АРХИВ
11.02.2015
Шамиль Невретдинов: «ДЕТИ УЧАТСЯ, СЛУШАЯ ДРУГИХ»
11 января в МГДМШ им. Гнесиных состоялся гала-концерт конкурса-фестиваля исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова. Одним из самых заметных стало выступление 8-летнего трубача Ильяса Невретдинова. Несмотря на юный возраст, он является стипендиатом г. Москвы, лауреатом нескольких конкурсов и вполне определился с выбором профессии. В этом – заслуга его педагога, преподавателя класса трубы московской ДМШ им. А.К. Глазунова.

Шамиль Вагапович, ваши ученики участвуют в различных конкурсах. Насколько они психологически готовы к таким нагрузкам?

– Если ребенок регулярно выступает на внутренних концертах школы, много занимается, то участие в двух-трех конкурсах в год для него не проблема. Когда ученик хорошо натренирован на упражнениях, гаммах и этюдах, то ему хочется показать подготовленные произведения, увидеть и услышать других. Для него это бесценный опыт, мотивирующий к дальнейшей работе.

По каким критериям вы отбираете конкурсы?

– Их несколько: уровень жюри, традиции, атмосфера. В Москве есть духовые конкурсы, где проходят состязания, отвечающие этим требованиям. Это, прежде всего, конкурс-фестиваль имени Должикова, конкурс имени Табакова, «Серебряные трубы» имени Блажевича – весной он пройдет в пятый раз. К нему мы серьезно готовимся.

Выезжаете ли вы со своими воспитанниками в другие города?

– Здесь моя позиция однозначна. Не принижая достоинств региональных смотров, все же я против участия в них, когда речь идет о малышах. Исхожу из того, что дети должны заниматься ежедневно, а поездки выбивают из привычного режима. Конечно, если живешь не в столице, то приходится вывозить учеников в Москву или Петербург, – это необходимо, потому что здесь средоточие педагогического мастерства, сюда съезжаются преподаватели с талантливыми воспитанниками отовсюду, и можно выявить свой реальный уровень.

Победа в конкурсе для вас очень важна?

–  Победа не на первом месте. Цель  – показать свой класс, испытать себя как педагога. Важно также, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то могут, что они не хуже других. Очень важно, чтобы и родители это увидели.

У Ильяса педагог и папа – в одном лице. У него больше шансов стать профессиональным трубачом, чем у остальных ребят?

– Я считаю, мало владеть инструментом, должна развиваться вторая сторона медали – культура, которая отвечает за то, какие рождаются у исполнителя чувства и образы. Конечно, музыкантам легче, нежели другим родителям, объяснять, что такое музыка, как ее играть, давать советы, как готовиться к концерту, в каком режиме жить перед конкурсом. Много советов и знаний дали Ильясу известные трубачи-педагоги Владимир Иванович Пушкарев, Андрей Михайлович Иков. Добрые слова сказал и Сергей Накаряков: посоветовал не бросать занятия, отметил у него технику и красивый звук. Кстати, Накарякова ведь тоже учил папа, так что в чем-то их судьбы схожи.

Природные данные имеют значение, и музыкальность все-таки трудно привить, это идет изнутри. Конечно, мы, его семья, этому способствовали с самого раннего возраста – он засыпал под Вивальди, Гайдна, Моцарта. Мы надеемся, что Ильяс станет продолжателем нашей музыкальной династии. Мама Ольга Эдуардовна Скребнёва – преподаватель фортепиано, а бабушка Наталья Петровна Захарова – директор ДМШ им. А.К. Глазунова. Было время, когда Ильяс занимался хоккеем, шахматами, но потом все же выбрал музыку.

Что посоветуете родителям, у которых нет музыкального образования, но они сердцем чувствуют, что их ребенок одарен?

– Отдавать детей в музыкальную школу, а затем вникать в то, что происходит на занятиях, слушать, что делают педагог и ребенок. Если родители считают, что детей всему научат в стенах музыкальной школы, то результат будет невысоким. Мамы и папы должны понимать, домашнюю работу нужно делать вместе с ребенком. Только с 12-14 лет ребенок начнет самостоятельно формулировать задачи и добиваться результата. Когда Ильяс только начал заниматься, я часто ставил ему записи Тимофея Докшицера. Запомнились его детские слова: «Папа, когда я слушаю Докшицера, то мне кажется, что его талант постепенно переходит в меня». Пусть это слова ребенка, но они уже показывают отношение к выбранной специальности.

Ильяс играет достаточно сложные произведения. С какого возраста он начал заниматься?

– С пяти лет. Раньше считалось, что начинать играть на трубе надо в 9-10. Но практика показывает и доказывает, что и пяти-шестилетки вполне могут освоить программу первого класса. Главное – не торопиться и помнить, что у каждого свои особенности. В моем классе сейчас есть очень способные мальчишки – Анатолий Ким, Владимир Ханов, Глеб Егоров. Недавно пришла Софья Гончарова. Этой девочке пять лет, но она уже готовится выступить в своем первом конкурсе.

Как к этому отнеслись ее родители?

– Конечно, поддержали! Детям очень важно видеть, как родители рады тому, чем они занимаются.  К тому же, участвуя в конкурсах, они учатся, слушая других.

Поделиться:

Наверх