 году училищу присваивается статус колледжа и при нем открывается детская музыкальная школа.
– Как взаимодействуют колледж и школа сегодня?
– В ДМШ учатся дети в возрасте от 3 до 15 лет. Как во многих других, есть и подготовительная развивающая программа, и классы фортепиано, струнных, духовых, ударных инструментов, хорового дирижирования. Конечно, все это сложилось не сразу, в частности инструментальные отделения прибавлялись постепенно. Некоторые преподаватели колледжа работают и в школе, не говоря уже о том, что постоянно оказывают методическую помощь ее преподавателям, проводят мастер-классы. И, естественно, прекрасно знают наиболее способных детей, несмотря на то, что в школе сейчас обучается 250 человек. Разумеется, самые талантливые впоследствии продолжают свое образование у нас. Должна сказать, что среди преподавателей ДМШ много выпускников колледжа разных лет: заслуженные работники культуры Н.П. Равдина, Л.В. Енилеева, Ю.Г.Зиновьева и преподаватели А.Н.Климова, Л.Н.Козак, О.Жукова, С.А. Лысенко,В.А. Клочкова. и другие. И благодаря достижениям педагогического коллектива сегодня поддерживается имидж школы на городском и областном уровнях.
– Видимо, следующий этап хроники увязан с 1996 годом, когда колледжу было присвоено имя Сергея Рахманинова?
– Да, и это даже не этап – а целая эпоха! Знаете, есть единственное условие особого отношения музыканта к композитору – такая любовь к его музыке, при которой откликаются самые потаенные струны души. Причем эта любовь только усиливается с каждым новым поколением исполнителей, поскольку во времени лучше раскрывается масштаб гения…
В начале и середине 1990-х было много провокаций, поговаривали даже о передаче нашего региона под юрисдикцию Германии. И чтобы доказать властям русскую идентичность, колледж выступил с инициативой переименования: автором идеи присуждения имени русского композитора стала руководитель нашего учебно-методического направления Людмила Ивановна Якубинская. Вдобавок распад СССР обусловил новый виток интереса к русским эмигрантам, покинувшим страну после Октябрьской революции. Поэтому присуждение имени Рахманинова было своего рода возвращением к истокам, к русскому академизму – логичным и своевременным. С тех пор рахманиновский образ объединяет весь наш коллектив – и преподавателей, и студентов, к примеру стало доброй волей отмечать день рождения композитора торжественным концертом, который фактически стал дублем Дня музыки. Еще одна традиция: в день официального присвоения колледжу великого имени проводить праздник «День колледжа». Каждые два года мы организуем игру «Что, где, когда?», посвященную изучению творчества Рахманинова. После поездки в 2013 году в Ивановку, имение Сергея Васильевича, наш, пока еще небольшой, кабинет композитора понемногу стал пополняться новыми экспонатами, и мы надеемся, что со временем он преобразуется в полноценный музей.
– …Кстати, скоро должен состояться V межотделенческий конкурс «С любовью к С.В. Рахманинову»
– Не совсем так. Традиционно он, действительно, проходит раз в два года в ноябре, но первый юбилейный конкурс решено перенести на будущую весну, чтобы участникам дать на подготовку больше времени.
– Вы проводите и литературные конкурсы. Что, на ваш взгляд, роднит музыкантов со словесностью?
– Когда эта идея возникла, мы даже и не предполагали, что ребята
отнесутся к ней с таким интересом, хотя и раньше знали, что наши студенты прекрасно писали, например, комментарии к исполняемым произведениям, а многие из них даже участвовали в конкурсах «на стороне», оказываясь в числе победителей. Что касается взаимосвязи, то, во-первых, музыка и литература встречаются через тексты опер и песенного творчества, во-вторых, в таких крупных формах, как классические хоры и оратории. Наши студенты много читают, любят поэзию, прекрасно декламируют. И мы решили, что было бы хорошо обзавестись собственным литературным конкурсом. Он состоялся, и работы победивших в нем студентов опубликовал журнал «Балтика». Этот конкурс, несомненно, помогает выпускникам при поступлении в серьезные профильные вузы, в которых во время экзаменов учитывается не только уровень владения инструментом, но и общего развития абитуриентов. Достаточно сказать, что почти 70% выпускников поступают в Московскую, Санкт-Петербургскую и Петрозаводскую консерватории, другие известные вузы. Министерства образования и культуры регулярно запрашивают у нас сведения о трудоустройстве выпускников. Связь с бывшими студентами у колледжа не прерывается, потому как мы и сами заинтересованы в мотивации студентов, отслеживаем, куда поступают ребята и где работают.
– А если попробовать заглянуть в будущее самого колледжа?
– Впереди у нас юбилейные торжества. Они будут проходить в новом концертном зале колледжа 8 ноября. Планы касаются в первую очередь авторских методик старейших педагогов, которые давно доказали свою эффективность. Колледж воспитал в своих стенах плеяду талантливых педагогов и музыкантов, но до сих пор их опыт и знания не зафиксированы. Сейчас очень важно их издать. Нельзя, чтобы все это пропало. В городе Советске Калининградской области до недавнего времени существовал колледж культуры и искусства. И вот по неизвестным причинам его реорганизовали, присоединив к нашему учреждению. Таким образом, мы в нашем регионе остались чуть ли не единственным связанным с искусством и культурой учебным заведением. И, на мой взгляд, в таких условиях вполне естественным представляется открытие отделений не только музыкальной направленности.
Поделиться: