С 22 по 25 ноября в московской ДМШ № 86 проходил X Открытый фестиваль полифонической музыки. Учащиеся музыкальных школ играли полифонические произведения композиторов от эпохи барокко до наших дней. После завершения фестиваля с его художественным руководителем, методистом управления культуры ЗАО г.Москвы, заведующей фортепианным отделом ДМШ № 86 Мариной Кузнецовой побеседовала наш корреспондент.
- Марина Леонидовна, как родилась идея фестиваля?
- Идея проведения единственного в своем роде полифонического фестиваля в Москве родилась в ДМШ № 45, где уже много лет работает замечательный педагог, заслуженный работник культуры РФ Шлыкова Марина Сергеевна. Она и придумала этот фестиваль десять лет назад. Потом по каким-то причинам их школа отказалась проводить фестиваль, и мы «подхватили» эстафету: вот уже последние пять-шесть лет фестиваль проходит в нашей ДМШ № 86. Сначала он был окружным, и в нем участвовали ребята только Западного округа Москвы, но уже последние два года он носит статус «открытого». По сути - он городской, в нем участвуют ребята со всей Москвы. Главный плюс фестиваля – его полифоническая программа «завязана» с учебным процессом. Как раз в этот период (ноябрь – декабрь) в музыкальных школах проходят зачеты, на которых надо сдавать полифонию и этюд. Так что кто-то готовится к фестивалю, кто-то ограничивается рамками зачета, но полифонию играют все дети.
Проводить фестиваль – дело трудоемкое. В этом году было подано 70 заявок - многовато для скромной фестивальной базы: камерного зала небольшой школы. Но администрация школы - директор Надежда Валентиновна Бондарева и завуч Ирина Николаевна Сабулиева - с любовью относятся к нашему фестивалю, помогают и всячески поддерживают наши начинания.
- Расскажите о жюри фестиваля.
- Вот уже три года председатель нашего жюри - заслуженный учитель РФ Ракова Татьяна Николаевна. Также в жюри входят
Мы много лет работаем вместе и хорошо понимаем друг друга.
- В рамках фестиваля проходит смотр методических работ, организуются мастер-классы.
- К сожалению, в этом году смотр методических работ мы не проводили. У нас было две работы, но они оказались не совсем готовы, методическую работу ведь быстро не напишешь. Поэтому мы ограничились мастер-классом, который блестяще провела Татьяна Николаевна Ракова. Во время фестивальных прослушиваний она отобрала для показательных занятий трех старшеклассников: Кинжалову Риту из ДМШ № 17 и двух моих учениц - Векилову Машу и Хрусталеву Веронику. Татьяна Николаевна много лет работала в музыкальной школе Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (ныне преподает в колледже), она очень хорошо чувствует и понимает детей. У нее огромный педагогический опыт и высочайшая музыкальная культура. Говоря по Станиславскому, она всегда ищет «зерно» в игре ученика, умеет разглядеть то, что на первый взгляд не видно. За годы существования полифонического фестиваля Татьяна Николаевна «выявила» много интересных детей.
- Как показали себя на фестивале музыкальные школы?
- Бывают неожиданности. Часто
- Как жюри отмечает понравившихся детей?
- У нас ведь не конкурс, а фестиваль, поэтому места мы не даем. Мы отбираем детей на заключительный концерт. В прошлом году у нас был только один заключительный концерт из 25 номеров (к сожалению, мы не смогли тогда взять всех хороших детей). В этом году решили провести два заключительных концерта. Пусть как можно больше детей поиграют!
- Почему на фестивале большинство детей играют полифонию эпохи барокко?
- Это совершенно не связано с положением о фестивале. Его девиз – «Полифония всех времен и народов», и нет никаких ограничений в программе. Например, несколько лет назад был юбилейный для Родиона Щедрина год, и многие дети играли его произведения. В этом году звучали сочинения Мясковского, Кабалевского, Хиндемита. Конечно, педагогам доставляет удовольствие работать с музыкой эпохи барокко. Мы сами воспитаны на музыке Баха и Генделя. Что касается современной полифонии, то к ее изучению ребенок должен быть подготовлен: ее структура, ее гармонический план необычны, требуют особого подхода. Часто педагоги сами не владеют современной полифонией, ведь у нас очень много педагогов со средним образованием, которые никогда не сталкивались с этим материалом.
- Детям сложно играть полифоническую музыку – она требует известного интеллектуализма: исполняя ее, надо думать, на что способен не всякий ребенок. Как вы в своем классе решаете эту проблему?
- Понимание полифонии приходит к детям не сразу, хотя это то, с чем ребенок знакомится прежде всего - как только педагог поставит ему руки на пальчики. Полифонические формы очень трудны. Все идет параллельно: педагог заставляет ребенка мыслить, знакомит его с логикой музыкального развития. Встречаются дети с так называемой «трудной памятью», их очень много. Связано это только с тем, что с малолетства этих детей не приучили к логике. Я считаю, что ребенок должен окончить музыкальную школу, прежде всего, человеком, способным логически мыслить.
Современные дети очень сильные, они все решают сами, и родители, можно сказать, для них не пример: заставить ребенка заниматься музыкой – именно заставить - практически невозможно. Но если он сам бежит в музыкальную школу, значит, у него есть явное желание заниматься. И этот интерес необходимо всячески поддерживать.
По-видимому, я своей работой этот интерес у детей вызываю. Ко мне в класс «выстраивается очередь». Так как я, к сожалению, всех взять не могу, дети, а точнее - их родители терпеливо ждут, когда освободится место: кто-то окончит школу, кто-то переедет в другой район. У меня практически профессиональный класс, 70 процентов моих учеников поступают в музыкальные училища.
Я считаю, что педагог должен быть очень увлечен своей работой: если он любит свою работу, если процесс обучения доставляет ему радость, то и ученик будет увлечен, занятия музыкой станут источником радости. Ведь часто как бывает? Слушаешь одного ученика и не можешь дождаться, когда он закончит играть. А слушаешь другого – и не можешь оторваться. Отчего так бывает? Если ребенок увлечен, он ведет слушателя за собой, заставляет воспринимать музыку так, как он хочет.
- Откройте секрет: что нужно делать, чтобы ребенок был так увлечен музыкой?
- Мой «секрет» – это
- На вашем фестивале очень хорошая добрая атмосфера.
- Это потому, что основа отношений в нашей школе –
Поделиться: