Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2006
ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

С 22 по 25 ноября в московской ДМШ № 86 проходил X Открытый фестиваль полифонической музыки. Учащиеся музыкальных школ играли полифонические произведения композиторов от эпохи барокко до наших дней. После завершения фестиваля с его художественным руководителем, методистом управления культуры ЗАО г.Москвы, заведующей фортепианным отделом ДМШ № 86 Мариной Кузнецовой побеседовала наш корреспондент.

- Марина Леонидовна, как родилась идея фестиваля?

- Идея проведения единственного в своем роде полифонического фестиваля в Москве родилась в ДМШ № 45, где уже много лет работает замечательный педагог, заслуженный работник культуры РФ Шлыкова Марина Сергеевна. Она и придумала этот фестиваль десять лет назад. Потом по каким-то причинам их школа отказалась проводить фестиваль, и мы «подхватили» эстафету: вот уже последние пять-шесть лет фестиваль проходит в нашей ДМШ № 86. Сначала он был окружным, и в нем участвовали ребята только Западного округа Москвы, но уже последние два года он носит статус «открытого». По сути - он городской, в нем участвуют ребята со всей Москвы. Главный плюс фестиваля – его полифоническая программа «завязана» с учебным процессом. Как раз в этот период (ноябрь – декабрь) в музыкальных школах проходят зачеты, на которых надо сдавать полифонию и этюд. Так что кто-то готовится к фестивалю, кто-то ограничивается рамками зачета, но полифонию играют все дети.

Проводить фестиваль – дело трудоемкое. В этом году было подано 70 заявок - многовато для скромной фестивальной базы: камерного зала небольшой школы. Но администрация школы - директор Надежда Валентиновна Бондарева и завуч Ирина Николаевна Сабулиева - с любовью относятся к нашему фестивалю, помогают и всячески поддерживают наши начинания.

- Расскажите о жюри фестиваля.

- Вот уже три года председатель нашего жюри - заслуженный учитель РФ Ракова Татьяна Николаевна. Также в жюри входят заслуженный работник культуры РФ Шлыкова Марина Сергеевна и два методиста Западного округа управления культуры города Москвы – Федоркова Наталья Львовна и я. У нас самый большой округ в Москве – 16 музыкальных школ.

Мы много лет работаем вместе и хорошо понимаем друг друга.

- В рамках фестиваля проходит смотр методических работ, организуются мастер-классы.

- К сожалению, в этом году смотр методических работ мы не проводили. У нас было две работы, но они оказались не совсем готовы, методическую работу ведь быстро не напишешь. Поэтому мы ограничились мастер-классом, который блестяще провела Татьяна Николаевна Ракова. Во время фестивальных прослушиваний она отобрала для показательных занятий трех старшеклассников: Кинжалову Риту из ДМШ № 17 и двух моих учениц - Векилову Машу и Хрусталеву Веронику. Татьяна Николаевна много лет работала в музыкальной школе Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (ныне преподает в колледже), она очень хорошо чувствует и понимает детей. У нее огромный педагогический опыт и высочайшая музыкальная культура. Говоря по Станиславскому, она всегда ищет «зерно» в игре ученика, умеет разглядеть то, что на первый взгляд не видно. За годы существования полифонического фестиваля Татьяна Николаевна «выявила» много интересных детей.

- Как показали себя на фестивале музыкальные школы?

- Бывают неожиданности. Часто та школа, на которую рассчитываешь, вдруг в этом году не показывает никаких результатов и наоборот. В этом году хорошо показала себя ДМШ № 17. Впервые участвовали в нашем фестивале ребята из ДМШ им. А.Б. Гольденвейзера и понравились жюри. Традиционно сильные дети из ДМШ им. Гнесиных – эта школа всегда дает очень хороших детей. Но не надо забывать, что это городская школа, а не обычная районная. Сейчас ведь какая ситуация в некоторых московских школах? Не идут дети, нет нагрузки у педагогов, берут всех подряд, без конкурса…

- Как жюри отмечает понравившихся детей?

