Последнее произведение композитора «Музыка для четырех валторн и струнного оркестра» и сочинения его учеников прозвучали 10 апреля в Санкт-Петербургской консерватории в концерте «Музыкальное приношение: Владимир Цытович и его ученики».
Страницы истории Санкт-Петербургской консерватории пестрят великими именами и значимыми для русской культуры событиями. Стены этого учебного заведения – оплот большинства национальных исполнительских школ: фортепианной, скрипичной, духовой и, конечно, композиторской, роль которой сложно переоценить. Культурно-исторические связи петербургской композиторской школы протягиваются и во времени, и в пространстве. Слава дней нынешних и дней минувших, крепость традиций зачастую зиждется на тех, чьи имена не всегда получали массовое признание, хотя вклад этих музыкантов в культуру города и страны поистине огромен. Владимир Цытович (1931–2012) – одна из таких фигур, чей масштаб и значение еще только предстоит осознать и оценить.
Творчество В. Цытовича достаточно обширно и разнообразно по жанрам. Владимир Иванович, будучи до крайности скромным человеком, не любил хвалебных слов в отношении себя и своей музыки и говорил: «Я отношусь к себе в высшей степени строго». Тем не менее его вклад в отечественную культуру значителен. Из симфонических сочинений заслуженную популярность снискала Вторая симфония (1974) – произведение, раскрывающее богатство и многообразие звучания современного камерного оркестра. Многократно и с неизменным успехом исполнялись искрометные, полные юмора и иронии Симфонические зарисовки по роману Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» (для чтеца и симфонического оркестра, 1959).
Особого упоминания требуют сочинения концертного жанра. В. Цытовичем написано пять концертов: для фортепиано, альта, виолончели, флейты с гобоем и гитары. В этом же ряду находится Концертино для фортепиано и камерного оркестра, написанное для дочери Ирины (1971). Помимо концертов среди опусов композитора имеется целая плеяда сочинений, так или иначе воплощающих идею концертности. Это Дивертисмент для фагота и камерного оркестра (2003), Ария для сопрано и струнного оркестра (1978), «Музыка для четырех валторн и струнного оркестра» (2011).
Концертный жанр доминирует в творчестве В. Цытовича. В нем наиболее ясно проявилось свойственное композитору тяготение к интеллектуальной игре, юмору. Подчеркивая индивидуальность и достоинства солирующего инструмента, композитор создает разнообразные тембровые сочетания между инструментами-участниками (как между солистом и оркестровыми тембрами, так и внутри оркестра).
Не была чуждой композитору и область камерной музыки, в которой стоит отметить такие выдающиеся сочинения, как Триптих для альта и фортепиано (1962), «Диалог и скерцо» для скрипки и фортепиано (1966), сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано (1980 и 1995).
Среди камерных произведений особую группу составляют фортепианные произведения: цикл из 10 прелюдий, Шесть концертных пьес, 12 пьес по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Соната в стиле необарокко», а также Сюита для двух фортепиано. Будучи блестящим пианистом, учеником И. Браудо, Владимир Иванович вплоть до последнего десятилетия регулярно выступал со своими сочинениями. Точность, упругость звука, непогрешимое чувство ритма – его исполнение поражало и завораживало. Как чуткий к тембру композитор он умел показать всю палитру красок фортепиано, тонко играть динамикой и штрихами.
Мастерство, тщательная отделка деталей в музыке В. Цытовича сразу выдает руку профессионала. Умение выстроить форму, добиться эффектного звучания оркестра, сбалансировать ансамбль – эти свойства всегда отличали его как творца, способного скрупулезно трудиться над каждым нюансом. «Я не считаю себя очень ярким композитором, – говорил Владимир Иванович. – Если иногда у меня и выходило что-то хорошее, то это из-за моего “ослиного упрямства”. Только благодаря этому я могу что-то сделать». Под упрямством композитор подразумевал высочайшую степень требовательности к себе. Характерен такой случай: полностью закончив Концерт для альта с оркестром в дирекционе (клавир), композитор выбросил все, кроме первой страницы I части («…и ту, – уточняет автор, – перетранспонировал из фа минора в ре минор»). И абсолютно весь концерт написал заново. Премьеру произведения с огромным успехом провел альтист Юрий Крамаров, а в 2001 году в рамках абонементной программы оно прозвучало в Монпелье (Франция) - что примечательно, исключительно по инициативе французов. Успех превзошел все ожидания: финал сочинения повторяли на бис.
Парадоксально, что при тяготении композитора к философским образам, обращении к высоким композиторским технологиям, пронизанным интеллектуализмом, из-под пера В. Цытовича выходили и совсем иные по характеру сочинения. Речь идет о произведениях детского репертуара. И хотя В. Цытович протестовал, когда его относили к «детским» композиторам (ибо он также автор значительного количества «взрослых», серьезных опусов), именно музыка для самых маленьких музыкантов раскрывает особые грани его таланта – образную яркость, емкость интонации, открытость и свежесть тематизма.
Ученик Б.А. Арапова, композитор и ученый, заслуженный деятель искусств России, педагог, более 50 лет преподававший композицию, инструментовку и чтение оркестровых партитур в Санкт-Петербургской консерватории, профессор В.И. Цытович стал настоящим столпом факультета композиции. Его ученики (более 30 из которых – члены Союза композиторов России) продолжают традиции своего учителя, в том числе преподавая в стенах Санкт-Петербургской консерватории.
Поделиться: