АРХИВ
31.08.2017
АНШЛАГИ И ЗАПРЕТЫ
200 концертов и спектаклей стали основой избранных московских впечатлений автора обзора прошедшего сезона – Натальи Зимяниной

ЮБИЛЕИ. НЕ ТОЛЬКО ФАНФАРЫ

Год Шостаковича (110-летие) завершился в день его рождения, 25 сентября в Большом зале консерватории. Главный дирижер БСО Владимир Федосеев назвал своей целью в исполнении Десятой симфонии «выражение скорби по доброте». В фойе БЗК торжественно открыли бюст Шостаковича, но гораздо большим сходством с композитором привлекли к себе внимание его дочь Галина и внук Дмитрий Максимович с 13-летним сыном Митей.

Ближе к концу года на ярмарке «Нон-фикшн» Джулиан Барнс представил свою книгу о Шостаковиче «Шум времени». На встречи с писателем невозможно было протиснуться. Оказалось, вполне грамотные люди до сих пор ничего путного о Шостаковиче не знали.

Год Прокофьева (125-летие) достойно завершился в декабре открытием великолепного памятника в Камергерском переулке напротив дома № 6, где жил Прокофьев, а также обновлением экспозиции его музея-квартиры – от очков и метронома до аккуратного эскиза Десятой сонаты (1 ½ страницы), от Библии (Прокофьев принадлежал к секте «Крисчен Сайенс») и игральных карт до роскошного фрака.

Под Новый год феноменально, почти зримо прозвучала в БЗК музыка к его балету «Золушка» в исполнении пермского оркестра MusicAeterna п/у Теодора Курентзиса.

На 100-летии Эмиля Гилельса в БЗК при аншлаге малоудачно выступил Московский симфонический оркестр п/у Павла Когана с поверхностным Дмитрием Маслеевым в качестве солиста. В фойе открыли еще один плохо опознаваемый бюст, поставив его между Коганом и Чайковским.

135-летие Стравинского Музей им. Глинки отметил симпатичной выставкой. В витринах было много семейных реликвий: гимназический аттестат Игоря Стравинского (оценки почти сплошь «4» и «3»); украинский ночной пейзаж маслом, написанный им в 1900 г.; серебряные столовые приборы с анаграммой «АХ» – Анны Холодовской, его матери. Запомнилось из письма по поводу хореографа Фокина: «Гениальности надо, а не habilite» (умение. – фр.).

Эдуард Артемьев 80-летие ничем не отмечал, но был усыпан премиями: Государственной, им. Шостаковича, Фестиваля им. Тарковского, «Золотой маской». И даже испытал своеобразный всенародный триумф в парке Горького, где его музыку исполнял Оркестр кинематографии п/у Сергея Скрипки.

ПИАНИСТЫ. ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

Из более полусотни концертов в памяти осталось немного. Недооцененная у нас Ольга Козлова выступила в Музее им. Глинки. Дуэтом сыграли в БЗК любимые ученики Рены Шерешевской – Люка Дебарг и Реми Женье. Лучшими из лучших показались осенний Вадим Холоденко в Малом зале консерватории и весенний Даниил Трифонов с долгожданным сольным концертом в БЗК, который, судя по публике, можно считать еще и статусным.

Первый феноменально освежил «24 прелюдии и фуги» Шостаковича. На «Гробнице Куперена» Равеля в зале вырубился свет, но Холоденко продолжил играть при свете мобильников. Трифонов впечатляюще прошелся по биографии Шумана – от «Детских сцен» до «Крейслерианы». Однако лучшим номером стал снова Шостакович, умно выстроенный по тональностям (№№ 4, 7, 2, 5, 24). На бис пианист добавил неизвестные нам «Вариации на тему Шопена» (Прелюдию № 7) Фредерико Момпоу.

Концертный зал ССМШ им. Гнесиных на Знаменке наращивает свою неформальную популярность. Огромный интерес вызвал абонемент «Игра без правил», в котором приняли участие Андрей Коробейников, Константин Лифшиц, Эдуард Кунц и Люка Дебарг (программа – карт-бланш). С каждым после выступления беседовал на сцене директор школы Михаил Хохлов – «словесные дуэли» подтвердили неординарность пианистов.

ФЕСТИВАЛИ. ОГЛУШИТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ

Неожиданно свалившийся осенью на москвичей минкультовский фестиваль «Видеть оперу» позволил, наконец, оживить гастрольную афишу. 11 театров из разных регионов в обход каких бы то ни было экспертных советов показали спектакли, определяющие, как они сами считают, их лицо. Залы были полны.

Филармонический фестиваль «Другое пространство» впервые приобрел широкий программный охват. Дирижер-просветитель Владимир Юровский включил в программу не звучавшие у нас Симфонию Лучано Берио (1968), «Псалмы» Стива Райха (1981), ораторию «Младенец Христос» (El Niño) Джона Адамса (2000); оперу «Индекс металлов» Фаусто Ромителли и т.д.; три оркестра исполнили «Группы» Карлхайнца Штокхаузена.

Фестиваль «Золотая маска» показал в Москве более 30 (!) лучших российских музыкальных спектаклей, бурно обсуждавшихся не только жюри во главе с Сергеем Стадлером, но и зрителями.