- У нас ведь не конкурс, а фестиваль, поэтому места мы не даем. Мы отбираем детей на заключительный концерт. В прошлом году у нас был только один заключительный концерт из 25 номеров (к сожалению, мы не смогли тогда взять всех хороших детей). В этом году решили провести два заключительных концерта. Пусть как можно больше детей поиграют!

- Почему на фестивале большинство детей играют полифонию эпохи барокко?

- Это совершенно не связано с положением о фестивале. Его девиз – «Полифония всех времен и народов», и нет никаких ограничений в программе. Например, несколько лет назад был юбилейный для Родиона Щедрина год, и многие дети играли его произведения. В этом году звучали сочинения Мясковского, Кабалевского, Хиндемита. Конечно, педагогам доставляет удовольствие работать с музыкой эпохи барокко. Мы сами воспитаны на музыке Баха и Генделя. Что касается современной полифонии, то к ее изучению ребенок должен быть подготовлен: ее структура, ее гармонический план необычны, требуют особого подхода. Часто педагоги сами не владеют современной полифонией, ведь у нас очень много педагогов со средним образованием, которые никогда не сталкивались с этим материалом.

- Детям сложно играть полифоническую музыку – она требует известного интеллектуализма: исполняя ее, надо думать, на что способен не всякий ребенок. Как вы в своем классе решаете эту проблему?

- Понимание полифонии приходит к детям не сразу, хотя это то, с чем ребенок знакомится прежде всего - как только педагог поставит ему руки на пальчики. Полифонические формы очень трудны. Все идет параллельно: педагог заставляет ребенка мыслить, знакомит его с логикой музыкального развития. Встречаются дети с так называемой «трудной памятью», их очень много. Связано это только с тем, что с малолетства этих детей не приучили к логике. Я считаю, что ребенок должен окончить музыкальную школу, прежде всего, человеком, способным логически мыслить.

Современные дети очень сильные, они все решают сами, и родители, можно сказать, для них не пример: заставить ребенка заниматься музыкой – именно заставить - практически невозможно. Но если он сам бежит в музыкальную школу, значит, у него есть явное желание заниматься. И этот интерес необходимо всячески поддерживать.

По-видимому, я своей работой этот интерес у детей вызываю. Ко мне в класс «выстраивается очередь». Так как я, к сожалению, всех взять не могу, дети, а точнее - их родители терпеливо ждут, когда освободится место: кто-то окончит школу, кто-то переедет в другой район. У меня практически профессиональный класс, 70 процентов моих учеников поступают в музыкальные училища.

Я считаю, что педагог должен быть очень увлечен своей работой: если он любит свою работу, если процесс обучения доставляет ему радость, то и ученик будет увлечен, занятия музыкой станут источником радости. Ведь часто как бывает? Слушаешь одного ученика и не можешь дождаться, когда он закончит играть. А слушаешь другого – и не можешь оторваться. Отчего так бывает? Если ребенок увлечен, он ведет слушателя за собой, заставляет воспринимать музыку так, как он хочет.

- Откройте секрет: что нужно делать, чтобы ребенок был так увлечен музыкой?

- Мой «секрет» – это обыкновенный каждодневный труд! Мои ученики часто выступают, часто выходят на эстраду. Так уж сложилось, что мне нередко звонят и просят, чтобы мои воспитанники выступили то на окружных, то на городских мероприятиях. Я никогда не отказываюсь, ведь для ребят это хорошая сценическая практика. К сожалению, у способных детей иногда проявляются признаки тщеславия. Но я учу всех своих учеников: «Не ждите славы, и тогда слава найдет вас сама в тот момент, когда вы меньше всего будете об этом думать». Таков принцип работы в моем классе – как только ученик начнет увлеченно заниматься и обо всем забудет, так сразу же и начнется его «звездный путь».

- На вашем фестивале очень хорошая добрая атмосфера.

- Это потому, что основа отношений в нашей школе – доброжелательность!

Поделиться:

Наверх