Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2007
УЧИТЬСЯ КОЛДОВАТЬ!
Музыка – лукавая работа:
Чтобы людям сердце взволновать,
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чём поёт капель,
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом – колдуном!

Грудинина Н.Т. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества»,
М; Москва, 1981.

Это замечательное стихотворение как нельзя лучше говорит о том, каким должно быть обучение детей музыке, каким должно быть содержание обучения. Если же выразиться прозаическим языком, то содержание обучения должно быть развивающим и, конечно, комплексным. На эту тему было много высказываний, рекомендаций выдающихся музыкальных деятелей; в «Программах обучения» для музыкальных школ 70-80-х годов прошлого века давались методические указания; на страницах газеты «Советская культура» прошла жаркая дискуссия «Кого готовить музыкальной школе – «вундеркиндов» или многосторонне образованных людей?». Но воз, как говорится, и ныне там. Мало что изменилось к лучшему в XXI веке – по-прежнему живуч метод натаскивания, по-прежнему основная масса учащихся музыкальных школ живёт от зачёта до зачёта, да ещё и подготовкой к очередному конкурсу, которых стало бесчисленное множество.

В результате подобного обучения некоторые учащиеся перестают учиться, иных исключают как «профнепригодных», окончившие школу зачастую избавляются от музыкальных инструментов.

Многие педагогические коллективы искали и до сих пор ищут пути выхода из создавшейся ситуации. Наша газета писала об интересном многолетнем опыте коллектива музыкальной школы, имеющего многих последователей. О нем хочется рассказать поподробнее.

Есть в Санкт-Петербурге музыкальная школа имени выдающегося деятеля русской музыкальной культуры, подвижника – Василия Васильевича АНДРЕЕВА, прославившего на весь мир замечательные русские народные музыкальные инструменты – балалайку, домру, гусли. Во многих странах сегодня функционируют оркестры русских народных инструментов, в Париже – школы игры на балалайке.

В 2006 году ДМШ им. В.В. Андреева исполнилось 25 лет, первый юбилей. Как много у неё оказалось друзей, с первым юбилеем школу поздравили 30 учреждений культуры: от музыкальных школ до Санкт-Петербургской консерватории (Академии) и Российской Академии музыки им. Гнесиных, от городов Санкт-Петербурга и Москвы, до Киева, Вильнюса, Каргополя… А какие подарки получила школа!

От имени губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко председатель Комитета по культуре Народный артист России Н.В. Буров преподнёс детям дорогой подарок – концертный рояль фирмы «Бехштейн». Глава Администрации Московского района Санкт-Петербурга В.В. Коровин нашёл средства для изготовления и установки фирменных дубовых входных в здание дверей, здание – памятник архитектуры XIX века.

Но самым глубоким по значению подарок коллектив сделал сам себе.

В 2006 году Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ и Научно-методическим центром по художественному образованию проводился Всероссийский конкурс на лучшие образовательные программы для детских школ искусств. В конкурсе участвовало 170 претендентов, победителями объявлены 15 и среди них комплексная «Программа по фортепиано» (фортепиано, подбор по слуху, транспонированию, сочинение), составленная группой авторов, преподавателей СПб ДМШ им. В.В. Андреева.

Данная Программа является выражением идей Авторской методики обучения, разработанной педагогическим коллективом научным путём: постановка проблемы – изучение трудов – проведение эксперимента – систематическое обсуждение хода эксперимента – выводы – внедрение в коллективную практику – результаты. Более чем 25-летний опыт работы по Авторской методике дал отличные результаты. О них красочно и содержательно рассказывается в буклете, изданном к юбилею школы.

Главные постулаты Авторской методики:

– Ученик – не объект воспитания, а равноправный субъект учебного процесса, ибо нормальное развитие ученика возможно только в обстановке уважения к нему как к личности. «Пусть строгость учителя не будет мрачной, а ласковость – расслабляющей» (Квинтиллиан).

– Высший критерий профессионализма педагога – умение учить и развивать ученика в полном соответствии с его склонностями, возможностями и способностями.

– Каждому ученику предлагается два взаимообогащающих пути развития –

Первый путь – репродуктивный, то есть изучение гамм, этюдов, учебного и концертного репертуара:

Второй путь – творческий, собственное творчество учащихся. Для этого пути были разработаны и внедрены в практику творческие разделы обучения, указанные в Программе победительнице.

Учебный процесс выстроен исходя из требований Авторской методики.

Обобщением опыта работы коллектива стал выход в 1999 году в петербургском издательстве «Композитор» брошюры «Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе». Она настолько популярна, что уже педагоги и администраторы более 300 музыкальных школ России, и даже Республики Беларусь, применяют её идеи на практике в той или иной степени.

