– Амина Ибрагимовна, в прошлом году отмечалось 45-летие академии искусств. Как бы вы охарактеризовали ее деятельность в контексте современной культурной и общественной жизни?
– Активная творческая и просветительская деятельность связана с характером нашей профессии: концерты, выставки, театральные постановки являются неотъемлемой частью учебного процесса. Тем не менее я смело могу сказать, что уходящий год нас порадовал рядом масштабных и ярких проектов, имеющих большое значение не только для вуза, но и для города. Это «Симфоническая ночь» в формате open air, I международный конкурс пианистов им. А. Франка, VIII открытый конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки имени С. Хамидуллиной, всероссийская научно-практическая конференция «Образование в пространстве культуры», выставка работ студентов факультета изобразительных искусств в галерее «Урал», I этап Всероссийского хорового фестиваля. Многие состоялись благодаря целевой поддержке из федерального и местного бюджетов. Мы гордимся тем, что выиграли несколько грантов Республики Башкортостан, в том числе грант президента РБ на поддержку наиболее значимых творческих проектов.
– То есть вуз располагает достаточными материально-техническими ресурсами?
– Ресурсы у нас достаточные, но и потребности высокие. Весьма дорогостоящее учебное оборудование: нужно покупать музыкальные инструменты, театральный реквизит, материалы для художников. Пытаемся все это обеспечить, исходя из существующего бюджета.
– В составе УГАИ действует четыре факультета, в том числе факультет башкирской музыки. Насколько это направление актуально и перспективно?
– Национальная музыка пользуется большим спросом на сценах всего мира. Мы свою задачу видим в том, чтобы национальный колорит сочетался с профессионализмом исполнителей, эрудированностью композиторов, мастерством аранжировщиков. Художественную «продукцию» факультета мы рассматриваем как серьезный задел для развития международных связей. Мероприятия к 25-летию образования кафедры традиционного исполнительства – конкурс исполнителей на башкирских национальных инструментах и в особенности юбилейный концерт показали высокий уровень исполнительского искусства студентов и выпускников кафедры. Мы уже готовы выезжать с уникальной национальной программой. Но, скажу честно: не хватает спонсоров.
– Основателем и первым ректором стал известный композитор, имя которого теперь носит учебное заведение. И сегодня академия может похвастаться сильной композиторской школой?
– В республике прочные композиторские традиции, которые поддерживаются качественным образованием. То поколение композиторов, которое еще вчера именовалось молодым, – это думающие, инициативные мастера. Недавно прошедший в республике фестиваль композиторов Поволжья, Урала и Республики Коми «Между Волгой и Уралом» получил широкий резонанс. Ведущими коллективами и солистами было организовано семь концертов в различных жанрах – от песенного, камерно-инструментального до хорового и симфонического. В основном программы составили сочинения башкирских композиторов, большинство из которых являются выпускниками академии. Огромная роль в организации фестиваля принадлежит заведующей кафедрой композиции, председателю Союза композиторов РБ Лейле Загировне Исмагиловой, сумевшей вызвать живой интерес к творчеству современных авторов. Студенты кафедры ежегодно становятся лауреатами конкурсов международного и всероссийского уровней. Но мы не стремимся принимать много композиторов: это, как говорится, «штучный товар».
– Считаете ли вы необходимым развивать «модные» направления – менеджмент в сфере искусства, продюсирование?
– Несколько лет назад мы стали реализовывать специальность «Менеджмент». Но постепенно решили оставить это образовательное поле: все-таки областью нашей профессиональной деятельности является культура и искусство. Тем более что в новых федеральных государственных стандартах и учебных планах некоторых профильных специальностей представлена такая дисциплина, как «Менеджмент в сфере культуры и искусства», – например, по специальности «Художественное руководство академическим хором». Это и в самом деле требование времени. Профессиональные компетенции музыканта-исполнителя, а тем более руководителя творческого коллектива, в современных условиях не могут ограничиваться лишь задачами творческой направленности.
– Расскажите о научной деятельности академии искусств.
– Нашими силами разрабатывается несколько направлений искусствознания, в том числе в области музыкальной науки. Академия искусств является активным разработчиком и во многом инициатором семантико-поэтологического направления музыкознания. Работы наших авторов по проблемам музыкального содержания, стиля, исполнительской интерпретации широко известны. Особая ветвь нашей вузовской науки – это фольклористика, изучение народных традиций, исследование современных тенденций башкирской музыки. Весьма солидно – по объему работ и охвату проблематики – выглядит и искусствоведческое направление в области театрального искусства.
– Ректором вы были назначены год назад. Какими видите свои главные задачи на этом посту?
– Очень много организационных задач. Конечно, приоритетными остаются творческие, научные и учебные. Но жизнь заставляет обратить пристальное внимание на поиск оптимизационных решений по всем направлениям. Главное – не терять приоритеты: поддерживать коллектив в его профессиональных устремлениях, в его нацеленности на решение художественных задач в рамках учебного процесса. Талантливые проекты – как педагогические, так и студенческие – важно вовремя поддержать. Именно с этой целью ежегодно выделяется грант ректора на организацию различных проектов студентов и педагогов.
– Какова сегодня самая важная миссия институтов искусств в России?
– Художественно-воспитательная – следовательно, социальная, решающая острые проблемы современного общества. Именно через образование в области культуры и искусства, на мой взгляд, надо решать вопросы патриотического, нравственного, семейного, межнационального воспитания.
Поделиться: