Все три – премьеры последнего сезона. Это оперы «Дон Жуан» Моцарта и «Лакме» Делиба и балет «Катарина, или Дочь разбойника» Пуни. Первая будет показана на Исторической сцене 27 июля, вторая – 31 июля и 1 августа на Новой сцене, «Катарину» публика увидит 29 и 30 июля на Исторической сцене.
В пресс-службе Большого подчеркивают, что оба театра имеют давние связи. 30 декабря 1976 года вышло распоряжение Совета министров РСФСР о создании Красноярского театра оперы и балета. Спустя два года, в дни его открытия между новым учреждением культуры и главным театром страны был заключен договор о сотрудничестве, предполагавший взаимообмен артистами для выступления в спектаклях, формирование Большим постановочных групп для красноярской сцены, регулярные технические консультации работников художественно-постановочной части Большого и регулярный обмен годовыми и перспективными репертуарными планами. Первым директором красноярского театра стал солист оперной труппы Большого Юрий Дементьев. Его нынешний художественный руководитель Сергей Бобров танцевал на первой сцене страны в 1981-2001 годах.
«Катарина, или Дочь разбойника»
Красноярскую постановку балета Цезаря Пуни в Большом называют отважным просветительским проектом, представляющим российской публике забытый более чем на сто лет балет из наследия выдающегося хореографа, либреттиста, автора знаменитой «Жизели» Жюля Перро. История сценической жизни балета началась в Лондоне, продолжилась в Милане, в 1849-м «Катарину» увидели в России – сначала на сцене санкт-петербургского Большого театра, а годом позже на сцене Большого театра Москвы.
Хореографы-постановщики балета – Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц (некогда ведущая характерная солистка балета Большого). При работе над постановкой ими были использованы исследования специалиста по творчеству Перро Ольги Федорченко, изучены эскизы костюмов и декораций из фондов Санкт-Петербургского музея театральной и музыкальной культуры. Реконструкцию оркестровой партитуры на основе сохранившихся партий и клавиров по заказу театра осуществил Петр Поспелов. Музыкальный руководитель постановки – молодой дирижер Иван Великанов. Сценограф – Альона Пикалова.
«Дон Жуан, или Наказанный распутник»
Премьера спектакля состоялась в октябре 2021 года, став центральным событием фестиваля Дмитрия Хворостовского. В постановочную команду были приглашены словацкий дирижер Петер Феранец (главный дирижер Большого в 1995-1998 годах), австрийский режиссер Михаэль Штурмингер, сценографы и художники по костюмам Ренате Мартин (Германия) и Андреас Донхаузер (Австрия), американский художник по свету Эй Джей Вайссбард, педагог-концертмейстер и дирижер из Австрии Кристиан Кох. Последний встанет за пульт на московском показе «Дон Жуана».
Идея Михаэля Штурмингера на сайте театра анонсируется так: «Дон Жуан», - это «дитя темноты», «ночное» произведение искусства, сумрачная игра в неопределенном месте. Двери зданий крепко заперты, но когда они неожиданно распахиваются, публике открываются грандиозные, ярко освещенные бальные залы для необузданных и пышных праздников со сменой костюмов, гендерной принадлежности и исторического фона. Но кто есть кто, похоже, режиссер так и не даст шанса определить.
«Лакме»
Редко исполняемая в России опера Лео Делиба – из тех, которые почти никто не знает, но музыку (в данном случае «Арию с колокольчиками» и «Дуэт цветов») слышали практически все. Постановку осуществила московская команда - дирижер Александр Рудин, режиссер Сергей Новиков, сценограф Мария Высотская. По мнению создателей спектакля, краеугольный вопрос этой оперы - в необходимости внимания и бережного отношения друг к другу, «иначе даже людям, которых мы полюбили, можно нанести смертельную обиду».
Свои первые гастроли в Москве на сценах Большого Красноярский театр оперы и балета посвящает 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского, имя которого носит уже четыре года.
Поделиться: