АРХИВ
28.02.2013
«ДИАЛОГИ С ПОКРОВСКИМ»: ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ

Проект Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского «Диалоги с Покровским» задумывался как внерепертуарное мероприятие, однако по просьбам зрителей театр решил сыграть эту юбилейную постановку и на закрытии фестиваля.

Фестиваль «Год Покровского» (23.01.2012 – 23.01.2013) – поистине беспрецедентная долгосрочная инициатива. Год назад, в 100-летний юбилей Б.Покровского и в 40-летний юбилей основания его труппы, побывать на этом спектакле-приношении мне, к сожалению, не довелось, ведь, как и положено уютному семейному торжеству, практически все места на нем были зарезервированы для работников театра. Аккредитованных журналистов было совсем немного, но, несмотря на это, резонанс спектакля-приношения оказался необычайно высоким, поэтому вторичной возможностью увидеть его в 101-й день рождения основателя коллектива я, конечно же, воспользоваться с немалым энтузиазмом. И вот я снова спешу на Никольскую улицу, привычно занимаю место в необычном зале-трансформере Камерного музыкального театра и вижу, что на этот раз его сценическое пространство решено так, будто мы пришли на знаменитое «Ростовское действо» митрополита Дмитрия Ростовского, – уникальную, не имеющую аналогов в мире, постановку Б.Покровского.

Посредине зала от сцены до зрительской ложи на другом его конце (она также предназначена для нужд спектакля) тянется помост, сколоченный из грубой древесины, так что основная часть зрителей длинными рядами рассажена по обе стороны вдоль него, а существенно меньшая на некотором возвышении со стороны ложи обращена к сцене. Три объединенных в одно визуальных пространства (сцена, помост, ложа), а также изолированная верхняя галерея-балкон становятся равноправными сферами обитания. Постепенно включаясь в атмосферу юбилейного действа, начинаешь понимать, что костюмированное гала-представление «Диалоги с Покровским», выстроенное по принципу нон-стоп и продолжавшееся около двух часов без перерыва, представляет собой захватывающую, неожиданно скомпонованную и, конечно же, проникнутую ощущением праздника феерию фрагментов постановок выдающегося режиссера.

Ее связующим стержнем являются живое слово Сергея Юрского, выступающего рассказчиком и чтецом отрывков из книг создателя этих постановок, а также кадры кинохроники на экране, запечатлевшие образ Б.Покровского и донесшие до нас терпкие, а порой и эмоционально резкие интонации его голоса. В них заключен весь трепет, все преклонение мастера перед великим искусством оперы, которому он отдал всю свою долгую и творчески яркую жизнь. По его глубокому убеждению именно опера призвана менять мир к лучшему, а зрителей делать духовно обогащенными личностями. Но одновременно в словах Покровского проступает и вся боль художника, все неравнодушие к тем деструктивным процессам в мировой опере, самое начало которых он успел застать и которые сегодня стали подлинным бичом музыкального театра. В наше время процветающего дилетантизма огромное число новомодных оперных режиссеров разучилось идти дорогой здравого смысла, элементарно читать партитуры и отталкиваться в своих решениях от музыки и сюжета. И лишь считанные островки в этой профессии являются оплотами здравомыслия, поэтому вселенная музыкального театра, оставленная нам в наследство Б.Покровским, – одна из значительных вех оперной режиссуры XX века.

Мысли Б.Покровского об оперном театре актуальны и по сей день, они – тот кладезь мудрости и истинного профессионализма, которые с самого момента основания были заложены в выпестованное им детище, – Камерный музыкальный театр. И по сей день, когда Б.Покровского вот уже четвертый сезон нет с его театром, этот маленький, да удаленький коллектив остается пусть весьма дружной семьей подлинных единомышленников, свято хранящей завет Покровского. И слово «диалоги», появляющееся в названии обсуждаемой постановки, вовсе не кажется надуманным. Череда разворачивающихся перед взором зрителя реконструированных фрагментов спектаклей мастера – это действительно сакральный диалог театра со своим основателем, диалог сквозь измерение жизни и времени, ибо патриархи не уходят, а навсегда остаются в памяти поколений. И я нисколько не преувеличиваю, ибо Б.Покровского с полным правом назвали патриархом отечественной оперной режиссуры.

В этот вечер в фойе театра нельзя было приобрести традиционных программок, в которых галочками обычно отмечают участников конкретного спектакля. В юбилейном приношении фактически было два главных участника: вся труппа театра (включая артистов-певцов, оркестр и дирижера) и «кооптированный» участник С.Юрский. Каждый справился со своими задачами блестяще! Фигура С.Юрского возникла неспроста. В свое время Б.Покровский, присутствуя на концерте актера, был поражен тем, как один человек мог держать в оцепенении целый зрительный зал. Со своей стороны, С.Юрский был завсегдатаем Камерного театра еще в знаменитом подвале на «Соколе», где труппа до переезда на Никольскую (в последние годы жизни Покровского) получила свою первую прописку. Так возникла дружба двух художников, и юбилейная постановка совершенно парадоксально убеждает в том, что их творческое содружество, вопреки всем законам земного бытия, продолжается и сегодня.

