Больше контратеноров – хороших и разных!
В канун Нового года в Англиканской церкви святого Андрея в Москве состоялся концерт двух контратеноров

Контратенор – голос, который сравнительно недавно утвердился в нашей концертной практике. Еще четверть века назад выступления, например, пионера отечественного контратенорового исполнительства Эрика Курмангалиева носили характер сенсации и сопровождались ажиотажем. За прошедшие годы ситуация изменилась: в России появилось немало обладателей этого певческого голоса, одновременно на гастроли приезжали зарубежные представители «цеха» – Андреас Шолль, Макс Эммануэль Ценчич, Филипп Жарусски, Франко Фаджоли и другие. Но до сих пор широкой публикой контратеноровое пение воспринимается как экзотика. Предновогодний концерт оказался экзотическим в квадрате: два контратенора пели соло и дуэтом.

Лауреаты международных конкурсов Рустам Яваев и Борис Комлев явили собой два во многом разных типа одного голоса, отличий было больше, чем общих черт. Оба контратенора – альтового плана. Но у Яваева звучание более «сопрановое» – легкое, звонкое и острое; может быть, не столь богатое обертонами, зато певец филигранно точен в колоратурных пассажах и уверенно держит тесситуру, в том числе самую высокую; его верхние ноты не всегда округлы, как хотелось бы, однако стабильны и безупречно точны. Комлев ближе к контральто: его тембр насыщен, звук плотный, вязкий, сочный и даже мощный по контратеноровым меркам, но таким «инструментом» заковыристые барочные рулады выпевать объективно сложнее. В целом певец с ними справляется, и все же порой проскальзывает интонационная недотянутость.

Третий участник концерта органистка Юлия Иконникова играла поочередно на двух инструментах. Это электроорган в алтаре и старинный акустический орган на хорах, прекрасно звучащий после реконструкции-восстановления. На нем Иконникова сыграла первую часть баховского переложения для органа до-мажорного концерта Вивальди и фа-мажорную сонату последнего.

Концерт в основном был посвящен творчеству Антонио Вивальди. Каждый контратенор спел по большой альтовой арии: Яваев – арию «Jubilate o amaeni chori» из кантаты Introduzione e Gloria, а Комлев – арию «Cum dederit» из кантаты Nisi Dominus. А потом прозвучало «самое главное»: серената «Глория и Гименей».

Серената – одно из двух сочинений, которые Вивальди написал в 1725 году по случаю свадьбы французского короля Людовика XV и польской принцессы Марии Лещинской. Первое – 12-частная Gloria, духовная кантата на канонический латинский текст – хорошо известно и даже популярно. Серенату, сочиненную на итальянском языке, знают гораздо меньше: по некоторым сведениям, в России она прозвучала вообще впервые. «Глория и Гименей» представляет собой нечто среднее между кантатой и оперой, причем в своей самой серьезной ипостаси: это опера-сериа с ее высокопарной патетикой и мифологическими персонажами.

Серената построена как большой диалог двух античных аллегорических божеств – богини славы Глории и бога супружества Гименея. Каждый занят восхвалением добродетелей брачующихся – как в искусных и весьма пространных речитативах, так и в блестящих ариях, настоящем пиршестве музыкальной изобретательности. Вивальди обильно украшает мелодические линии фиоритурами – техническая сложность исполнения находится здесь на высшей позиции, но кроме этого композитор демонстрирует немалое новаторство в гармонических решениях, порой совершенно неожиданных для XVIII века, в обилии хроматизмов и нетривиальных тональных отклонений. Все в совокупности делает музыку невероятно интересной; слушая ее, непрерывно удивляешься оригинальности и смелости мышления автора.

К сожалению, публике не предложили перевод итальянского текста, что несколько снижало ее заинтересованность – прежде всего, на долгих речитативах, смысловые хитросплетения которых остались «тайной за семью печатями». В сочетании с однородностью голосового контента это внесло в концертную программу краску однообразия, особенно ощутимую, если учесть внушительную продолжительность серенаты. В принципе, для концерта было бы вполне достаточно ее одной – без дополнительных сольных номеров. На эффектных ариях внимание зала обострялось, и общий интерес к исполнению заметно повышался. Наиболее удачными оказались два дуэта контратеноров – блистательно ярких, труднейших по ансамблю, в которых голоса то «спорили», то сливались в гармонии.

Поделиться:

Наверх