Педагоги школы выезжают в другие города с рассказом об опыте работы по Авторской методике, демонстрируют успехи учащихся, проводят у себя семинары для многочисленных делегаций.

Структура «Программы» необычна. Особенность её состоит в творческой направленности содержания обучения, в том, что предлагается целый комплекс творческих разделов, в любом из которых каждый учащийся может наиболее полно выразить своё музыкальное дарование. В ней нет указаний как разучивать пьесы или работать над техническим развитием. Не обременена она совершенно ненужным репертуарным списком, где музыкальные произведения привязаны к определённому раз и навсегда классу, году обучения. Существует очень много Школ, Хрестоматий, учебных пособий, в которых есть всё, что нужно педагогу. Да и у самих педагогов есть достаточный опыт и знания в этом направлении. А вот опыта работы над развитием творческих задатков практически нет, поэтому в «Программе» даны краткие методические советы по творческим разделам обучения.

Подбор по слуху. Очень жаль, что многие педагоги недооценивают значение этого раздела обучения. Подбор по слуху любимых песен, мелодий, как никакой другой развивает интонационное «чутьё» ученика. Ведь не зря ученикам советуют как можно чаще и больше слушать разной хорошей музыки. А если к тому же ученик может её воспроизвести на своём музыкальном инструменте, то значение развития этого навыка значительно возрастает. «Игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и создаёт единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга « (С.И. Савшинский, профессор Ленинградской консерватории, 1961 г. ). Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности. Ещё более необходим этот навык тем учащимся, которых в любой музыкальной школе большинство, которые любят музыку, но не ставят своей целью продолжить музыкальное образование.

Ценность и важную сущность навыка игры по слуху афористически выразил профессор Санкт-Петербургской консерватории С.М. Мальцев: «Для человека, умеющего играть по слуху, инструмент – друг, друг на всю жизнь!».

Транспонирование. Этот раздел тесно связан с подбором по слуху с первых шагов обучения. Переводя подобранные по слуху мелодии, или выученные по нотам несложные пьесы в другие тональности, учащиеся знакомятся с звуковысотным положением ладов, у них развивается тембральный слух. В работе над транспонированием важен не сиюминутный результат перехода в другую тональность, такую задачу и ставить нельзя, а постепенное вхождение в звуковую сферу новой тональности, с увеличивающимся количеством знаков альтерации в сочетании с положением рук на клавиатуре инструмента или грифа.

В результате работы над развитием навыка транспонирования у учащихся исчезает боязнь ключевых знаков, они увереннее чувствуют себя за инструментом. Ещё Карл Черни советовал пианистам развивать навык транспонирования.

Сочинение. Все дети любят что-то создавать, лепить, строить. На развитие этого качества и направлен данный раздел. Цель – вызвать творческий инстинкт, разбудить детскую фантазию, развить её, научить ребёнка «колдовать» и когда он сочиняет что-либо, и когда он исполняет музыкальное произведение – важнейшая задача воспитателя. И если будущему музыканту развитое творческое воображение крайне необходимо, вспомним категорическое высказывание Жан-Жака Руссо: «Для правильного постижения музыки недостаточно только исполнять её, а нужно также уметь её сочинять; и если не обучаться одновременно тому и другому, то не суметь её хорошо понять», – то оно в равной степени необходимо специалисту любой профессии, будь то бизнесмен или токарь, педагог или врач. Под сочинением подразумевается любой вид творческой работы: досочинение, пересочинение, собственно сочинение на модель, на каданс, на поэтический текст, а также подготовленная импровизация, попурри. «Колдуя» над созданием музыкального образа в своей творческой работе, учащийся развивает образное мышление, помогающее ему и в исполнительстве «понимать язык снежинок» или «ворчать медвежонком». Иными словами глубже и выразительнее трактовать, интерпретировать репертуарные пьесы.

Кто-то может возразить, как же можно заниматься сочинением музыки в инструментальном классе без методических указаний, правил, руководств. Всё очень просто, не надо ставить задачу воспитывать из каждого ученика композитора. Надо предоставить ученику возможность выразить свои чувства простейшими музыкальными средствами.

Кстати, учащиеся школы Андреева много и охотно сочиняют, делают прекрасные концертные обработки. Появилось желание опубликовать некоторые из них. Так были напечатаны сборники сочинений пианистов «Солнечный зайчик» и «Музыкальная шкатулка», сборники сочинений баянистов и аккордеонистов, домристов, гитаристов. На очереди другие сборники. Наиболее интересные творческие работы учащихся включены в учебный репертуар.