На пресс-конференции, посвященной завершению фестиваля «Год Покровского», главный режиссер театра Михаил Кисляров, возглавивший постановочную группу спектакля «Диалоги с Покровским», заметил, что его нынешняя версия несколько отличается от показанной год назад, ибо это приношение – не застывшая форма, а работа, постоянно обогащаемая новыми идеями. Однако будет ли театр возвращаться к ней снова и снова, покажет сама жизнь, хотя лично мне представляется вполне оправданным, что взятое за основу приношение Б.Покровскому, в котором постоянно будет культивироваться элемент вариативности, могло бы стать традиционным и появляться в афише театра раз в год в дни рождения мастера. Кажется и вполне оптимальным количество спектаклей этого года – два. С одной стороны, конечно, надо стремиться к тому, чтобы эту работу увидело как можно больше зрителей. Но с другой, мы имеем дело с тем несомненно удавшимся образцом жанра приношения, который ни в коем случае нельзя заигрывать. Если для обычного репертуарного спектакля его частое появление в афише лишь на пользу спектаклю, артистам и зрителю, то в случае с юбилейным мероприятием как раз все наоборот: они ценны и дороги именно в связке со временем своего показа. Как говорится, дорого яичко к Христову дню…

На этот раз в «покровской» команде режиссера-постановщика (а также балетмейстера) М.Кислярова – музыкальный руководитель и дирижер спектакля Владимир Агронский (главный дирижер театра), художники-постановщики Виктор Вольский и Юлия Акс, хормейстер Алексей Верещагин, балетмейстер Лилия Таланкина и художник по свету Владимир Ивакин. На торжественном закрытии фестиваля «Год Покровского» в качестве сюжетных наполнителей театрализованного представления – помимо сцен из «Ростовского действа» – предстали фрагменты из таких постановок Б.Покровского, как «Не только любовь» Щедрина, «Похождения повесы» Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Плащ» Пуччини, «Нос» Шостаковича и «Жизнь с идиотом» Шнитке.

Конечно, реконструированный фрагмент оперной постановки не позволяет составить о ней цельного представления, но фирменный режиссерский стиль Б.Покровского, воплощение завещанных им законов правды и традиций убедительной реалистичности, ощущается в нем вполне отчетливо. Вообще, я бы не побоялся назвать этот юбилейный спектакль таким, кажущимся на первый взгляд легковесным, словом, как капустник. Но этот капустник выступает необычайно интеллектуальным театральным продуктом, пристально сосредоточенным на феномене Б.Покровского. Серьезность и ирония этого приношения переплетены воедино, и мы увидели разнопланового мастера. С одной стороны, современно чувствующего и из глубин музыки постигающего классическое наследие, с другой – невероятно деликатного в работе с наиболее провокационным из перечисленных сюжетно-музыкальных материалов, каким предстает опера «Жизнь с идиотом» А.Шнитке на либретто В.Ерофеева. Именно в ощущении разноплановости режиссуры Б.Покровского при неизменном следовании его твердым художественным убеждениям и заключено главное – оптимистическое, яркое впечатление от постановки.

В заключение необходимо «приобщить к делу» тот факт, что масштабный фестиваль «Год Покровского» вырос из фестиваля его спектаклей, идея которого возникла в театре сразу же после ухода его руководителя из жизни. Первые два фестиваля, включившие в свою программу по пять оригинальных постановок Б.Покровского – в том числе и возобновления на тот момент давно не шедших спектаклей, – состоялись в 2010 и 2011 годах. Но в афише завершившегося фестиваля наряду с наследием основателя театра, конечно же, присутствовали и другие работы. Был представлен ряд премьер – например, три произведения В.Кобекина: вечер одноактных опер «Каприччио в черном и белом» («Шут и король» и «Счастливый принц») и мировая премьера оперы «Холстомер». В число премьер вошли также опера-поэма В.Рубина «Альбом Алисы» и еще одна мировая премьера – опера-фантасмагория А.Чайковского «Альтист Данилов».

Несомненно, фестивальную афишу украсила и российская премьера оперы «Идоменей» Моцарта в редакции Р.Штрауса (премьера первой половины сезона 2011/2012). Эта работа оказалась очень важной для коллектива, ведь место за дирижерским пультом спектакля занял Геннадий Рождественский, который вместе с Б.Покровским стоял у истоков этого театра и осуществил музыкальное руководство легендарной теперь уже постановкой «Носа» Шостаковича. Отрадно, что в нынешнем сезоне Г.Рождественский вернулся в свой театр, заняв пост его музыкального руководителя. И пусть фестиваль «Год Покровского» завершен – театр Покровского продолжается!

Поделиться:

Наверх