Самому русскому композитору
В Концертном зале «Зарядье» Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского отдала дань главному юбиляру 2024 года

180-летие Римского-Корсакова отмечается с размахом. По случаю юбилея два главных театра страны проводят целый фестиваль: Мариинка показала в Большом три своих спектакля («Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Сказание о невидимом граде Китеже») – Большой свозил в Петербург «Царскую невесту»; кроме того, текущие спектакли обоих театров объединены в фестивальные показы. У Мариинского таковых гораздо больше – из 15 опер Римского-Корсакова в репертуаре сегодня 12; у Большого только три, причем «Садко», памятного трагическим происшествием на одном из показов (когда погиб актер миманса из-за проблем с эксплуатацией декораций), вернули в активный прокат только благодаря юбилейному фестивалю, а до того он долго пребывал в репертуаре лишь формально. Мариинка также дала «Царскую» на родине композитора в Тихвине. В Новосибирске в январе поставили «Сказку о царе Салтане», в Московской филармонии в марте провели грандиозный оперный гала-концерт из сочинений юбиляра.

Не отстает и Валерий Полянский со своей капеллой – в «Зарядье» коллектив представил не менее внушительную программу, отойдя от сугубо вокальной стези композитора. Капелла Полянского вполне могла бы представить цикл концертных исполнений опер – в ее репертуаре в разные годы были «Царская невеста», «Ночь перед Рождеством», «Боярыня Вера Шелога», «Кащей бессмертный» и др. Но Валерий Кузьмич решил напомнить о том, что Римский-Корсаков славен не только оперными полотнами.

Без оперы, правда, не обошлись – в первом отделении концерта прозвучал как раз «Кащей». Строгий концертный формат дополнили живописными видеопроекциями на экране, там же шли и титры с текстом – приятная, но не обязательная деталь, поскольку дикция почти всех солистов была четкой. Вообще вокальный состав отличался ровностью и достойным качеством. Большим сюрпризом стало выступление Екатерины Чудотворовой в партии Царевны. Солистка Московского театра оперетты с 2007 года уже не первый раз исполняет в проектах Полянского оперные партии и каждый раз делает это высокохудожественно. Она прекрасно справилась с высокой тесситурой партии, которую обычно поют легкие сопрано: плотный и яркий голос Чудотворовой придал нежной героине решительные черты и вывел ее на первый план во всех ансамблях – достаточно сложных, с явным отпечатком модернизма. Великолепным Кащеем выступил Максим Сажин – его пронзительный характерный тенор идеален для этой партии-роли, олицетворяющей вселенское зло: яркие верхние ноты, едкие, то вкрадчивые, то злобные интонации плюс артистизм театрального размаха. Для контральто Евгении Сегенюк партия Кащеевны оказалась несколько высоковатой – роскошное звучание ее грудного регистра убедительно рисовало инфернально-обольстительную суть героини, но вот хитовая ария «Меч мой заветный», изобилующая выходами наверх, столь же эффектной не вышла. Николаю Казанскому в партии Бури-богатыря чуть не хватало четкости слова, но его мощный бас в целом сумел обрисовать неукротимую стихию. Баритон Евгений Либерман поддержал в целом качественный ансамбль выразительным исполнением партии Царевича.

Но «главным героем» оказались, конечно, коллективы Капеллы во главе с маэстро. Партитура Римского-Корсакова, нетривиальная и заковыристая, была подана во всем блеске, очаровывая диковинными созвучиями и по-настоящему захватывая динамикой развития.

Во втором отделении прозвучала гениальная увертюра «Светлый праздник», где тонкий лиризм сочетался с грозным набатом колокола и требовательным лейтмотивом «Да воскреснет Бог». Затем – кантата «Свитезянка» на стихи Мицкевича в переводе Мея, которую, к сожалению, редко услышишь в наших концертных залах. Почти опера по своему драматическому напряжению и яркой образности, в которой идет постоянная перекличка между солирующими голосами (сопрано Юлия Томина и тенор Олег Полшков) и хором-комментатором, «Свитезянка» очаровала широким славянским мелосом и типичной для композитора роскошью оркестрового письма. В финале вечера грандиозным гимном прозвучала сюита из «Китежа» (в «Похвале пустыни» вновь ярко и выразительно солировала Ю. Томина, представ идеальной Февронией по комплексу вокально-артистических качеств), словно продолжив, развив и укрупнив как общеславянские, так и христианские мотивы, присутствующие в «Свитезянке» и «Светлом празднике».

Поделиться:

Наверх