Представит интерес методическая разработка «Из опыта работы над джазом». В ней достаточно подробно и профессионально рассказано о начальном этапе работы над джазовым стилем, показаны характерные особенности мелодии и гармонии, приведены нотные примеры. Создана хорошая методическая основа, база для начала работы и педагогу, и ученику. Есть немало учащихся, тяготеющих к джазу, и данная разработка помогает удовлетворить их интерес.

Особый раздел «Программы» – «Исполнительские термины и основы элементарной теории музыки». В нём, в порядке возрастающей трудности, по классам, расположены музыкальные термины и их значение, встречающиеся в нотах: штрихи, нюансы, динамика, агогика, мелизмы, характеры звучания, а также звукоряд, интервалы, аккорды – трезвучия и септаккорды, – строение музыкальных произведений. В завершение – коллоквиум по всему объему терминов, музыкальной жизни Санкт-Петербурга, знанию имён и творчества выдающихся пианистов, биографии В.В. Андреева.

Для большинства учащихся музыкальная школа является первым и последним музыкальным «университетом», именно поэтому крайне важно дать им максимум знаний по грамотному прочтению нотного текста. Но не только. Обучая детей разного уровня способностей и перспективы обучения, всегда следует помнить наказ Г.Г. Нейгауза:

«… учитель игры на любом инструменте… должен быть прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уж совершенно неизбежен комплексный метод преподавания…»

Все разделы объединены в «Годовых и зачётно-экзаменационных требованиях». Для каждого класса указан необходимый и достижимый всеми без исключения учащимися минимум требований по изучению гамм, этюдов, пьес, творчества. Для активных и перспективных в музыкальном отношении учащихся никаких ограничений не существует, и они развиваются гармонично и быстрыми темпами.

Оценочный критерий, как и «Программа», комплексный. В него входят оценки: полученные на зачёте по программе творческого музицирования, на переводном академическом концерте, за выступления на учебных концертах, на конкурсе на лучшее исполнение этюдов, за выступления на разного рода внешкольных концертах, фестивалях, конкурсах.

Как правило, итоговая оценка всегда положительная. Каждый ученик получает в комплексной «Программе» возможность выявить и развить разные грани своих способностей, а не только в сольном исполнении нескольких пьес учебного репертуара. А педагог – вовремя заметить, поддержать, помочь ученику, заинтересовать его, и таким образом способствовать его всестороннему развитию.

В газетной статье не просто выразить дух комплексной «Программы», её нужно вдумчиво читать и не один раз, умом и сердцем прочувствовать её содержание и помочь себе отойти от устоявшихся шаблонов и штампов. Как выразился Артур Шнабель «Традиции в фортепианной игре – «собрание дурных привычек».

Сегодня, как никогда ранее, стоит задача воспитания интереса у учащихся к музыкальным занятиям. Ребёнок пришёл в музыкальную школу, он никому и ничего не должен. Педагог должен, обязан, увлечь его музыкой, влюбить в музыкальный инструмент, музицирование на нем, сделать его другом ученика на всю жизнь. Для этой цели педагогу необходимо иметь набор приёмов, способов положительного воздействия на процесс обучения. Комплексная «Программа по фортепиано» СПб ДМШ им. В.В. Андреева в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. В ней нет ничего новаторского, оригинальность состоит в компоновке разделов обучения, правильной расстановке акцентов, а также и в результатах, которые получают обучающиеся.

А они, результаты, впечатляют. При подведении итогов первого юбилея Андреевской школы подсчитано – 21% выпускников избрали музыку своей профессией. Результат, которым можно гордиться. 26% педагогического состава школы – бывшие выпускники, а трое работают педагогами консерватории, во всех музыкальных учебных заведениях города сегодня обучаются выпускники школы, свыше ста учащихся – призёры разного уровня музыкальных соревнований. Если учесть, что фундамент будущего музыканта закладывается в первые 15 лет жизни, то следует со всей определённостью сказать – комплексная «Программа» является отличным материалом для закладки будущего музыканта. А в основной массе учащихся она развивает также навыки и знания, которые становятся отличной базой для послешкольного музицирования, и примеров тому множество.

Комплексная «Программа» является по своей сути щадящей психику ребёнка методикой, создавая условия для развития каждого ученика, и исключая возможность отчисления кого-то за так называемую «профнепригодность».

Комплексная «Программа по фортепиано» – это не плод фантазии какого-либо индивида, не собрание благих пожеланий. Она составная часть Авторской методики обучения, наряду с подобными программами для других музыкальных инструментов. Авторская методика создавалась в жарких спорах, дискуссиях, проверена многолетним практическим опытом всего педагогического коллектива школы, принявшим её умом и сердцем, а, как известно, практика – критерий истины. Именно это обстоятельство побудило рассказать об оригинальной программе обучения, имеющей развивающий, комплексный характер, и о результатах обучения по этой программе.

Поделиться:

Наверх