Международный театральный фестиваль им. Чехова отметил свое 25-летие каскадом зарубежных постановок, большей частью наполненных музыкой. Он открылся знаменитой «Волшебной флейтой» берлинской «Комише-опер», сразившей москвичей качеством исполнения и остроумной анимацией. Режиссер Владимир Панков в спектакле «Демон» сплавил поэму Лермонтова с его же «Героем нашего времени», заняв киргизских артистов: музыка (Артем Ким, Сергей Родюков) возникала то слева (скрипка и виолончели), то справа (смычковый кыл кыяк и эпический певец-манасчи). Завершил фестиваль спектакль Анатолия Васильева «Старик и море» (по Хемингуэю), где прозвучала написанная к нему музыка Владимира Мартынова – с той огромной целенаправленной силой, на которую способен только ансамбль Татьяны Гринденко Opus Posth.

Непревзойденным остается Фестиваль Ростроповича в БЗК – только он может позволить себе приглашение крупных оркестров. На открытии выступил главный оркестр Петербургской филармонии во главе с Юрием Темиркановым, редчайшим в Москве гостем. Участвовали также японская «Йокогама симфониетта» с филармоническим хором и – главное – Национальный симфонический оркестр США, которым Мстислав Ростропович руководил более 17 лет (дирижер – Кристоф Эшенбах).

КОМПОЗИТОРЫ. ИЗ-ПОД ГЛЫБ И ВОКРУГ СОЛНЦА

Одно композиторское имя в прошедшем сезоне затмило даже официальных юбиляров – Мечислав Вайнберг. Помимо ряда премьерных исполнений ему посвятили обширную международную конференцию. На нее прибыла польская писательница Зофья Посмыш – автор повести «Пассажирка», по которой Вайнберг написал свою знаменитую оперу об узницах Освенцима. В этом сезоне ее поставили Екатеринбургский театр оперы и балета и столичная «Новая опера». Большой театр отметился премьерой «Идиота» (по Достоевскому) с молодым тенором Богданом Волковым в партии Мышкина. К 100-летию со дня рождения Вайнберга в 2019 году обещан монографический фестиваль.

В прошедшем сезоне блистал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. На Малой сцене показал оперу «Ариадна» Богуслава Мартину (и анонсировал «Енуфу» Леоша Яначека на новый сезон), обживал как концертную площадку большое фойе, превращенное в «Зал Моцарта», – там прошел концерт из сочинений Льва Термена, Всеволода Задерацкого (старшего) и Иосифа Шиллингера, композиторов оригинальной одаренности, замалчиваемых в советское время. Театр инициировал проект «КоOPERAция» – лабораторию композиторов и драматургов: на «выходе» следует ожидать восемь 14-минутных опер…

В начале сезона Владимир Юровский провел с ГАСО премьеру одночастной симфонии Александра Вустина Sine nomine; огромной трудности Вторую сонату Кароля Шимановского вновь открыл москвичам (вслед за Рихтером!) Люка Дебарг; Дмитрий Шишкин, один из лучших участников последнего Шопеновского конкурса, представил Концерт Иоганна Гуммеля (с РНО п/у Михаила Плетнева). И еще одно запоздалое открытие – Жан-Филипп Рамо в уникальном исполнении MusicAeterna, вдохновляемой Т. Курентзисом (март, БЗК). Многие слушатели потом называли этот концерт «лучшим в своей жизни». Вспоминается, как столичные оркестры, где Курентзис когда-то пробовал работать, встречали его ленивыми ироничными усмешками. Ну а поклонники с большим нетерпением ждут запланированного на начало зимы приезда MusicAeterna с Седьмой симфонией Шостаковича.

В июле Электротеатр «Станиславский» запустил очередную новую площадку премьерой проекта скрипачки Елены Ревич «Галилео. Опера для скрипки и ученого». Пять частей «Оперы» написали Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин и Павел Карманов; оркестром Questa Musica дирижировал Филипп Чижевский.

Илья Демуцкий, отмеченный «Золотой маской – 2016» как лучший композитор за балет Большого театра «Герой нашего времени», осенью представил свои довольно скромные сочинения на авторском концерте в Камерном зале филармонии. Однако его музыка к балету «Нуреев», перенесенному в том же Большом на декабрь, наверняка впечатлит: она разлетелась по интернету вместе с множеством заснятых фрагментов самого скандально-запретного спектакля этого сезона.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ. ТРИ СТУПЕНИ ПЬЕДЕСТАЛА 

Помимо упомянутых столичных спектаклей потрясли пронзительный «Билли Бад» Бенджамина Бриттена и, напротив, провальная «Снегурочка» в Большом театре; наконец-то дебютировала на его сцене Анна Нетребко, показавшая себя в «Манон Леско» Пуччини не только великой певицей, но и глубокой актрисой.

«Геликон-опера» отличилась интересной версией «Турандот» (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Владимир Федосеев) и мировой премьерой оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке Кирилла Серебренникова, что в разгар скандала вокруг него как лидера «Гоголь-центра» обеспечило аншлаг в зале (дирижер Феликс Коробов).

В глазах настроенной против «режоперы» общественности глава Вахтанговского театра Римас Туминас окончательно утвердился и как мастер музыкальных спектаклей, изобретательно поставив в МАМТе ораторию Стравинского «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, а одна из самых ожидаемых премьер наступающего сезона – его «Пиковая дама» в Большом театре.

На фото автор

Фото Ирины Шымчак

Поделиться:

Наверх