Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.10.2013
ТВОРЧЕСТВО ВОПРЕКИ

12 октября в Театральном зале Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова в исполнении участников молодого коллектива «Театр новой музыки» Александры Климовой (скрипка) и Алексея Попова (фортепиано) прозвучали произведения композиторов первого русского авангарда.

Концерт «Ранний русский музыкальный авангард и его современники» открыл саратовским слушателям композиторов, которые были надолго забыты в России. Среди них Григорий Крейн (Соната № 1 для скрипки и форетапиано), Николай Рославец (5 прелюдий для фортепиано), Артур Лурье (&laquoPiano Gosse» для фортепиано), Михаил Матюшин («Осенний сон» для скрипки и фортепиано). Кроме того, впервые в Саратове прозвучали вокальный цикл «Четыре газетных объявления» Александра Мосолова (Т. Делавер – сопрано), а также поэма «К пламени» Скрябина в исполнении идейного вдохновителя и ведущего вечера – Василия Игонина, блестяще предварявшего каждое сочинение небольшим рассказом о его авторе.

«Театр новой музыки» появился в Саратове три года назад и за это время стал известным коллективом. Он приобрел статус перспективной молодой команды как двукратный участник «МолОт-фестиваля», который ежегодно проводит Молодежное отделение Союза композиторов России, и как победитель международного конкурса, проводившегося в этом году на радио «Орфей». О коллективе рассказал его художественный руководитель, член Союза композиторов России, преподаватель кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории Владимир Орлов.

– Наш ансамбль родился в мае 2010 года. Его появление было необходимо, поскольку в Саратове почти не исполнялась современная академическая музыка. Своим первым концертом «Театр» дал своеобразную пощечину тем концертным организациям Саратова и области, репертуарная политика которых ограничивается либо эстрадной музыкой, либо популярной классикой (что с коммерческой точки зрения, конечно, выгоднее). К сожалению, в Саратове до сих пор не создан центр современного искусства. Но, к счастью, у «Театра» все же есть друзья и помощники – и в консерватории, и областном Доме работников искусств, и в молодежном правительстве Саратовской области, и в министерстве спорта, туризма и молодежной политики. Нам предоставляются залы для выступлений, мы пользуемся информационной поддержкой.

– Какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?

– За время существования «Театра» мы познакомили саратовцев с произведениями современных российских композиторов, американских минималистов (Т. Райли, С. Райха и других). Одним из достижений можно назвать найденную нами новую форму концерта – это концерт-спектакль с персонажами, спорящими о музыке. Такие персонажи впервые появились в театрализованном спектакле «Город волшебников» молодого композитора Александра Зарембы. И сегодня имена профессора Влориди и маэстро Вигансо (анаграммы имен Владимира Орлова и Василия Игонина), которые на протяжении каждого концерта непрерывно спорят о музыке, в нашем городе известны так же хорошо, как в свое время современникам были известны вымышленные герои критических заметок Роберта Шумана – Флорестан и Эвсебий. Маэстро Вигансо – персонаж, который превозносит новое искусство и не терпит сентиментальности в музыке, в то время как профессор Влориди ненавидит авангард, но каждое фиаско этого ретрограда служит поддержке и пропаганде современной академической музыки. У слушателя есть выбор – согласиться с одной из высказанных точек зрения или составить собственное мнение о звучащей музыке. Такая форма проведения концертов принесла нам победу на международном творческом конкурсе радиостанции «Орфей» «Телеком-Хит-2013» в номинации «Классика жанра».

Наш коллектив будет продолжать вести линию по развитию новой музыки в Саратове, несмотря на все трудности. Уже в декабре саратовцев ждет грандиозная премьера – концерт, посвященный творчеству австралийского композитора Роберта Дэвидсона. Некоторые произведения прозвучат впервые не только в Саратове, но и в России.

Поделиться:

Наверх